Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 2. 1999–... 2022

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
32.94 Mб
Скачать

РАЙ ПОД ТЕНЬЮ БОМБЫ

Серия терактов осенью 1999-го — не первый случай взрыва домов в России. Правда, до Москвы джихадисты до сих пор не добирались, но сам по себе метод уже был опробован. Кроме того, за время неза­ висимости Хаттаб создал в Чечне сеть школ для подготовки буду­ щих партизан и террористов. Учениками этих школ были и чеченцы, и представители других кавказских народов, и иностранцы.

Хотя сильнейшее салафитское подполье сформирова­ лось в Дагестане, ячейки исламских радикалов возни­ кали по всему Кавказу. Одной из таких группировок стало «Мусульманское общество № 3», оно же Карачаевский

джамаат.Эта подпольная структура возникла ещё в 1995 году. Многие члены джамаата успели побывать в Чечне, где установили кон­ такты с Хаттабом и прошли обучение в его лагерях. Идея провести серию терактов в глубине России пришла Хаттабу летом 1999-го. Необходимость устроить взрывы исполнителям объяснили просто: «Необходимо эту взрывчатку везти в Россию и взорвать, тогда рус­ ские испугаются, и война в Дагестане прекратится»1.

Эту задачу Хаттаб предпочёл поручить террористам, жившим за пре­ делами Ичкерии. Вообще, география новой войны и этнический состав её участников оказались разнообразнее, чем в первую кампанию. Ключевую роль в волне терактов предстояло сыграть карачаевцу Ачемезу Гочияеву. Этот человек успел далеко продвинуться в изучении ислама «правильного» толка и к 1999 году стал лидером карачаевских радикалов. Кроме того, он прошёл обучение в лагерях Хаттаба. До при­ хода в террор Гочияев занимался мелким бизнесом в Москве и худобедно в городе ориентировался. Ему-то и была поручена организация терактов. Хаттаб обеспечил финансирование и руководил процессом, непосредственно взрывать дома должны были Гочияев и его группа.

Летом 1999-го террористы купили ингредиенты для изготовления самодельных бомб. Взрывчатые вещества делали кустарно, при помощи бетономешалки. Расфасованную взрывчатку хранили на продбазе, кото­ рой заведовал дядя Юсуфа Крымшамхалова, одного из террористов.

Протокол допроса Адама Деккушева:

http://terrorl999.паrod.ru/sud/delokd/doprdekkl40702.html

102

ГЛАВА 2. ПРЕДРАССВЕТНАЯ МГЛА

Гочияев тем временем по поддельным документам зарегистрировал в Москве ООО и от имени некоего Лайпанова арендовал несколько складов в подвалах, в том числе на Гурьянова и Каширке. Когда органи­ зационные вопросы разрешились, гексоген и остальное (шнуры, бата­ реи, детонаторы) одной фурой развезли по адресам — на Гурьянова, Каширку,в Капотню и на Борисовские пруды. Склады взрывчатки на двух последних точках впоследствии обнаружили: риелтор, увидевший по телевизору фоторобот Гочияева, опознал его и позвонил в ФСБ.

Любопытна версия событий в изложении самого Гочияева. По его словам, он действительно арендовал подвалы, в кото­ рые были заложены бомбы, но его подставили некие не наз­ ванные им люди, которые, очевидно, и заложили взрывчатку.

По словам Гочияева, после взрыва на Гурьянова он «насторожился»,

апосле взрыва на Каширке решил, что на него решено возложить вину,

ибежал1. Показания взятых живьём террористов в рамках этой пози­ ции сфальсифицированы. Этот прекрасный сюжет детективного фильма портится некоторыми деталями. В частности, Гочияев не объяснил, зачем он снимал помещения, используя поддельные документы (арендова­ лись помещения на имя несуществующего Лайпанова). Для честного коммерсанта, не подозревавшего о том, что на самом деле происходит, использование чужого имени несколько странно. Описание того, зачем ему вообще было арендовать подвалы, необычайно мутно. Якобы некий знакомый (которого он не называет по имени) попросил его «помочь арендовать» помещения в Москве для совместногос Гочияевым бизнеса. Невинный предприниматель снял склады для своего анонимного друга, но обнаружив, что дом, где арендовано помещение, разрушен, «стал ждать», а вовсе не кинулся выяснять, осталось ли хоть что-то из товара цело и каков понесённый ущерб, что было бы логичнее для бизнесмена, который пока ещё не знает ни о каком теракте.

Кроме того, известно фото Гочияева в обществе группы боевиков, включая Хаттаба. Сам Гочияев утверждал, что это монтаж. По поводу показаний других террористов Гочияев заявил, что на него клеве­ щут под давлением ФСБ, однако «клевета» звучит вполне стройно. Наконец, совершенно непонятна одна деталь: если вся история сре­ жиссирована ФСБ и Гочияева подставили, отчего его не арестовали сразу после взрывов и даже не организовали слежку?

http://terror99.ru/documents/doc44.htm

РАЙ ПОД ТЕНЬЮ БОМБЫ

103

Между тем в подробностях известна история другого взрыва — в Волгодонске.

f И Группа Юсуфа Крымшамхалова в Волгодонске действовала простецки.Террористы купили у местного азербайджанца грузовик под предлогом торговли картофелем. Мешками с картошкой они заложили взрывчатку, продавцу выдали

задаток и попросили посидеть ночь в машине — покараулить товар. Ночью сторожу стало холодно, и он ушёл домой греться, чем и спас себе жизнь. В ходе этой «операции» команда террористов постоянно действовала через друзей, знакомых и соседей. Например, гаишник, которого знал один из подрывников, обеспечил проезд грузовичка со взрывчаткой за взятку в виде мешка с сахаром. О содержимом фуры он не знал. Хранили взрывчатку на складе родственника ещё одного бандита. Сутки перед терактом они посвятили продаже лишней кар­ тошки на базаре, чтобы создать алиби1.

Примерно так же организовали взрыв в Буйнакске: самодельная бомба, накрытая арбузами, груз без документов.

Ещё одна любопытная история связана со взрывом в Волгодонске. Возмутителем спокойствия выступил эксцентричный депутат Госдумы Владимир Ж ириновский. На следующий день после взрыва поли­ тик заявил:

«Вспомните,

Геннадий

Николаевич^, вы нам

в понедельник сказали,

что дом в Волгодонске

взорван, за

три дня до

взрыва. Это же можно

как провокацию расценивать: если Госу­ дарственная Дума знает, что дом уже взор­ ван якобы в понедельник, а его взрывают в четверг»*.

Владимиру Вольфовичу в данном случае в здравомыслии не откажешь — вопрос резонный. Но объяснение этой истории оказалось банальным.

Протокол допроса Адама Деккушева:

http://www.delo99.паrod.ru/02 0719d.html

Геннадий Селезнев, председатель Госдумы,

https://youtu.be/lAql8yj pOGo?t =l45

104

ГЛАВА 2 ПРЕДРАССВЕТНАЯ МГЛА

В Волгодонске до теракта произошёл взрыв в рамках мест­ ных криминальных разборок1. Из-за терактов страна ходила ходуном, и покушение уголовников на местного бизнесмена привлекло внимание просто потому, что это был взрыв.

Обстоятельства терактов осени 1999-го навевают тоску. Небольшая группа террористов, действующая самыми примитивными методами, при помощи кое-как сляпанных фальшивых паспортов и разваливаю­ щихся на ходу фур сумела провернуть акцию потрясающей дерзости.

По большей части подрывники потом предстали перед судом или полегли на поле боя. От правосудия не ушёл почти никто, начиная от Хаттаба и заканчивая рядовыми исламистами. Некоторых пре­ ступников пришлось доставать из-за рубежа. Например, исполните­ лей волгодонского теракта Деккушева и Крымшамхалова арестовали и передали в Россию грузинские органы правопорядка. Характерно, что при этом они оказывали вооружённое сопротивление — не очень типично для невинных людей (каковыми их считают сторонники вер­ сии «ФСБ взывает Россию»).

Ачемез Гочияев скрывается за границей до сих пор2. Правда, стоит отметить, что такая неуловимость может объясняться не только блестящей конспирацией, но и гибелью в бою.

Обстоятельства начала второй чеченской войны до сих пор остаются туманными. История эта полна грязных тайн на любой вкус. Но они не так уж и важны: Ичкерия на излёте своей краткой независимости представляла собой воронью слободку, которая не могла не сгореть.

Все стороны к 1999 году приготовились к войне и войны желали. В Кремле осознавали, что мятежную окраину необходимо, нако­ нец, решительно принудить к порядку. Окончательное отделение Чечни и сдача Дагестана могли вызвать обрушение всего государства по цепочке. Лидеры боевиков стремились к конфликту по разным причинам: кто-то по религиозным соображениям, кто-то из-за личных

http://www.polit.ru/news/1999/09/13/536535/

Материалы обвинения Деккушева и Крымшамхалова: http://delo99.narod.ru/

приговор: http://terrorl999.паrod.ru/sud/delokd/prigovor.html

РАЙ ПОД ТЕНЬЮ БОМБЫ

105

амбиций и все — из-за разорения и продолжающейся деградации собственной республики. Кроме того, Путин готовился сменить дряхлеющего Ельцина на посту президента России. Он нуждался

вполитических очках перед грядущими выборами — и получил их с лихвой. Ш ироко освещавшиеся успехи России в первые месяцы новой кампании помогли серьёзно нарастить авторитет малоиз­ вестного до сих пор политика. Пушки Объединённой группировки прокладывали не только дорогу в Грозный для пехоты, но и дорогу

вКремль для его нынешнего хозяина. Наконец, в обществе созрел вполне чёткий запрос на усмирение бунтующего анклава. К чувству унижения после первой кампании добавились страх перед терак­ тами и гнев на власти, неспособные обуздать убийц. За непродол­ жительный период между первой и второй войной маятник обще­ ственного мнения радикально качнулся. Желание мира любой ценой предопределило конец первой войны. Желание мести любой ценой предопределило начало второй.

Штак или иначе одобряли 44% респондентов ВЦ ИО М (против новой войны выступало 49% опрошенных). Причём с развитием операции количество «ястребов»По опросам, применение силы к началу второй кампании

только росло: в ноябре уже 61% опрошенных желал полного раз­ грома неприятеля. Наконец, во время сражений за Грозный и южную Чечню количество «ястребов» дошло до рекордных 73%, а возмож­ ные переговоры с Масхадовым одобряли только 19% респондентов. Более того, с осени 1999 по весну 2000 годов 38-61% респонден­ тов относился к «ультраястребам» — эти люди выступали за про­ должение операции даже при условии тяжёлых потерь1.

Кремлёвские политики, сколь угодно циничные и коррумпирован­ ные, всё же не хотели, чтобы о них демонстративно вытирали ноги. Чеченская республика Ичкерия превратилась в государство-паразит. Какое-то время это было удобно для всех сторон, но долго такое положение сохраняться не могло. Россия таки встала на дыбы — не от ужаса, а от ярости.

http://old.sakharov-center.ru/publications/Cennosti_i_lichnost/10.htm

106

ГЛАВА 2. ПРЕДРАССВЕТНАЯ МГЛА

ПЛЮНЕМ И ПОЙДЕМ ч е р е з т у м а н

Уже в августе и сентябре русские начали прощупывать позиции боевиков в самой Чечне. В начале сентября вэвэшники разгро­ мили чеченский блокпост на трассе Кизляр-Грозный. По выявлен­ ным отрядам била артиллерия. В августе русские бомбардировали Сержень-Юрт, Веной, Веденское ущелье. Дальше события развива­ лись стремительно. 14 сентября Путин на заседании Госдумы сооб­ щил о временном карантине по всему периметру чеченской границы, а 18 сентября заявил, что Чечня — это террористическая зона. Уже в сентябре он встретился с Ахматом Кадыровым и, видимо, тогда и заложил основы будущего сотрудничества с муфтием. Масхадов пытался повлиять на происходящее и выйти на переговоры с Москвой, но было уже поздно. «Грачи» и «Сухие» вновь появились над уще­ льями, эшелоны двигались к границе.

24 сентября Путин произнёс знаменитую фразу о готовИйпЗкН ности «мочить террористов в сортире»1. Политики ещё некоторое время продолжали темнить, но всем уже стало ясно: война начинается и церемониться с боевиками больше никто не будет.

30 сентября Путин заявил журналистам, что новой войны не будет. Прямо в этот момент в Чечню с лязгом и грохотом вступали утопа­ ющие в пыли механизированные колонны 58-й армии. На этот раз никто из солдат и офицеров не питал иллюзий по поводу будущего. Сидевшие на броне люди понимали, что их ждёт долгая, тяжёлая и грязная война.

Вторая чеченская началась.

https://www.youtube.com/watch?v=-2f-Q4K_J70

ПЛЮНЕМ И ПОЙДЁМ ЧЕРЕЗ ТУМАН

107

Если правительство не будет договариваться

с ними, им кранты. Никуда не денутся, мы

их добьём. — Неизвестный солдат,осень 1999

Формирования боевиков во вторую войну серьёзно отличались от дуда­ евских отрядов образца 1994-го. Теперь они почти не имели бронетехники и артиллерии, однако куда лучше приспособились к партизанской войне. Теоретически террористы имели десятки тысяч бойцов. Реально к началу операции большинство частей находилось «в стадии формирования». Общие силы противника составляли, по оценкам, от 10 до 20-30 тысяч бойцов, включая несколько сот иностранцев — главным образом арабов.

М ногие отряды мятежников представляли собой сельское опол­ чение и на деле имели минимальную подготовку. Однако костяк отрядов Басаева, Гелаева, Хаттаба и других крупных командиров составляли превосходно обученные боевики в хорошей физической форме, по уровню индивидуальной подготовки и качеству снаряже­ ния серьёзно превосходившие российских срочников и уступавшие лишь элите русских. Позднее военные отмечали великолепную маски­ ровку укрытий противника, основательный подход к полевой форти­ фикации и — прямо-таки с бешенством — наличие экипировки, осо­ бенно средств связи, которой не было у самих российских военных.

Террористы располагали неплохим набором пехотного оружия, вклю­ чая противотанковые и переносные зенитные комплексы. Однако их серьёзной слабостью было отсутствие единоначалия. Если раньше боевики ещё могли делать вид, что считают Масхадова президентом, то теперь, когда предстояло сражаться, мало кто из них согласился реально подчиняться «Ушастому». Лидера, равного по величине покойному Дудаеву, из среды полевых командиров больше не вышло.

Россия ввела в Чечню значительную группировку войск. Она посте­ пенно наращивалась в течение кампании, и от изначальных 35-40 тысяч дошла примерно до 100 тысяч в течение полутора лет. Звучит почти оглушительно, учитывая размеры республики и численность противника. Но, зная особенности театра боевых действий, эти силы нельзя назвать чрезмерными. Русские должны были не только занять территорию, но и взять под контроль многочисленные населённые пункты республики, ключевые дороги и другие объекты.

110

ГЛАВА 3 ТРАВЛЯ ВОЛКА