Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
12 вопросов к гос[1].экзамену.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
431.83 Кб
Скачать

I 1839 г. – период танзимата.

Самое, казалось бы, почетное для Турции постановление Парижского трактата о включении ее в «концерт» европейских держав привело на деле к гибельным для нее последствиям. Капиталистические державы имели в виду собственные интересы: облегчить проникновение иностранного капитала в Турцию и поставить в более выгодные условия свою агентуру — христианскую инонациональную буржуазию Стамбула и других портовых городов. Именно этому в полной мере способствовал новый султанский рескрипт (хатт-и хумаюн).

Он был обнародован 18 февраля 1856 г., т. е, еще до подписания Парижского трактата, и исходил якобы от сувереннойволи султана. В действительности рескрипт был полностью инспирирован европейскими державами, а упоминание о нем было внесено в Парижский трактат, чтобы связать Турцию договорными обязательствами.

По форме рескрипт 1856 г. являлся продолжением и развитием Гюлъханейского хатт-и шерифа. Однако подлинная его цель была иная- Тогда, в 1839 г., провозглашение реформ должно было предотвратить вмешательство держав во внутренние дела Османской империи. Теперь, в 1856 г., новый акт танзимата появился уже в результате этого вмешательства и закреплял иностранную опеку над Турцией. Перечисляя льготы, которые султан намерен предоставить своим подданным, хатт-и хумаюн уделял основное внимание привилегиям христианских и других немусульманских общин, а также правам инонациональной компрадорской буржуазии: создание смешанных судов, допуск представителей религиозных общин в Высший совет юстиции и пр, Нашли отражение и непосредственные интересы иностранных капиталистов. Рескрипт предоставлял иностранцам право владения недвижимостью, что открывало иностранному капиталу доступ в сельское хозяйство Турции, Отдельный пункт рескрипта предусматривал, что будут предприняты шаги к устройству банков, строительству дорог и каналов, развитию торговли и что «для достижения сей цели изыщутся меры к воспользованию капиталами Европы и применению их к делу».

В 1856 г. был опубликован закон об учреждении Османского банка, капитал которого принадлежал англичанами французам. Его привилегии были огромны: банк получил право эмиссии банкнот, не платил никаких налогов и сборов, опутал всю страну сетью своих филиалов и пользуясь своим монопольным положением поставил не только внешнюю, но и значительную часть внутренней торговли Турции под свой контроль.

Другими важнейшими законами, принятыми за этот период танзимата (1856—1870гг.), были земельный кодекс, расширявший круг землевладений, не связанных с военно-ленной системой, а также закон о предоставлении иностранцам права владения землей. За этот же период Порта предоставила иностранным капиталистам концессии на строительство железных дорог: Измир-Айдын, Измир-Касаба, Стамбул

Эдирне и далее на соединение с европейской железнодорожной сетью. Все эти железные дороги предназначались преимущественно для обслуживания иностранной торговли и стратегических интересов западноевропейских держав, являясь по большей части лишь подъездными путями к морским путям. Условия железнодорожных концессий были чрезвычайно обременительными для Турции.

Неуклонно увеличивался внешний долг Османской империи. Начав в 1854 г. с займа в 75 млн франков. Порта к 1870 г. задолжала иностранцам около 2,5 млрд, хотя она фактически получила наличными лишь 1,5 млрд франков — остальные набежали по грабительским процентам. Турция от давала своим кредиторам в залог таможенные и другие доходы, которые тоже переходили под контроль иностранцев.

Таким образом реформы второго периода танзимата несмогли существенно изменить экономическую и социально-политическую ситуацию в Османской империи. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление компрадорской буржуазии лишь отражало усиление зависимости Османской империи от западного капитала.

5.Кан Ю-вей

Прогрессивные круги китайского общества продолжали искать пути к укреплению международного и внутреннего положения Китая. В среде либеральных помещиков, ученого сословия, растущей буржуазии, части чиновничества все шире распространялись идеи реформирования Китая. Идеологи этих кругов видели гибельность для Китая бюрократической системы управления и отсталого экономического строя. Поэтому они выступили за преобразования, за реформы, за устранение из правящей верхушки наиболее реакционных элементов. Но они были далеки от народа, были чужды идее союза с народом.

Среди сторонников реформ было несколько различных течений. Наиболее же известной и влиятельной стала группа Кан Ювэя. Каи Ю-вэй и его ближайшие соратники Тан Сы-тун, Лян Ци-чао принадлежали к тем кругам китайских ученых, которые были глубоко обеспокоены судьбами своей страны и искали пути к национальному возрождению. Они стали идеологами либеральной буржуазии и просвещенных помещиков юга.

Поражение Китая в войне с Францией побудило Каи Ю-вэя направить в конце 1888 г свой первый доклад правительству. В докладе Канн Ю-вэй обрисовал угрозу целостности Китая со стороны Японии, России, Англии и Франции. Он писал, что Китай бессилен в военном отношении, что в стране царит продажность и взяточничество. Выход из тяжелого положения, по мнению Кан Ю-вэя, заключался в реформах. Кан Ю-вэй призывал «изменить существующие законы» и провести буржуазные преобразования в области политики и экономики.

Кан Ю-вэй опубликовал большое число книг: «Исследование о поддельных канонах Синьской школы», направленное против неоконфуцианской школы сунских философов, «Величие и падение мировых государств», «История процветания и падения Турции», «Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя», в которой пытался доказать, что и Конфуций стоял за реформы и нововведения.

В 1895г., накануне подписания Симоносэкского договора, лидеры реформаторов Каи Ю-вэй, Лян Цк-чао и Мэй Мып-хуа, собрав подписи более чем 1200 ученых, обратились к императору с докладом, где выступали против условий мирного договора. Этот документ, ставший известным под названием «Коллективный меморандум», содержал призыв мобилизовать все силы страны для отпора врагу, предлагал перевести столицу в Сиань и продолжать борьбу, поощрять развитие промышленности, банков, железных дорог, усовершенствовать методы ведения сельского хозяйства, открывать библиотеки и издавать газеты, журналы, посылать китайцев для обучения за границу и т, д, В меморандуме содержалось еще более сильное, чем раньше, предупреждение двору об угрозе расчленения Китая.

«100 дней реформ»

Фактический раздел Китая, новые и новые домогательства держав поставили под угрозу само существование Китая, что вселяло чувство тревоги в сердца китайских патриотов. Развернувшиеся события активизировали деятельность реформаторов. Кан Ю-вэй направил императору в декабре 1897 г. пятый по счету доклад, написанный под свежим впечатлением захвата Цзяочжоу- Канн Ю-вэй писал, что хотя Китай — номинально независимая страна, однако вся его торговля, железные дороги и банки фактически находятся в руках его врагов. Кан Ю-вэй предупреждал, что Китаю грозит участь Аннама и Бирмы, если не будут проведены реформы. Он настаивал на безотлагательном осуществлении реформ. Император отдал распоряжение сановникам ознакомиться с докладом.

В апреле 1898 г. в Пекине организуется объединение сторонников реформ — «Баого хуэй» («Союз охраны государства»).

11 июня 1898 г, появился первый императорский эдикт о реформах. Начинается период «100 дней реформ» (11 июня—21 сентября 1898г.). Сторонники Кан Ю-вэя Тань Сы-тун, Лян Ци-чао, Кан Гуан-жэнь и другие получили ответственные назначения. Сам Кан Ю-вэй» чтобы не раздражать консерваторов, не занял какого-либо высокого поста, но он были идейным вдохновителем всех мероприятий, предпринятых в течении «100 дней реформ».

Эти дни заполнены весьма напряженной борьбой между группой реформаторов, пользовавшихся поддержкой императора, и кликой реакционеров во главе с Цыси. Последние отнюдь не сидели сложа руки, они беспрестанно атаковали реформаторов.

За сто дней реформ Гуан Сюй издал свыше 50 указов, направленных к «искоренению старого» и «распространению нового». Большое внимание в указах уделялось образованию: учреждался университет в Пекине, школы в провинциальных городах, в список дисциплин государственных экзаменов включалась история Запада, политическая экономия и другие научные дисциплины, а старая консервативная система экзаменов — «багу», отменялась, увеличивалось число молодых людей, посылаемых для обучения за границу. В указах отмечалась важность издания газет — они должны были просвещать народ. Провинциальным властям предлагалось содействовать постройке железных дорог, рудников, промышленных предприятий, интенсифицировать сельское хозяйство путем внедрения машин. Однако никаких преобразований в области аграрных отношений в деревне не намечалось.

Общее направление деятельности реформаторов носило, несомненно, патриотический характер. Реформаторы стремились к созданию сильного нового Китая. Предлагаемые ими мероприятия должны были способствовать развитию капиталистических отношений в стране. Большие надежды реформаторы возлагали на помощь западных стран, но все их надежды оказались беспочвенными. Капиталистический мир был глубоко враждебен всяким попыткам усиления Китая.

Подавляющее большинство указов не проводилось в жизнь из-за сопротивления старого чиновничьего аппарата. Кан Ю-вэй понимал, что указы о реформах не дадут эффекта, если не заменить старых сановников-взяточников новыми людьми, что для успеха реформ нужно устранить реакционную клику Цыси- С этим был согласен и Гуан Сюй- Нужны были решительные действия, ибо клика Цыси готовила удар по реформаторам.

Свои планы реформаторы связывали с расчетом на помощь войск генерала Юань Ши-кая, генерал-инспектора бэйяиской армии. Гуан Сюй через Тань Сы-туна дал указание Юань Ши-каю убить наместника столичной провинции Жуп Лу и других приближенных Цыси из числа наиболее яростных противников реформ. Но генерал Юань Ши-кай не выполнил это распоряжение. Исходивший во всех своих действия из интересов личной карьеры, Юань Ши-кай пришел к заключению, что силы на стороне Цыси. Он выдал план Кан Ю-вэя Жун Лу.