Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 2. 1999–... 2022

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
32.94 Mб
Скачать

В марте 2000 года казалось, что с Ичкерией практически покончено. Эйфория охватила многих, включая генералов. Крупные силы боевиков полегли в Грозном и Комсомольском, небольшие отряды террористов сдавались в плен. Однако у чеченцев остался испытанный метод борьбы, отлично сработавший в предыдущую войну, — партизанщина. Первые восемь месяцев оказались лишь кровавым прологом к настоящей войне.

ЗАСАДНАЯ ВО ЙНА

Новый этап боевых действий начался с трагического боя пермского ОМОНа в Веденском районе. 29 марта отряд омоновцев при поддержке солдат Веденской комендатуры на двух грузовиках и БТРе отправился зачищать село Центорой1. Формально цель экспедиции находилась недалеко, но рельеф и бездорожье сильно удлиняли путь через порос­ шие густым лесом горы. Неподалёку от пункта назначения, возле села Джани-Ведено, у ЗИЛа закипел двигатель, и колонна встала. Майор Симонов, командир отряда, решил на всякий случай проверить забро­ шенный дом неподалёку. Как оказалось, не зря. Вблизи от места, где встала колонна, расположился крупный отряд террористов. Омоновцы не въехали прямо в осиное гнездо только из-за поломки машины.

В доме, который пошёл проверять майор, находились трое боевиков — видимо, наблюдательный пост. Симонов открыл дверь и тут же наткнулся на бандита. Майор приказал ему бросить оружие, но получил пулю от товарищей «духа».

Началась стрельба. Поскольку омоновцы не вышли из машин, когда колонна остановилась, несколько человек погибли и получили ране­ ния в первые же секунды боя. Уцелевшие попытались уничтожить про­ тивника в доме, где погиб Симонов, но с разных сторон подходили всё новые боевики, и русским пришлось занять круговую оборону. БТР подожгли в самом начале схватки, наводчик погиб за пулемётом. Отряд лишился самого мощного своего оружия — крупнокалиберного КП ВТ бронетранспортёра. Милиционеры отстреливались из автоматов. Бой шёл на короткой дистанции, один из выживших потом рассказывал, как им кричали: «Сдавайтесь! Мы вас убьём не больно...»2

Речь не о малой родине Рамзана Кадырова, а о маленьком селе к севе­ ро-востоку от Ведено.

http://www.perm.kp.ru/daily/22543/9162/

222

ГЛАВА 6 ПРОКЛЯТЫЕ ЗЕМЛИ

Уже утром на помощь омоновцам вышел отряд милиционеров и солдат комендантской роты из Ведено. Эта колонна, не добравшись до поля боя около полукилометра, сама попала под обстрел. Из-за плотного огня спасатели не могли продвинуться дальше, в отряде быстро набра­ лось 16 раненых. Чеченцы подожгли ещё одну машину. Деблокирующая группа так и не пробилась к тому месту, где погибали омоновцы.

Окружённые защищались, пока была возможность, а после попыта­ лись прорваться. Выжившие приняли последний бой на переправе через речку. Здесь у них кончились патроны. Двенадцать человек попали в плен. Вскоре боевики их казнили. Обезображенные тела удалось найти только 1 мая.

Усилия деблокирующего отряда всё же не остались напрасными: во время второго боя шестеро бойцов выскочили из окруж е­ ния по руслу реки. Через два дня обнаружили ещё одного бойца, раненного в ногу. Погибли в общей сложности более 40 человек. Из них более 20 были из одного города — Березников на севере Пермской области.

Офицер Веденского ВОВД Владимир Порт писал:

«Ребята лежали под обстрелом и ждали помощи. Ганьжин по рации просил братишек потерпеть, держаться, говорил, что помощь уже рядом. Но ОМОН всё реже выходил на связь.

Подошли „вертушки", в район боя выехал комендант и возглавил руководство боем. Связи с „вертушками" не было, целеуказа­ ние давать нечем. Не хватало зелёных ракет для того, чтобы обозначить своё место.

„Чех" по рации заглушал переговоры наших групп, и приходилось постоянно менять каналы. Но у него сканер, и снова его соба­ чий голос с угрозами забивал эфир.

ЗАСАДНАЯ ВОЙНА

223

В 14.40 ОМОН в последний раз вышел на связь. | Команда была следующей: „Все, кто ещё может стрелять, — огонь одиночными по склонам горы". Всё. Патроны у ребят кончились, снайперы не давали поднять головы.

<...> Приближается ночь, и надежда на то,

что ребят спасут, тает с каждой минутой.

„Вертушки" уже в темноте наносят последние

удары в районе боя. Без конца бьют мино­ мёты. Тяжёлые снаряды самоходов с урча­

нием проносятся над нами в сторону гор. Ночь предстоит бессонная. Это невозможно ещё осмыслить и тем более смириться с мыс­ лью о том, что молодые ребята лежат в уще­ лье и над ними издеваются бандиты. Может,

кто

и жив

ещё,

а

как

помочь? Я,

здоровый

и крепкий

мужик,

 

сижу

в дежурке,

обвешан­

ный

гранатами,

снаряжёнными магазинами,

ракетами

и ещё

чёрт

знает чем,

и ничего

не

могу сделать,

чтобы помочь

землякам.

Дико, обидно и стыдно»1.

 

Позднее Марина Мальцева, офицер пресс-службы милиции, рас­ сказывала, как прочёсывали место злополучного боя:

«Разделившись группами, мы приступили к ра­ боте . Пройдя несколько десятков метров по дороге вперёд, мы увидели тела ребят. С нами были омоновцы из Перми и Березников, они помогали опознавать погибших. Первым было обнаружено тело Миши Ломакина из Березников. Рядом с ним лежал Вася Коныиин — наш перм­ ский омоновец со стажем. На дороге стоял сожжённый „Урал", около которого находи­ лось ещё несколько тел. Порядок нашей работы заключался в том, что осматривать всё при­ ходилось последовательно. Поэтому с дороги

1 https://chernayalOO.сот/norin-chechnya-2/texts/vladimir-port

224

ГЛАВА 6. ПРОКЛЯТЫЕ ЗЕМЛИ

мы поднялись на сопку, на которой стояла какая-то хибара. В „предбан- щ Щ З у й нике" обнаружили командира березни-

ковского ОМОНа Валентина Симонова.

Когда одно из тел „кошкой" сдвигали с места, раздался взрыв — под парнишкой оказалась граната. Трудно сказать, была ли она зало­

жена умышленно, или боец погиб, не

успев

её

бросить, а сорванную чеку прижало

упав­

шим

телом. ..»[26j 1

 

Гибель пермского ОМОНа продемонстрировала убийственные орга­ низационные проблемы. Немногочисленный отряде единственным БТРом в качестве тяжёлого оружия отправился на зачистку в самом опасном районе Чечни. Никакого прикрытия милиционеры не имели. Контрзасадные мероприятия дорогой не проводились. Разведка понятия не имела, что в селе и зелёнке вокруг него находится круп­ ный отряд боевиков. Омоновцы погибли даже не в спланирован­ ной засаде — будь атака боевиков заранее подготовлена, всё кон­ чилось бы за несколько минут. И это происходило не в первые дни войны, а после множества засад, от Ярышмарды в 1996 году до засад под Аргуном в январе 2000 года. Гибель ОМ ОНа стала пощёчиной для начальников, поверивших, что война закончилась и впереди только полицейская работа.

Война приобрела классический партизанский характер. Многие отряды боевиков пережили зиму и теперь готовились к активным действиям. Атаки на колонны, подрывы и налёты на лагеря военных случались с удручающей регулярностью. Под Урус-Мартаном «ожил» отряд Арби Бараева, Гелаев собрал остатки своего разбитого в Комсомольском войска, горы на юго-востоке республики кишели боевиками.

После гибели О М О Н а возникло искушение списать трагедию на неподготовленность милиционеров к общевойсковому бою или на неудачное стечение обстоятельств. Тем более вскоре отряд ОМОНа из Ханты-Мансийска в похожей ситуации отбился сравни­ тельно малой кровью — благодаря наличию тяжёлого оружия и свое­ временной поддержке с воздуха. Поначалу оптимистический настрой

https://chernaya100.сот/norin-chechnya-2/texts/тагina-maltseva

ЗАСАДНАЯ ВОЙНА

225

командования Объединённой группировки не могло поколебать ни­ что. 20 апреля замначальника Генштаба Валерий Манилов объявил о завершении «войсковой части» операции. Однако уже 23 апреля в засаду у Сержень-Юрта попадает колонна 51-го десантного полка. Боевики покусились на сильный отряд из 23 машин с бронетехникой, шедший под прикрытием вертолётов, — и вдобавок напали не в глуши, а прямо у опорного пункта Внутренних войск. Тем не менее на ради­ оуправляемых фугасах и в двухчасовом бою погибло 15 десантников. Даже завзятым оптимистам стало ясно, что ничего ещё не кончилось.

Война постепенно выходила за пределы Чечни. 11 мая колонна Внутренних войск попала в засаду на дороге между Северной Осетией и Ингушетией. Нападавшими командовал ингуш — Руслан Хучбаров, который в 2004 году печально прославится терактом в Беслане. В даль­ нейшем роль боевиков не из Чечни только возрастала.

Обычные меры предосторожности могли уменьшить жертвы в колон­ нах, но мало что давали в смысле ослабления боевиков. Успех могли принести только активные действия. В роли охотников на парти­ зан выступали спецподразделения. Например, 12 мая под тем же Сержень-Юртом, где сражалась колонна десанта, засаду организо­ вали уже русские. Разведотряд Внутренних войск перехватил группу боевиков из трёх десятков бойцов и перебил её неожиданным уда­ ром. Несколько дней спустя отряд спецназа ГРУ во время рейда уничтожил известного полевого командира Абу Мовсаева вместе

сдесятком его подчинённых.

Вгорах началась смертельно опасная игра змей, ловивших друг друга за хвост. Мобильные части русских пытались поймать бое­ виков и уничтожить их — своими силами или наведённым арто­ гнём. Боевики изо всех сил старались перемешаться с населением

инападать не на вооружённые до зубов боевые части, а на тыловые колонны, комендатуры. Ситуацию осложняло огромное количество оружия, ходившего по республике. «Автомат в райцентре можно купить так же легко, как и паспорт. Стволов у народа немерено», - замечал офицер Внутренних войск.

Характерная история произошла с группой этого офицера на окра­ ине посёлка Шалажи. Это маленький аул в западной части Чечни,

226

ГЛАВА 6 ПРОКЛЯТЫЕ ЗЕМЛИ

одной стороной выходящий на равнину, а другой — на дикую и без­ людную горную часть республики. Решив во время разведыватель­ ного рейда случайным образом проверить несколько строений на окраине, вэвэшники обнаружили в одном из домов небольшой арсенал — одноразовые гранатомёты, гранаты к подствольнику и патроны от СВД. Хозяин без тени смущения объявил, что каждый джигит должен иметь оружие. Владельца арсенала вывезли в РОВД Урус-Мартана, а у дверей уже ждала обогнавшая военных толпа род­ ственников, приехавших жаловаться на беспредел солдат, похитив­ ших мирного пастуха[27].

Впрочем, эта экспедиция прошла сравнительно спокойно. Далеко не каждый выход закачивался столь же безмятежно. Пример более бру­ тальной акции — рейд, который в августе 2000 года провело подраз­ деление спецназа военной разведки. Отряд выехал на неприметном УАЗе по указанному агентурой адресу в горном селе под Курчалоем (юго-восток Чечни). Когда разведчики окружили нужный дом, укрыв­ шиеся внутри дома боевики их заметили и попытались скрыться в кукурузных посадках. Как раз на этот случай на противоположную сторону здания уже навели пулемёт. Живым не ушёл никто: пуле­ мётчик прижал неприятеля к земле, а остальные разведчики заки­ дали боевиков гранатами. Ещё двое попытались укрыться в доме. Чтобы не убить вместе с ними женщин и детей, русские закинули внутрь дымовые шашки и затем спокойно подстрелили выбежав­ ших террористов. В здании и в поле нашли спутниковый телефон, запас радиостанций и батарей, агитационные листовки и балаклавы. Для погрузки найденного оружия и боеприпасов пришлось вызвать «Урал». Ещё нескольких вооружённых чеченцев подстрелили сол­ даты комендантской роты, приехавшие по случаю поднявшейся тревоги. Боевики сообщали, что под Курчалоем «стали шахидами» в общей сложности 16 человек, а потери русских оценивали в 87 убитых[2Ч В это трудно поверить, поскольку разведотряд состоял всего из 11 бойцов.

Такой круговорот взаимной охоты стоил дорого. За неделю погибало

иполучало ранения несколько десятков солдат. Почти все — в срав­ нительно небольших столкновениях. Стычки происходили часто,

исуммарные потери оказывались высокими даже при отсутствии крупных военных провалов.

ЗАСАДНАЯ ВОЙНА

227

Боевики неплохо наладили разведку. Пастухи, торговцы, водители использовались как ценные информаторы. Военные постоянно заме­ чали то чабанов, пытавшихся пасти овец на лысых как колено холмах, с которых просматривались опорные пункты, то мелких торговцев, чьи лавки располагались у воинских частей и у которых при обы­ ске обнаруживались рации. Всё это крайне затрудняло операции - о начале рейда боевики могли узнать почти сразу.

Контроль над посёлками чаще всего был довольно условным. Комен­ дантские части успешно охраняли сами себя, но даже собственных симпатизантов едва ли могли защитить. Конечно, бандиты не могли шататься по сёлам с оружием днём, но ночь становилась их време­ нем. Посёлки и города превращались в выморочные зоны, которые полностью не контролировала ни одна из сторон.

Военные далеко не всегда видели результаты собственных усилий. Противник мог понести серьёзные потери, но всё равно казаться неу­ язвимым. Боевики даже после серьёзных неудач старались унести тела, поэтому итог успешных операций часто оказывался неочеви­ ден. Об успехах победителей рассказывали только свежие могилы «шахидов» в сёлах.

Однако по сравнению с первой войной русские серьёзно подна­ торели в организации войны против партизан. Хаттаб во время инструктажа отмечал:

«Русские постарались учесть свои промахи

в прошлой войне. Сегодня они взяли на воору­ жение другую тактику ведения войны, используя следующую схему: везде выдвигается и исполь­

зуется пехота, как основная сила, а бро­ нетехника — как вспомогательная; быстрая высадка десанта и спецназа с вертолётов

в места предполагаемого нахождения моджахе­ дов и прочёска местности при поддержке верто­ лётов; внезапные облавы и налёты силами ОМОНа и спецназа на населённые пункты по адресным наводкам своих осведомителей. Эти группы быстро реагируют на любые слухи и информацию

228

ГЛАВА 6. ПРОКЛЯТЫЕ ЗЕМЛИ

о нахождении моджахедов. Вопреки

прежней тактике русские выдвигают свои отряды ночью и делают засады возле баз моджахедов и на дорогах

их передвижения или же окружают дом и выжи­

дают до утра. <...> В ряде случаев русские используют беспечность моджахедов и слабую тактику слежения за противником. Мало неза­ метно стеречь улицу или переулок — русские могут обойти незаметно охраняемую улицу, если догадываются, что она под наблюдением. Моджахедам необходимо постоянно наблюдать за базами противника и вовремя оповещать своих. Много раз нас заставали врасплох, и, кроме как отстреливаться из автоматов, никакого сопротивления не было, самые удачные варианты, когда успевали убить одного-двух русских. Известно, когда в один день б мод­ жахедов стали шахидами. Это очень беспеч­ ная тактика»1.

Он же сетовал на само отнош ение своих младших командиров к потерям:

«Основная проблема в командирах, их умении чётко организовать военную операцию, где врагу наносят ощутимый урон при минималь­ ных потерях среди моджахедов. Наши коман­ диры, наоборот, чуть ли не гордятся тем, что в их группе много шахидов и много раненых. Они не задают себе вопрос — как и по чьей вине это случилось»[28].

Боевики не ограничивались булавочными уколами и пытались про­ водить крупные операции. Например, осенью 2000 года большой отряд вошёл в Гудермес и несколько часов вёл бой. После долгой перестрелки нападавшие бесславно откатились.

1 http://www.vrazvedka.ru/main/learning/last-confl/hattab-01.shtml

ЗАСАДНАЯ ВОЙНА

229

Время устойчивых отрядов в сотни боевиков уходило в прошлое. Спрятать в горах диверсионную группу чеченцы могли, но к орде размером в батальон, если она пыталась долго действовать единым кулаком, неизбежно прилетал пакет «Града». Теперь крупные силы собирались только для разовых акций. Для координации действий небольших групп был создан общий совет — «Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа». Это означало сильный удар по позициям лично Масхадова, который пытался управлять войной через «Государственный комитет обо­ роны». В рамках «Шуры» он был всего лишь одним, причём далеко не самым сильным командиром. В один прекрасный момент Масхадова вообще отстранили от должности главнокомандующего. Наиболее авторитетным лидером «Шуры» был Шамиль Басаев; кроме того, в состав совета вошло до 40 полевых командиров.

Иногда нападавших разбивали ещё до атаки, прямо на исходных позициях. Джихадисты в ответ переходили к минной войне и небольшим дивер­ сиям. В таком виде боевые действия могли продолжаться очень долго. Партизанский отряд, усеивающий фугасами целый район, часто состоял всего из десятка человек. Его бойцы были дешевле собственной экипи­ ровки^ проблем такая группа доставляла множество. Им сильно помо­ гали проблемы с дисциплиной среди самих военных: боеприпасы часто хранились небрежно. К примеру, после автомобильной аварии машина с боеприпасами ещё долго могла лежать прямо у обрыва, и к моменту, когда её обломки эвакуировали, содержимое успевали растащить.

Русских минная война заставляла действовать очень аккуратно, учитывая множество разнообразных нюансов, — или расплачи­ ваться кровью за невнимательность. Ж изни могла стоить любая тонкость. К примеру, однажды группа сапёров подорвалась прямо на месте развёртывания. Причина — в шаблонных действиях: сол­ даты всегда спешивались и начинали прочёсывать ту же местность с одной и той же точки. Военным приходилось блюсти величайшую осторожность и при этом не повторяться. Сапёры каждый день про­ чёсывали маршруты. Только в Грозном на пике активности боевиков подрывали по нескольку фугасов ежесуточно.

Часто чеченцы использовали не классические мины, а артиллерий­ ские боеприпасы и самоделки. Из-за отсутствия армейской культуры

230

ГЛАВА 6. ПРОКЛЯТЫЕ ЗЕМЛИ

они обычно не утруждались составлением документов на свои инже­ нерно-подрывные шедевры и не привязывали их к карте. Это в итоге создавало огромную опасность не только для солдат, но и для обыч­ ных селян, ходивших теми же дорогами. Но это обстоятельство никого не останавливало,террористы продолжали засеивать Чечню минами и фугасами. Некоторые ловушки были весьма остроумными. Например, один из сапёров столкнулся с фугасом, вкопанным на большую глубину для спасения от миноискателя — адскую машину активировал деревян­ ный колышек, на который для маскировки сверху положили камень.

Офицер-сапёр рассказывал о своих буднях под Старыми Атагами:

«В плане минирования тот район считался страшным участком. Мы это поняли букваль­ но сразу, как только начали располагаться лагерем в стороне от дороги. Ещё не успели тогда принять под ответственность свой уча­ сток маршрута. То есть дорогу ещё не про­ веряли, только прибыли. А тут уже звонят — подрыв на таком-то участке, срочно прибыть сапёрам! Понеслись туда. Стоит „Урал", взры­ вом фугаса оторвано колесо. Жертв, к сча­ стью, нет. Сразу начинаем тщательно прове­ рять окружающую местность на наличие взры­ воопасных предметов (ВОП). „Закладок" больше не было. Старший начальник приказал нам ждать вышедшие к нам танк и БМП, чтобы от­ тащить „Урал" на базу. Оттащили. Тут опять вызов — уже на другом участке подорвалась БМП. Несёмся туда — фугас. У БМП вырван ве­ дущий каток. Без жертв. Пока мы проверяли участок, пехота погналась по следам подрыв­ ника. По проводам нашли его „лёжку", само­ го же „духа" отыскать не удалось. Стали эва­ куировать БМП. И всё это, можно себе пред­ ставить, в первый же день! Таким было наше знакомство с вверенным участком. Мы сразу тогда поняли, что нас ждут „великие собы­ тия". Их развитие не заставило себя ждать.

ЗАСАДНАЯ ВОЙНА

231