Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право на творчество.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
464.9 Кб
Скачать

1.3. Сущность и нормативное содержание конституционного права на свободу творчества

Определив содержательную сущность понятия "творчество", необходимо перейти к анализу конституционного права каждого на свободу творчества в РФ.

Часть 1 ст. 44 Конституции РФ указывает на свободу определенных видов творчества: литературное, художественное, научное, техническое и другие виды творчества. Наряду с перечисленными видами творчества в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ говорится и о других видах творчества, но статья не указывает, какие именно это виды. К ним, вероятно, можно отнести правотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д. На наш взгляд, этот вопрос является открытым и требует своего законодательного урегулирования и конкретизации. К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно1.

Конституция РФ 1993 г., гарантируя свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также преподавания (ст. 44, ч. 1), основывается на принципе идеологического многообразия. Свободу творчества следует рассматривать как право каждого самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц, в условиях отсутствия цензуры создавать единолично или с участием соавторов произведения литературы, искусства, науки, изобретения, осуществлять творческую деятельность в других областях2.

Собственно свобода творчества индивида не поддается правовому регулированию в том смысле, что она раскрывается только в его (индивида) внутреннем опыте, творческий процесс неалгоритмичен (он регулирует сам себя); через творчество человек реализует себя как субъект культуры. Посредством правового регулирования обеспечивается выражение государственного отношения к саморазвитию и инициативности личности, результатам творческого труда, к культуре в целом, для которой творчество выступает важнейшим фактором динамики. Свобода творчества - неотъемлемая составляющая духовной жизни общества, демократической традиции, правового государства; она заключает в себе "сложный комплекс прав, интересов, общественных потребностей, обязанностей и неизбежных ограничений".1

Свобода творчества является одним из условий сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Поэтому ориентиры государственной политики в отношении свободы творчества получают свое выражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Так, например, в Послании Президента РФ от 23 февраля 1996 г. говорилось: "...в России сняты все препоны, препятствовавшие свободному обращению к источникам информации и полной свободе творчества. Цензура, с одной стороны, а "самиздат" и "тамиздат", с другой, стали предметом изучения историков"2; в Послании Президента РФ от 25 апреля 2005 г. приводилась цитата из научного наследия И.А. Ильина о том, что "государство ... не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество... Оно не должно ... без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей"3, а в Послании Президента РФ от 22 декабря 2011 г. отмечается: «Культурное достояние должно стать максимально доступным для детей. Знакомство с лучшими образцами мирового искусства и, безусловно, самостоятельное творчество должны стать частью образовательного процесса»4.

Государство должно способствовать творческому плюрализму5 и не устанавливать препятствия (например, в виде цензуры) свободе творчества как стремлению индивида к саморазвитию. В отраслевом законодательстве есть конкретные решения по этому поводу: согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"1 ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.

Таким образом, рассмотрев вопрос о том, как данное право трактуется в комментариях к Конституции РФ, в международно-правовых документах, при исследовании права граждан на свободу творчества необходимо рассмотреть его как право субъективное.

Как субъективное право конституционное право на свободу творчества является гарантированной правовой возможностью, реализующейся непосредственно в рамках общих правоотношений. Каждый гражданин имеет право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Этому общему субъективному праву в рамках общих правоотношений соответствует обязанность государства гарантировать право на осуществление творческой деятельности, его защиту; в запрете на вмешательство органов власти в любую творческую деятельность человека, за исключением случаев, установленных законом; обязанность иных лиц не нарушать это право.

Субъектами права на свободу творчества могут быть граждане России, иностранные граждане или лица без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений. Творцами могут быть любые физические лица, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Что касается объекта субъективного права на свободу творчества, то в широком смысле объектом данного права является собственно творческая деятельность - то явление, по поводу которого субъект вступает в правоотношение. В узком смысле объектом выступает социальное благо - конкретный творческий результат, облеченный в объективную форму, которым творец вправе распоряжаться самостоятельно, а также личное неимущественное благо - возможность удовлетворения своих личных потребностей в сфере профессионального творческого роста, создания новых произведений, технологий и т.д.

Право на свободу творчества включает в себя определенные правомочия, являющиеся структурными элементами содержания данного права. Оно, по сути, является комплексным субъективным правом, где возможность действовать означает возможность каждого человека и гражданина заниматься всеми видами творческой деятельности по желанию. При данном правомочии личность как может иметь определенные задатки и способности к творческой деятельности, так и не может, что не лишает человека права на свободу творчества.

Вопрос о структуре конституционной свободы творчества не является безусловным решенным. Исходя из ст. 10 Основ законодательства о культуре РФ1, право на творчество включает следующие элементы: выбор вида творчества и выбор основы занятия творческой "деятельностью (профессиональная или любительская). Остановимся подробнее на содержании этих правомочий, так как оно не раскрыто в Основах законодательства о культуре.

Выбор вида творчества заключается в возможности заниматься любым творчеством в соответствии со своими способностями и интересами (федеральным законодательством закреплены такие виды творчества, как самодеятельное (любительское) художественное, местное традиционное, народное художественное, художественно-конструкторское, самодеятельное, научно-техническое, научное, духовное, религиозное, фольклорное, литературное, музыкальное и др.).

Выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская) заключается в избрании формы организации творчества.

В развитом обществе все области творчества знают обе формы, которые очень тесно взаимосвязаны. Любительское творчество - исходная форма организации, при которой творческая деятельность осуществляется вне рамок должностных обязанностей, на досуге, область ее выбирается в зависимости от склонностей личности, его основа - инициатива увлеченных людей. Профессиональное творчество становится для человека основным родом занятий, составляет его трудовую функцию, предполагает взаимодействие с определенной профессиональной общностью.

По существу творчество любительское и профессиональное различается тем, что первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности (что не исключает самообразования), а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей.1

По нашему мнению, вопрос об элементах конституционной свободы творчества не исчерпывается вышеназванными элементами. Рассмотрим иные правомочия подробнее.

Правомочие на выбор относительно того, заниматься творчеством или нет2, сообразуется с определением своей деятельности как творческой либо нетворческой.

Человек вправе выбирать способ участия в творческом процессе: индивидуальный или коллективный (совместный).

Свобода распоряжения результатами своего творческого труда заключается в возможности самостоятельного определения юридической судьбы результата своей творческой деятельности, в том числе согласно ст. 17 ОЗК РФ в праве вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правомочие на государственную и иную поддержку заключается в притязании на финансовую, социальную, организационную, информационную и иную помощь со стороны Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц для обеспечения: развития творческих организаций (школ искусств, студий, домов творчества, ансамблей); помощи различным категориям в среде творчески настроенных людей из числа талантливой молодежи, соотечественников за рубежом и иных; социальной поддержки творческих работников, содействия творческим работникам в расширении культурных контактов.

В системе способов поддержки творчества важная роль отводится благотворительной деятельности, меценатству, целевому государственному финансированию творческих проектов и отдельных видов творчества.

Следует выделить и правомочие на защиту нарушенной свободы творчества. Сфера защита свободы творчества, как правило, обусловлена защитой интеллектуальной собственности либо иных прав и свобод (мысли, слова, совести, массовой информации, преподавания, труда). Это указывает не столько на благополучие в данном вопросе, сколько на отсутствие восприятия людьми свободы творчества в категориях прав граждан и обязанностей государства.

Крайне конфликтные ситуации защиты свободы творчества сегодня связаны с различными оценками произведений художественного творчества, выражающимися в несовпадении авторской и государственной позиции. Обратим внимание, что в России до сих пор в полной мере не обеспечен рекомендованный ЮНЕСКО плюрализм инстанций оценки и обновление их состава.1

Действующее законодательство предоставляет возможность каждому человеку и гражданину заниматься творческой деятельностью как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Граждане могут заниматься творчеством индивидуально, создавать различные творческие кружки, клубы, объединения2. Данное правомочие включает равноправие профессионального и непрофессионального творческого работника в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Гарантии данного правомочия содержатся во многих законодательных актах, в частности в Основах законодательства о культуре от 9 октября 1992 г. (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г.), в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 24 ноября 2006 г. и т.д.

Так, в ст. 27 Основ законодательства о культуре говорится, что Российская Федерация:

- стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

- обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;

- способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;

- способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;

- содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов и т.д.1

Возможность требования проявляется в возможности понуждения обязанного лица создать необходимые условия для реализации права на свободу творчества. Эти правовые возможности состоят из понуждения к созданию условий или устранению препятствий, а именно в занятии творческой деятельностью в соответствии со своими интересами и способностями.

Право притязания означает, что творческий работник вправе обжаловать в установленном порядке действия лиц, государственных и иных органов, нарушающие его права и законные интересы, а также обращаться в суд за защитой своего нарушенного права. Важно, чтобы все владельцы авторских прав, иностранные или местные, имели неограниченное право на судебную защиту в судах всех стран, где продается их продукция. Это право на судебную защиту должно быть безоговорочным и не зависящим от регистрации или любой другой формальности1.

Возможность пользования социальным благом заключается в том, что творческий работник имеет право на свободу распоряжения результатами своей деятельности, на получение вознаграждения за свой труд, а также право на свободу в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых им понятий или художественных образов, самостоятельно решать вопрос о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы, а также право на охрану результата своей творческой деятельности. Однако для реализации последнего необходимы некоторые условия.

На наш взгляд, следует согласиться с С.А. Бабкиным, что одним из принципиальных условий, делающих возможным правовую охрану результата творческой деятельности является индивидуальная определенность2. Характерным примером здесь может служить такой результат интеллектуальной деятельности, как идея. Идея должна стать достаточно определенной, причем свойство воспроизводимости она может получить раньше (специалистам в одной и той же области, порой, достаточно намека, абсолютно не понятного окружающим, для того, чтобы передать новый подход к той или иной проблеме). Требование определенности содержится в самих дефинициях различных объектов исключительных правоотношений и принципах их построения. Например, идея как объект патентных правоотношений достигает формальной определенности в результате ее описания в формуле изобретения. С авторским правом ситуация несколько иная. Общеизвестно, что последнее охраняет форму, а не содержание, т.е. идеи, лежащие в основе произведений науки, искусства и литературы, не охраноспособны. И в этом тоже проявляется требование определенности. Авторское право охраняет произведение целиком как законченное воплощение системы художественных (научных) идей. Именно в таком виде художественные и непатентоспособные научные идеи могут быть охраняемы. Для создателя произведения творческий процесс есть воплощение идеи в законченную форму; для человека же, воспринимающего произведение, процесс является обратным: из законченной объективированной формы "извлекаются" идеи, вызывающие те или иные эмоции либо приносящие понимание тех или иных явлений действительности. Реальность такова, что начальная точка для автора и конечная точка для читателя (зрителя и т.п.) могут разойтись. Автор вкладывал в произведение одно, а публика увидела в нем совсем другое. Право может быть и должно было бы охранять художественные и научные идеи, но именно их неопределенность, вызванная наличием цепочки "идея в сознании автора" - "объективное выражение" - "идея в сознании воспринимающего", делает невозможной их охрану1.

Вообще результат творческой деятельности как объект отношений, регулируемых правом интеллектуальной собственности, обладает следующими свойствами:

- имеет нематериальную природу;

- выражен в объективной форме;

- передаваем посредством воспроизведения;

- обладает достаточной для правовой охраны определенностью;

- относится к такой разновидности результатов интеллектуальной деятельности, коммерческая ценность которых не исключается.

В заключение следует отметить, что рассмотренные правомочия, составляющие и характеризующие содержание конституционного права на свободу творчества, находятся между собой в тесной взаимосвязи, в единстве и в определенном соотношении. Н.Г. Александров, правильно подчеркивая, что при анализе содержания субъективного права необходимо исходить из единства всех правомочий, замечает, что "ошибочно сводить субъективное право только к какому-либо одному или двум правомочиям"1.

Таким образом, основное право на свободу творчества представляет собой комплексное субъективное право, состоящее из таких правомочий, как: возможность действия; возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; право притязания; потенциальная вероятность возникновения отношений по пользованию определенным социальным благом.