Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 2. 1999–... 2022

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
32.94 Mб
Скачать

одним из самых тяжёлых, но Басаев лишился сразу двух десятков бое­ виков, что по меркам места и времени было серьёзными потерями.

Территория, удерживаемая террористами, сокращалась, поэтому артиллерийские и воздушные удары приносили всё больший эффект. Например, 26 января бомбардировка позиций чеченского отряда

вЧерноречье выбила сразу до полусотни человек. В рядах террори­ стов накапливались раненые, непрерывные обстрелы изматывали, начались перебои с боеприпасами. Тонкий ручеёк перебежчиков

ипленных, выходящих на русские позиции, оборачивался всё более густым потоком. По мере продвижения российских войск путей отхода становилось всё меньше, и в ближайшие дни можно было ожидать рассечения всех сил боевиков в городе. В конце января оставшиеся

вГрозном лидеры ваххабитов оказались перед лицом катастрофы. Им требовалось быстро принять решение.

Январь завершился крупным поражением боевиков. 31 января штур­ мовые группы заняли площадь Минутка и прилегающие здания. От избытка чувств полковник Кукарин залез на высотку с флагом и выпалил из автомата в воздух. Но солдаты и офицеры, штурмо­ вавшие развалины вокруг площади, не могли знать, что произойдёт буквально в ближайшие часы.

ГОНЯТ ВЕСЕЛО НА НОМЕРА.

ПРОРЫВ ИЗ ГРОЗНОГО

Несмотря на то что подкрепления боевиков через неплотные заслоны вливались в Грозный, к концу января положение для них стало кри­ тическим. Разумеется, Басаев, Гелаев и Асланбек Исмаилов не соби­ рались умирать в перепаханном снарядами городе. Однако теперь предстояло решить, как выбираться из Грозного.

Небольшие группы ещё могли проникать в город и выходить из него. Отряд Арби Бараева сумел более-менее благополучно уйти в сере­ дине января, проскользнув через заслоны. Маленькие отряды и оди­ ночки при некотором везении продолжали выбираться в тече­ ние всего времени осады. Нотам, где могли пройти малые группы,

162

ГЛАВА 4 БЛАЖЕН, КТО ВОЗДАСТ ТЕБЕ

трёхтысячную армию легко постигла бы катастрофа. Тем не менее других вариантов для моджахедов не было.

Связь с внешним миром они имели, снаружи окруженцев ожидал транспорт и склады со всем необходимым. В рамках подготовки к про­ рыву боевики передали своих раненых гантамировцам. Судьба этих людей оказалась очень разнообразной: кто-то отправился под суд, кого-то амнистировали, а некоторых ожидала только ближайшая стенка.

Для прорыва выбрали Алды — юго-западный пригород Грозного. Кольцо осады в этом районе было наименее плотным, небольшие отряды через него уже уходили, так что полевые командиры рас­ считывали на то, что здесь удастся прорваться и более многочис­ ленному войску.

Но русские будущий коридор заминировали. По обоим берегам Сунжи бегущих ожидали опорные пункты мотострелковых полков.

Шбыстро обнаружили работы и начали снимать мины, однако русские ставили новые «подарки», причём сложнее и изощ­

рённее. Заочная дуэль сапёров шла некоторое время, пока

вдело не вмешался новый фактор. В коридоре действовали некие, по словам артиллериста Бориса Цехановича, «московские снайперы».

Вэтом секторе находилась смешанная группа «Альфы» и «Вымпела» - вероятно, речь именно о них. Спецназовцы вычислили и с киломе­ тровой дистанции подстрелили боевиков, наблюдавших за будущим коридором. Следить за сапёрными работами русских стало некому.

Втечение января бойцы соорудили на месте будущего прорыва три минных поля. Часть мин всадили прямо в русло Сунжи. Поля при­ стреляли миномётные батареи и артиллерия. К сожалению, цен­ трализованный подвоз снарядов осуществлялся только раз в две недели, поэтому к началу основных событий на батареях имелось от 0,2 до 0,7 боекомплекта. Вообще, утверждения о заранее спла­

нированной операции «Охота на волков» выглядят натянутыми - действия наших войск в ходе прорыва гораздо больше походилиМинные поля начали выставлять ещё 25 декабря. Боевики

Подробный рассказ Бориса Цехановича о прорыве боевиков из Грозного:

http://artofwar.ru/c/cehanowich_b_g/text_0090.shtml.

164

ГЛАВА 4 БЛАЖЕН, КТО ВОЗДАСТ ТЕБЕ

на импровизацию. Традиционно плохо обстояло дело со средствами для ведения ночной войны: не хватало даже осветительных ракет, а ночных биноклей и прицелов имелись буквально единицы.

Чеченцы прорывались между двух русских мотострелковых полков. Расстояние между крайними опорными пунктами составляло почти полтора километра — о сплошном оцеплении речи не шло, русские могли только пресекать попытки прорыва огнём.

Боевики планировали прорыв ночью, так как любая попытка пройти днём закончилась бы неизбежным избиением артиллерией и авиацией.

31 января вечером от Алхан-Калы к Грозному попыталась двинуться «деблокирующая» группа в 50 человек с боеприпасами на санях. Её пере­ хватили, когда боевики начали подрываться на минах. Незадачливых спасителей перестреляли из миномётов и зенитной установки, постав­ ленной на прямую наводку.

Пока продолжался расстрел, боевики из города уже входили основ­ ными силами в стык между полками. За полчаса до полуночи наблю­ датель вбежал в землянку командира крайнего опорного пункта и сообщил, что через поле из Грозного на Алхан-Калу движется толпа. Лейтенант, командовавший взводом, дал трассерами указания на эту группу и начал крупнейшее побоище второй чеченской войны.

На поле началась паника. Боевики заметались под огнём пехоты и артил­ лерии — и выскочили ровно на мины. Через несколько минут на участок прорыва подтянули АГСы и 23-мм автоматические пушки. По бегущим били в неверном свете осветительных ракет. Минное поле боевики пре­ одолели людскими волнами. Попытка уничтожить ближайшие позиции русских кончилась провалом: атакующую группу растерзали автома­ тические зенитки. Часть бегущих пошла прямо руслом Сунжи по грудь в ледяной воде. Мины стояли и в русле. Раненые сразу тонули в реке.

Басаев шёл в авангарде прорыва. Как только первые боевики начали рваться на минах, он приказал рассредоточиться и тут же наступил на мину сам. Изодранного, его вытащили из боя и понесли к Алхан-Кале, прокла­ дывая дорогу своими телами. Нужно отдать должное боевикам отряда Басаева: идя по минному полю подогнём мотострелков, они сумели

ГОНЯТ ВЕСЕЛО НА НОМЕРА ПРОРЫВ ИЗ ГРОЗНОГО

165

вынести не только своего лидера, но и многих других раненых. Бой ухо­ дил к Алхан-Кале. Последних сопротивлявшихся добивали снайперы.

ВАлхан-Кале боевиков ждал неприятный сюрприз: транс­ порт не прибыл. В местной больнице оперировали посто­ янно прибывающих раненых. Село обстреливала артил­ лерия и авиация. В Алхан-Кале оставалось около сотни

раненых без ног, в селе накапливались толпы обмороженных и выдох­ шихся боевиков. Ногу ампутировали и Басаеву. Оперировал Хасан Баиев — в наши дни популярный московский пластический хирург.

Всвоё время он восстановил расколоченный пулей череп Радуева. Хасана Баиева, с его слов, собирался расстрелять Бараев за оказа­ ние помощи российским солдатам,теперь этот же врач отпилил ногу Басаеву. По свидетельству хирурга, в Алхан-Калу боевики дотащили более 300 тяжелораненых1.

Из сепаратистов, сумевших прорваться из Грозного, уцелели самые выносливые, пошедшие из Алхан-Калы на юг сразу же следующим утром. Тех, кто остался в селе, и тем более тех, кто не сумел выбраться из Грозного, схватили или перебили в ближайшие дни. На поле ноч­ ного расстрела и вокруг него, по данным российской стороны, подо­ брали до 600 трупов.

Французская журналистка описала Алхан-Калу после побоища:

«Вокруг всё ещё стоящего белого здания больницы с пробоинами в стенах теперь нет ничего. Практически все жилые дома в ради­ усе пятидесяти метров лежат в развали­ нах. На улицах валяются трупы в тех позах, в каких застала их смерть. В палатах, где вчера ещё лежали раненые боевики, всё вверх дном. В коридорах пятна засохшей крови. По палатам бродят люди, собирают медика­ менты, оружие, одежду. Порывы ветра доно­ сят тошнотворный запах от костра, в кото­ ром сжигают одежду, а также ампутированные вчера или позавчера руки и ноги.

https://expert.ru/russian_reporter/2015/13/ulyibka-volka/

ГОНЯТ ВЕСЕЛО НА НОМЕРА ПРОРЫВ ИЗ ГРОЗНОГО

167

Впервые за всё время конфликта я восполь­

зовалась фотоаппаратом, который захватила

с собой. Фотографирую всё, что вижу: на матра­ цах, положенных прямо на полу, боевики, явно погибшие при выходе из Грозного и остав­

ленные во время обстрела. В одной из палат узнаю лицо молодого боевика, прибывшего

с первой группой в понедельник 31 января. Он подорвался на мине, и ему ампутировали ногу в первый же день . И вот он лежит мёрт­ вый, застывший, а ещё вчера он кричал мне, как он ненавидит русских. В единственной операционной, где хирург Хасан Баиев про­ извёл более восьмидесяти ампутаций боевикам и гражданским лицам, пусто; на окровавлен­ ном операционном столе лежит только мокрая простыня да жуткий инструмент — электри­ ческая пила»1.

В результате в Алхан-Кале попали в плен, по разным данным, от 130 до 300 боевиков, главным образом раненых и умирающих. Ещё одна крупная группа отставших оказалась перебита или пленена в КатырЮрте, последнем ауле на пути в горы.

Арсан Абубакаров, один из боевиков, вёл дневник, позже ставший достоянием печати, так что мы можем ознакомиться с описанием прорыва из первых рук. Следует сразу уточнить, что его версия хро­ нологии несколько сбита.

«29 января. Мы шли на Ермоловку через минное поле. Шамиль Басаев, Леча Дудаев, ХункарПаша Исрапилов, Жим Асланбек, Межидов АбдулМалик шли впереди колонны. На мосту через Сунжу мы попали в засаду, понесли круп­ ные потери. Нас начали обстреливать с двух сторон БМП, пулемёты, АГС. Мы, разбегаясь, наступали на мины.

1 https://magazines.gorky.media/zvezda/2001/2/svolochnaya-vojna-perevod-

s-franczuzskogo-l-czyvyana.html

168

ГЛАВА 4. БЛАЖЕН, КТО ВОЗДАСТ ТЕБЕ

Многим оторвало ноги. Один прямо лёг на мину, и ему разорвало грудь. Только с помощью Всевышнего нам удалось перебраться через мост. Но там стало много раненых и шахидов. Шамилю оторвало ногу, Абдул-Малик получил тяжёлое ранение. Леча Дудаев, Асланбек, Хункар-Паша — шахиды. И ещё очень много шахидов.

Этой ночью мы дошли до Ермоловки и зано­ чевали там.

30 января. Ночью из Ермоловки мы двину­ лись на Закан-Юрт. Там нас тоже обстре­ ляли из БМП и пулемётов. Один стал шахи­ дом. Раненых мы тащили на санях.

1 февраля 2000 года. С наступлением темноты мы двинулись на Шауми-Юрт. Но в лесу нас заме­ тили и обстреляли из „Града". Ещё несколько человек стали шахидами. Перейдя через реку (вода в ней была очень холодной) , мы вошли в Шауми-Юрт. Здесь нас ещё раз обстреляли федералы и ещё четверо стали шахидами.

2 февраля. Нас осталось 45 человек. Ночью из Шауми-Юрта мы, как штурмовая группа, двинулись вперёд, чтобы пробить кольцо. Но не встретили ни одного солдата.

В Катыр-Юрт мы вошли

в 4 часа утра. Там

мы обстреляли „Урал"

с солдатами. Больше

нам никто не попадался. Целый день КатырЮрт бомбили самолёты и обстреливали из всех видов оружия. Мы должны продержаться до тем­ ноты, а потом выйти на Шалажи.

Во все сёла, куда мы заходили, нас очень хорошо встречали местные жители. Нас кор­ мили, отогревали, сушили одежду. Нам этого никогда не забыть!

ГОНЯТ ВЕСЕЛО НА НОМЕРА. ПРОРЫВ ИЗ ГРОЗНОГО

169

А следующая группа, которая шла за нами, попала в засаду. Самое обидное, что тогда, когда почти вошла в Катыр-Юрт. И всё из-за чего? Курили и разговаривали...

3 февраля. В Катыр-Юрте у нас идут контакт­ ные бои. Двое стали шахидами, двое ранены, а один попал в плен. Среди русских много убитых, одного удалось взять в плен.

К вечеру федералы отступили и опять начали обстреливать село из всех видов оружия. Катыр-Юрт горит. Много домов разбито.

4февраля. Бои в Катыр-Юрте продолжаются.

5февраля. Мы опять уходим дальше, в Валерик. Ночью, при выходе на Валерик, нас обстре­

лял „Град". И опять есть раненые.

6 февраля. Мы вошли в Гехи-Чу. Мирные жители нас очень хорошо приняли. Даже зарезали по этому случаю несколько коров...»1

На этом записи обрываются. 7 февраля автор дневника погиб.

Несмотря на успех, операцию по уничтожению боевиков, проры­ вавшихся из Грозного, едва ли можно назвать тщательно спланиро­ ванной. Преследование велось недостаточно энергично и малыми силами. Однако военные организовали само сражение за Грозный так, что даже такое полууспешное бегство стоило боевикам бес­ прецедентных потерь. Владимир Шаманов утверждал, что всего удалось перебить до трёх тысяч боевиков. Возможно, эта оценка несколько преувеличена, но с тем, что потери боевиков были чрез­ вычайно тяжёлыми, согласны все комментаторы. Более сдержанные оценки — около полутора тысяч убитых (плюс неизвестное число

1 Дневник Абубакарова приводился в нескольких публикациях. См., напр. :

«По волчьему следу»122'.

170

ГЛАВА 4. БЛАЖЕН, КТО ВОЗДАСТ ТЕБЕ

пленных). Хотя все досадовали, что многим боевикам удалось уйти, гора мёртвых моджахедов говорила сама за себя.

Хотя самые «медийные» полевые командиры остались живы, среди погиб­ ших при бегстве оказались знаковые атаманы. Например, Хункарпаша Исрапилов. Он находился в тени своего шефа Басаева, но был одним из ключевых организаторов теракта в Кизляре с массовым захватом заложников в 1996 году. При прорыве он, как и многие другие боевики, подорвался на мине и истёк кровью. Та же судьба постигла Асланбека Исмаилова, считавшегося командующим обороной Грозного.

Русские добились успеха дорогой ценой, хотя Грозный в 2000 году забрал не такое огромное число жизней, как

в 1995-м. В общей сложности битва за Грозный, включая [й]§ЙЧ контрудар Хаттаба под Аргуном, Шали и Алхан-Калой, стоила нашим войскам 368 жизней1. В любом случае, потери были

высоки, но на сей раз противник был не выдавлен из города, как паста из тюбика, а действительно разбит наголову.

Чеченские боевики получили самый страшный удар за обе войны. Кошмар штурма Грозного в 1995 году был отомщён.

https://ria.ru/20191231/1562785519.html

ГОНЯТ ВЕСЕЛО НА НОМЕРА. ПРОРЫВ ИЗ ГРОЗНОГО

171