Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методичка - лекции для колледжа.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
913.41 Кб
Скачать

Тема № 15 Основные идеи Гегеля.

  1. диалектика Гегеля

  2. истина в понимании Гегеля

  3. философия природы

  4. философия духа

  5. Феноменология, психология, учение об объективном духе

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

-----------------

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель счита­ет, что движение индивидуального сознания повторяет процесс разви­тия сознания общества. Духовная культура человечества предстает как единый закономерный процесс. Всякий переход сознания от одной ступе­ни к другой основывается на противоречии между предметом и его по­нятием, между явлением предмета и его сущностью. На первой ступени знание имеет чувственный характер. Следующей ступенью развития сознания является самосознание. В самосознании – единство понятия и предмета, тождес­тво субъекта и объекта. Продолжается развитие сознания переходом от самосознания к разуму. Разум, наблюдая мир, старается найти в природе вещей свою сущность и выразить ее в форме законов, которые управляют отношением между внутренним и внешним миром. В конечном счете, выясняется, что в ос­нове развития сознания лежит некоторая внутренняя сущность самосоз­нания и предметной деятельности, субъективного и объективного – абсо­лютный дух.

Дух проявля­ется в природе как ее первоначало, в обществе, в произведениях искус­ства, в религии. Гегель назвал свою философию "абсолютным идеализмом", а исходное понятие своей философии – "абсолютной идеей". Идея есть деятельность; она есть устремление к цели и к совершенствова­нию. Целью идеи служит истина. Деятельность идеи возможна потому, что идея диалектична, ей присуще диалектическое противоречие. Идея познает себя, ставя себя перед собой в виде объекта. Идея творит мир и человека в целях самопознания. Система Гегеля включает в себя 3 части: логику, философию приро­ды и философию духа. Логика, по Гегелю, – наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи, дух – возвра­щение идеи к самой себе.

Гегель начинает свою логику с понятия чистого бытия. Это – абст­ракция, совершенно лишенная определений и потому равная своей проти­воположности – ничто. Мысль о бытии вообще настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Но бытие и ничто не только тождес­твенны, но и отличаются друг от друга, так как бытие указывает, что мышление есть, а ничто указывает, что мышление еще не развито. Та­ким образом, единство бытия и ничто вовсе не есть тождество, а зак­лючает в себе различие и требует объединения. Единство бытия и нич­то образует третье понятие – становление. Становление – кон­кретная, наполненная содержанием, категория. Все предметы находятся в процессе непрерывного изменения, перехода в другое состояние, т.е. становления.

Категория становления отрицает предыдущие категории. Здесь нужно отметить, что у Гегеля отрицание – это не просто уничтожение чего–то, а его развитие. Для характеристики отрицания Гегель употребляет также термин "сня­тие", который означает вместе упразднение и сохранение. В становле­нии бытие и ничто находятся в снятом виде.

Результат становления Гегель называет наличным бытием. Это уже бытие, присущее реальным предметам. Отличие одного предмета от дру­гого зафиксировано в понятии качества. Качество есть определенность, тождественная с бытием; если исчезнет данное качество, нечто стано­вится другим. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, но это другое также является конечным, за его пределами лежит новое другое и так без конца. Подобную бесконечность Гегель называет дурной бес­конечностью. Здесь конечное и бесконечное не связаны друг с другом.

Истинная бесконечность не исключает конечное, а включает в себя и имеет конечное не вне себя, а в себе. Истинная бесконечность со­держит в себе некую замкнутость, завершенность. Кругообразная линия, возвращающаяся к своему исходному пункту, служит выражением понятия истинного бесконечного; круг всегда считался символом бесконечности. В истинной бесконечности исчезло отношение к другому, осталось лишь отношение к себе. И Гегель вводит категорию для–себя–бытие – закон­ченное и в то же время бесконечное бытие. Эта категория далее исполь­зуется для перехода к новой категории – количеству.

Количествен­ные изменения не устраняют бытия предметов, количество и качество индифферентны друг к другу. Так, лес остается лесом, будет ли он больше или меньше, красное остается красным, будет ли оно темнее или светлее. Но только до известного предела, за которым наступает качес­твенное изменение. Равнодушие количества к качеству есть обманчивый призрак. Изменение одного приводит к изменению другого. Несколько увеличенных расходов сначала не имеют значения, однако, если они на­капливаются и продолжаются, возникает расточительность, которая и в частной, и в общественной жизни приводит к экономическому разоре­нию. Единство количества и качества есть мера. Этой категорией обозна­чены количественные границы, в пределах которых предмет остается со­бой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества, которое возникает путем перерыва непрерывности, скачкообразно. Подлинное развитие идет лишь через появление новых качеств, это – всеобщий принцип. Цепь скачкообразных качественных изменений образует "узловую ли­нию отношений меры". Бытие перехо­дит в сущность. На уровне бытия мир состоит из отдельных предметов. Сущность – это внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия.

Сущность Гегель рассматривает в трех аспектах:

– как отраженную в самой себе;

– как проецированную на бытие, т.е. как явление;

– как единство предыдущих моментов, т.е. действительность.

Анализ первого аспекта сущности Гегель начинает с понятия тождес­тва. Сущность выступает прежде всего как тождество, равенство самому себе. Но этому абстрактному тождеству Гегель противопоставляет тож­дество конкретное, включающее в себя момент различия. Нет двух вещей до такой степени похожих, чтобы они не могли быть различены; нет двух вещей, до такой степени несходных, чтобы они не могли быть срав­ниваемы в различных отношениях, с разных сторон. Две вещи, как бы они ни были различны, сходны уже постольку, поскольку они вещи и каждая из них едина. Различие, доведенное до предела, есть противоположность. В этой противополож­ности самому себе состоит сущность противоречия. Противоречие, говорит Гегель, движет миром. При анализе сущности как основания Гегель прежде всего рассматри­вает категории формы и содержания. Он отмечает неразрывную связь со­держания и формы. Нет бесформенного содержания, как не существует и бессодержательной формы. Чтобы что–то произошло, необходимо соединение основания и условий. Следствие вытекает из основа­ния лишь если дана совокупность условий. Если налицо все условия данной вещи, она вступает в существование. Существование отличается от бытия своей опосредованностью. Существование – это бытие, кото­рое обрело основание.

Второй аспект сущности, как проецированной на бытие, – явление. Сущность в своем существовании есть явление. Это значит, что сущ­ность не может быть в "чистом виде", сама по себе; она существует только в явлениях. Последние тоже не существуют сами по себе, они – выражение определенной сущности. Между явлением и сущностью нет не­переходимой грани. Сущность является, а явление существенно.

Основание определяющее явление, есть закон. В раз­нообразии и смене явлений закон есть нечто постоянное. Закон остается, между тем как явления сменяются. Закон есть постоянный элемент в смене вещей, поэтому Гегель называет закон основою мира явлений.

Поскольку сущность и явление не существуют сами по себе, в "чис­том виде", их единство составляет третий уровень учения Гегеля о сущности – действительность. От существования действительность отли­чается двумя признаками, которые делают ее более содержательной ка­тегорией: эти признаки – возможность и необходимость.

Действительность – это не просто осуществленная возможность, но и реальные возможности дальнейшего развития, которые открываются перед тем, что существует сегодня. Реальную возможность следует от­личать от возможности абстрактной. Но для осуществления абстрактных возможностей необходимо изменение условий. Абстрактная возможность при изменившихся условиях может стать возможностью реальной, т.е. войти в действительность и осуществиться.

То, что реально возможно, говорит Гегель, – необходимо. Необходи­мость – компонент действительности. Саму же действительность следу­ет понимать как деятельную, разумную действительность. Действительно только то, что неотвратимо, вызвано существенны­ми, закономерными факторами.

Но необходимость всегда облачена в форму своей противоположности – случайности. Случайное есть нечто такое, что может быть, а мо­жет и не быть, может быть таким, а может и не быть таким, чье бытие имеет основание не в самом себе, а в другом. Задача науки – познать необходимость, скрытую под видимостью случайности.

Учение о сущности завершается категорией причинности. Причина – то, что предшествует данному явлению и генетически с ним связано. Причи­на порождает действие. Причинная связь – момент универсальной зависимости явле­ний. Если мы в действии видим активное начало, воздействующее, в свою очередь, на причину, то мы переходим к понятию взаимодействия. Взаимодействуя, причина и след­ствие как бы меняются местами: действие становится причиной и нао­борот.

За взаимодействием лежит понятие, как основа, определяющая тече­ние любого процесса. Если учение о бытии и о сущности Гегель назы­вает объективной логикой, то учение о понятии – субъективная логика.

Субъективная логика начинается с рассмотрения понятий, суждений и умозаключений. Гегель стремится установить познавательную ценность различных видов суждений, рассмотреть в фигурах силлогизма отноше­ния вещей и т.п. После того, как понятие прошло свои формы развития в виде сужде­ния и умозаключения, субъективное делается объективным. Объектив­ность есть всеединство вещей. Это универсальное единство есть не объект, а чистое, отличное от всех объектов понятие, противостоящее всем объектам. Это понятие – цель. Логика завершается анализом истины. Гегель выс­тупает против сомнений в возможности достигнуть истину.

2. Истина есть совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Частные науки показывают дей­ствительность лишь с какой–то одной стороны, абстрактно, поэтому они не знают истины. Истина – предмет философии, где знание обре­тает свою многосторонность, конкретность. Но истина, по Гегелю, – не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятию. Истина предметна, ее нужно не только узнать, но и осуществить. Истина предстает в двух моментах – теоретической и практической. Единство теории и практики образует "абсолют­ную идею". Здесь достигается вершина логического саморазвития духа.

3. За логикой в системе Гегеля следует философия природы. Логическое развитие идеи предшествовало природе, при этом развитие идеи – не во времени. Категория времени появляется только в природе. Само же раз­витие во времени будет совершаться позже, на ступени "духа", т.е. в жизни человека и общества.

Превращаясь в природу, абсо­лютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждается от своей ис­тинной сущности и предстает в виде телесных единичностей, к которым относится и человеческая телесность. Идея создает природу, чтобы из природы возник человеческой дух, познание. В природе нет развития, хотя в ней видна система последовательных ступеней, высшая из которых – жизнь. Философия природы включает механику, физику и органическую физику.

4. Заключает систему Гегеля философия духа. Достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Самопозна­ние идеи происходит в человеческом познании. Дух – та же идея, но в ее выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и кончая абсолютным знанием. Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

5. Феноменология изучает сознание, самосознание и разум. Сначала человек смотрит на себя как на нечто, противоречащее объекту. Затем он познает себя, изучает свою личность через личность другого. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духов­ной субстанцией мира, "распредмечивает" объективный мир.

В психологии Гегель рассматривает формы знания и деятельности человека, взятые без содержания. Это – восприятия, представления и мыш­ление, чувства и воля. Эти формы наполняются содержанием на следующих этапах – в сфере объектив­ного и абсолютного духа.

Учение об объективном духе имеет дело с правом и нравственностью. Развитие духа получает здесь свое дальнейшее выражение не в деятель­ности индивидуального "я", а в практике человеческого рода.

Исходным пунктом права является свободная воля. Потребности побуж­дают людей к обладанию вещами. Человек реализует свои потребности в частной собственности. Первая запо­ведь права – будь юридическим лицом и уважай других в качестве тако­вых. Воля личности должна проявиться не только в чем–то внешнем, но и в ее внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Если мораль характеризует личную позицию индивида, то в нравственности проявляются формы общности людей: семья, гражданское общество, государство. В этих социальных институтах дух обнаруживает себя как нечто объективное.

Гражданское общество – это социальный строй, покоящийся на лич­ном экономическом интересе. Неравен­ство людей установлено природой и усугублено гражданским обществом – до уровня различия в имуществе и культуре. На страже собственности стоит суд. Правосудие устраняет из жизни общества чувства и мнения, их место занимает закон. Учение об объективном духе – учение об истории.

В эстетике Гегель считает, что истинно прекрасное – в духе. Прек­расное в природе – отражение красоты духа. Красота – чувственная форма истины.

Переходя к религии, Гегель говорит, что религиозное переживание – необходимое, но недостаточное условие веры. Любое чувство – случай­но, субъективно, индивидуально, а бог должен быть познан в его все­общности, разумом. Религиозный культ, регламентирующий жизнь народа, закладывает основы государственного порядка.

Финальная ступень гегелевской системы – философия. Гегель рассматривает историю философии. Она – путь к истине. Ни одна философская система не исче­зает бесследно. Каждая последующая ступень в развитии философии необходимо вытекает из пре­дыдущей и вбирает в себя все ценное, в ней содержащееся. Философия – эпоха, схваченная в мыслях. Финальной формой самопознания духа, считает Гегель, является его собственная система; она – абсолютная истина.