Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия учебник.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
849.41 Кб
Скачать

3. Философия науки: постпозитивизм

У истоков постпозитивизма стоит один из самых известных представителей философии науки XX в. К. Поппер (19021994). Еще будучи студентом, Поппер глубоко интересовался марксизмом и психоанализом и находился, какое-то время под впечатлением от их явной «объяснительной силы». «Казалось,  вспоминал он, эти теории способны объяснить практически все, что происходило в той области, которую они описывали... Однажды раскрывшись, ваши глаза видят подтверждающие примеры всюду: мир полон верификациями теории».

Размышляя над этой ситуацией, Поппер пришел к выводу, что нетрудно получить верификации, эмпирические подтверждения почти любой умело скроенной теории. Но подлинно научные теории должны выдерживать более серьезную проверку. Они должны допускать такие факты, которые могли бы опровергнуть теорию. Не верифицируемость, которую выдвинули члены Венского кружка, служит по Попперу, критерием научности. Критерием демаркации науки и не-науки является фальсифицируемость  принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке.

Если теория устроена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки. Именно неопровержимость марксизма, психоанализа, астрологии и т. п., связанная с расплывчатостью их понятий и умением их сторонников истолковывать любые факты как не противоречащие и подтверждающие их взгляды, делает эти учения ненаучными.

Настоящая же наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Опираясь на эти идеи, Поппер предложил весьма динамичную концепцию научного знания как непрерывного потока предположений (гипотез) и их опровержения. Все человеческое знание имеет предположительный характер, в любом его фрагменте можно усомниться, и любые положения должны быть открыты для критики. Таким образом дух критики является необходимым условием развития науки. Не случайно свое философское учение Поппер назвал «критическим рационализмом».

Благодаря К. Попперу, содержание, проблематика философии науки существенно изменились. Если неопозитивисты главное внимание уделяли анализу структуры научного знания, то теперь на первый план выдвигаются проблемы развития научного знания. Во II-ой половине XX в. формируется историческая школа в философии науки, одним из наиболее известных представителей которой является американский ученый Т. Кун (р. 1922 г.).

Т. Кун поставил вопрос о роли научных революций в развитии науки. Он выступил против идеи кумулятивизма, суть которой в том, что развитие знания – это плавное, постепенное наращивание новых знаний на старые. По мнению Куна, развитие науки осуществляется через периодически происходящие научные революции.

Содержание этих революций он раскрывает с помощью понятия «парадигма» (от греч. – «образец»). В концепции Куна парадигмой называется система устоявшихся теоретических представлений, которые выступают в качестве определенного образца, модели решения исследовательских задач.

Сущность научных революций состоит в смене парадигм. Необходимость в этом осознается постепенно: ученым не удается решить одну проблему («головоломку»), затем другую и т. п. Поначалу это не вызывает особых опасений, ученые откладывают эти «аномалии» (так Кун называет нерешенные головоломки и не укладывающиеся в действующую парадигму явления) на будущее, надеются усовершенствовать свои методики и т. п. Однако число аномалий становится слишком большим, ученые начинают терять доверие к старой парадигме и пытаются найти контуры новой.

Начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Выдвигаются гипотезы и теории, которые смогут постепенно перерасти в новую парадигму. Наконец такие теории действительно находятся, большинство ученых консолидируется вокруг них и начинают с энтузиазмом заниматься «нормальной наукой», тем более что новая парадигма сразу открывает огромное поле новых нерешенных задач.

Однако формирование новой парадигмы не приводит автоматически к исчезновению и отбрасыванию старой. Развитие науки является процессом сосуществования и соперничества различных парадигм. Старые парадигмы, замечает Кун, «живут в сердцах и умах людей столь долго, сколько ее представители». Кун подчеркивает роль сообществ ученых в развитии науки. В его концепции «научного сообщества» поднимаются важные вопросы взаимоотношений индивида и коллектива в научном творчестве. Благодаря Куну, приходит более глубокое понимание того, что поиск истины в науке всегда опосредствуется различными социально-психологическими, моральными и др. факторами. Важнейшим посредствующим звеном между культурой и наукой, между миром ценностей и научным поиском признается философия.

Следует подчеркнуть, что идея «реабилитации метафизики» занимает в постпозитивизме важное место. Первым ее попытался осуществить К. Поппер. Конечно, философия, по его мнению, не может быть наукой, так как ее высказывания неопровержимы. Однако, в отличие от неопозитивистов, он не считает, что ее высказывания бессмысленны. Принцип фальсификации у Поппера лишь проводит «демаркацию» между философией и наукой, но вовсе не отбрасывает саму систему философских знаний как ненужную и бессмысленную.

Поппер признает заслуги философии в стимулировании научного прогресса, ее способности указывать направления и тенденции развития науки. Необходимость философии он также связывает с некоторыми психологическими факторами. Ученый должен верить в свои силы, в возможность постижения истины. Следовательно, он должен верить в те «не всегда убедительные с точки зрения науки умозрительные построения», с которых начинается создание научной теории.

Современная философия науки окончательно отказалась от попыток позитивистов исключить всякие философские идеи из науки. Стало очевидным, что для решения многих и прежде всего мировоззренческих и нравственных проблем, методы точных наук вообще непригодны. Этими проблемами всегда занималась и будет заниматься философия, ее невозможно свести только к логическому анализу научного знания.