Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История персонального компьютера.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
263.68 Кб
Скачать

Вместо послесловия

Главные герои этого рассказа — Джобс и Возняк — в настоящее время живы, здоровы и более чем обеспечены. Джобс продолжает руководить Apple, является владельцем Pixar, инвестирует различные компьютерные проекты и по праву считается в IT-индустрии второй по величине фигурой после Билла Гейтса. Возняк со своей женой и шестью детьми преподает информатику в Калифорнии, а и также занимается благотворительностью. В числе его благотворительных проектов числится даже такая экзотика, как бесплатная поставка компьютеров в школы стран СНГ, а также проведение за свой счет многочисленных рок-фестивалей. Помимо этого Возняк и периодически участвует в различных компьютерных проектах, которые пока не приносят ему больших дивидендов — уж такой он человек: компьютеры и люди всегда значили для него больше, чем деньги.

III. Три буквы, которые изменили мир

История развития платформы pc

Подавляющее большинство открытий и изобретений были сделаны вовсе не благо­даря гениальному предвидению, скрупулез­ному планированию и старательной работе. Чаще всего главной виновницей становилась Фортуна. История персональных компьюте­ров в целом и IВМ РС в частности — наилуч­шее тому подтверждение.

Это вовсе не значит, что развитие электро­ники могло пойти таким путем, что вершиной вычислительной техники до сих пор остава­лись бы калькуляторы или механические арифмометры. Но тот факт, что наибольшего успеха добились персоналки фирмы IВМ, кото­рые на долгие годы стали стандартом в индус­трии ПК и определили облик всех современных систем, — это и есть чистейшая случайность!

От перфокарты до мэйнфрейма

Для того чтобы досконально разобраться в предыстории возникновения IВМ РС, не поме­шает ознакомиться с историей -голубого гиганта» — так принято называть IВМ в Штатах.

Все началось еще в далеком 1896 году, ко­гда Герман Холлерит, который изобрел новое средство хранения информации — перфокар­ты, создал фирму Tabulating Machine. Тогда перфокарты обрабатывались с помощью элек­тромеханических перфорационных машин, а сама технология использовалась для хранения и обработки статистических данных. Первыми клиентами компании стали правительствен­ные организации, а также крупные бизнес-компании, которые использовали новую техно­логию для системного анализа и планирова­ния. Изобретателем Холлерит был неплохим, но удачливого бизнесмена из него не вышло: к 1911 году его компания оказалась на гране банкротства. В этом же году успешный финансист Чарльз Флинт объединил Tabulating Machine с двумя своими фирмами и назвал де­тище Computing Tabulating Machine (СТR). После этого дела СТR стремительно пошли в гору, к 1919 году оборот компании достиг $2 млн. — фантастические деньги по тем време­нам. К середине 20-х СТR вырвалась на миро­вой рынок, и в 1924-м компания была пере­именована в International Business Machines или просто IВМ.

В 30-е годы, когда весь мир продолжал пользоваться счетами, арифмометрами и логарифмическими линейками, IВМ по заказу правительства США разработала и внедрила системы автоматического учета занятости, способные обрабатывать данные 26 млн. че­ловек. В начале 40-х в лабораториях IBM "Прописались» ученые Гарвардского универ­ситета во главе с Говардом Айкеном, кото­рые к 1944 году разработали электромеханический компьютер Марк-1.

К слову, приблизительно в это же время Преспер Экерт и Джон Мачли, работавшие на Министерство обороны США, уже были на пару шагов впереди, так как создали первый компьютер на электронных лампах — ENIAC. В 1951-м этот же дуэт, но уже под крылом компании Unisys, разработал первый ком­мерческий компьютер для бизнесменов и ученых, который получил название UNIVAC (UNIversal Automatic Computer, универсаль­ный автоматический вычислитель).

Но, увы, события пошли по сюжету «Горе от ума»: аналитики Unisys потратили огромные средства на анализ рынка и оценку перспектив детища и пришли к выводу, что к 2000 году бу­дет продано всего около тысячи подобных ма­шин. После чего боссы Unisys с чистой совес­тью «спихнули» свое изобретение IВМ, которая тоже интересовалась подобными технология­ми. Абсурдность ситуации заключалась в том, что IBM в отличие от Unisys не забивала себе голову сложными и дорогими маркетинговыми исследованиями, однако потенциал компью­терного рынка оценивала еще более скромно — в две-три штуки подобных машин.

В 1953-м, всего через два года после сделки с Unisys, инженеры IВМ представили

свой вариант лампового компьютера — IBM 701, также известный как Defense Calculator (название "Оборонный калькулятор" лишний раз подчеркивало главное назначение маши­ны — расчеты для военных). IВМ 701, как и ее предшественники ENIAC и UNIVAC, занимал огромный зал, весил десятки тонн и стоил около миллиона долларов при вычислитель­ной мощности всего 17 тыс. операций в се­кунду. Теперь скромные прогнозы Unisys и IВМ уже не кажутся такими скромными. Во­преки мрачным ожиданиям, несмотря на кучу недостатков и невероятную цену, уже в пер­вый год выпуска было получено 11 заказов.

Овчинка определенно стоила выделки, по­этому в 1955-м была выпущена IВМ 705 — первая ламповая машина с поддержкой вы­числений с плавающей запятой. Математики и физики были в восторге, особенно после создания под эту систему языка программи­рования FORTRAN (FORmular TRANslator, транслятор формул). Крупные компании так­же охотно покупали этих вычислительных монстриков для решения аналитических за­дач, прогнозирования и планирования.

Уже в 1957-м годовой оборот компании превысил 1 млрд. долларов и продолжал не­прерывно расти на 30% в год в течение шес­ти лет. Что именно делали в этот момент бос­сы Unisys — грызли локти или бились голо­вой об стену, история умалчивает.

После такого признания в IВМ быстро смекнули, что технологическое лидерство — прямой путь к миллиардным прибылям, в ре­зультате чего была разработана стратегия научных исследований и разработок, при ко­торой на науку выделялось не менее 9% от прибыли компании. Ранее на эти цели выде­лили всего 3% прибыли.

К сожалению, первый -научный блин» — проект STRETCH — вышел комом. $20 милли­онов, потраченные на разработку системы, бы­ли пущены на ветер. Но и на ошибках можно учиться. Следующую систему IВМ ждала сов­сем другая участь: выпущенный в 1959 году первый транзисторный компьютер IВМ 1401 разошелся "тиражом» более 10 тысяч. В этом же году IВМ создала модель IВМ 7090 с быст­родействием 229 тыс. операций в секунду, а в 1961-м разработала модель IВМ 7030 для ядерной лаборатории США. Приблизительно в это же время началось деление компьютеров на классы — большие ЭВМ (мэйнфреймы), ми­ни-компьютеры и микрокомпьютеры. В те вре­мена железно работало правило: «чем больше места занимает компьютер, тем он мощнее».

В 1964 году IВМ представила целое семей­ство программно совместимых ЭВМ и перифе­рийного оборудования — System/360. Помимо программной совместимости, в них впервые была реализована концепция конфигурируемо­сти и расширяемости. Можно было приобрести минимальную комплектацию системы, а в даль­нейшем докупить дополнительные устройства — принтеры, терминалы, накопители на магнит­ных лентах и так далее. Что еще более важно: в отличие от транзисторных компьютеров, System/360 была построена на интегральных схемах, что позволило уменьшить габариты и увеличить производительность. Выпуск этой модели ознаменовал начало эпохи компьюте­ров третьего поколения (к первому относили ламповые ЭВМ, ко второму — транзисторные).

Последующие модели компьютеров IВМ (System/370 в 1971-м, ESA/370 в 1983-м, и так далее) уже выпускались по принципу со­вместимости «снизу-вверх»: в новых машинах можно было использовать все ПО, разработанное на старой технике.

Таким образом, три особенности современных ПК — конфигурируемость, расширяемость и совместимость «снизу-вверх» — были реализованы уже тогда.