Добавил:
ext4sy@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зачет частная хирургия ответы.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
30.06.2023
Размер:
1.33 Mб
Скачать
  1. Абсцессы, Флегмоны и бурситы затылка.

Этиология. Флегмона в данной области чаще возникает вследствие ушибов, ран, осложненных развитием инфекции. Иногда причиной заболевания являются распространение воспалительного процесса по продолжению, некоторые инфекционные и инвазионные болезни (мыт, онхоцеркоз).

Патогенез. В развитии флегмоны в области затылка большую роль играют подвижность тканей в этой области и наличие значительных соединительнотканных межмышечных прослоек и большого количества фиброзно-сухожильной ткани. Поэтому в процессе развития флегмоны здесь резко возрастает межтканевое давление, что ведет к нарушению кровообращения и сильной болезненности в пораженных тканях, а это способствует значительному омертвению пораженных тканей. При осложненном течении флегмоны в патологический процесс вовлекаются затылочная связка, слизистая сумка и другие ткани.

С участием протеолитических ферментов тканей организма, ферментов и токсинов микроорганизмов происходит гнойное расплавление рыхлой клетчатки, мускулов и сухожилий. Однако развивающаяся в ране грануляционная ткань, наличие в этой области фасций и апоневрозов препятствуют развитию флегмоны и способствуют локализации ее с образованием абсцессов.

Клинические признаки. Общее состояние животного угнетенное. У лошади температура тела повышается до 39...40 °С. Шея вытянута, голова опущена, подвижность ее в области затылка резко ограничена. Аппетит уменьшен, отмечается учащение пульса и дыхания.

В начальной стадии развития флегмоны в области затылка появляется диффузная, напряженная, горячая, болезненная при пальпации припухлость. Кожа сильно напряжена, после выбривания кажется глянцевитой, на поверхности кожи выступают капли серозного экссудата в виде росы. При развитии подкожной флегмоны образуются абсцессы, самопроизвольно вскрывающиеся наружу.

В тяжелых случаях с развитием парабурсальной флегмоны припухлость в области затылка напряженная, болезненная. При глубоком залегании некротических очагов и небольших абсцессов признаки флюктуации и размягчения могут отсутствовать, вследствие чего возникают трудности в распознавании процесса, так как при пробных пункциях не удается извлечь гнойный экссудат. В этих случаях со стороны крови отмечаются лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускорение СОЭ, наблюдаются функциональные изменения со стороны сердца.

При развитии глубоко залегающей флегмоны болезненная, напряженная припухлость постепенно увеличивается, процесс принимает подострое течение. Происходит самопроизвольное вскрытие очагов с выделением гнойного экссудата. Свищи имеют извилистые каналы и самопроизвольно не закрываются. Гной выделяется обычно в большом количестве.

В течении заболевания возможны осложнения. Они связаны с тем, что гнойный экссудат, не имея возможности полностью выделиться наружу через образовавшиеся свищи, скапливается в глубине патологического очага и вызывает постепенное разрушение соседних тканей. Чаще некрозу подвергается затылочно-остистая связка, состоящая из слабоваскуляризированных эластических волокон. При некрозе связки слабо выражена демаркация, и поэтому процесс переходит по продолжению на затылочную кость и вызывает ее кариес. Из свищей при этом выделяется жидкий зловонный экссудат, в котором содержатся обрывки некротизированной ткани.

Возможно вовлечение в гнойный процесс также мускулов шеи, может возникнуть перфорация атланто-затылочной мембраны, и гнойный экссудат при этом проникает в мозговую полость, вследствие чего развиваются нервные явления.

При лечении в процесс затылочно-атлантного сустава затруднены сгибание и разгибание в этом сочленении, а при разрушении капсулы сустава наблюдается истечение синовиальной жидкости с гноем.

Диагноз. Диагностика в большинстве случаев проводится на основании клинических признаков. В затруднительных случаях прибегают к пробному проколу. При исследовании крови обнаруживают лейкоцитоз и сдвиг ядра влево. При проведении дифференциальной диагностики исключают травматический диффузный отек, при котором припухлость тестоватой консистенции, болезненность при пальпации незначительна, отсутствуют видимые общие расстройства организма.

Прогноз. При данном заболевании прогноз осторожный из-за возможных осложнений, при наличии нарушений со стороны нервной системы - неблагоприятный.

Лечение. В начальной стадии развития флегмоны в течение первых 48 ч показаны местные влажные высыхающие спиртовые, спирто-ихтиоловые повязки (Spiritus aethylici 70 % - 100,0; Ichthyoli - 12,0, Spiritus aethylici 70 % - 400,0; Spiritus camphorati - 100,0) и согревающие компрессы.

Целесообразно применять местно короткий новокаиновый блок с антибиотиками или внутривенно ежедневно вводить 0,25%-ный раствор новокаина.

За состоянием патологического очага ведут тщательное наблюдение и при обнаружении намечающихся участков размягчения прибегают к ранним линейным разрезам. Вскрытие очагов абсцедирования способствует уменьшению интоксикации, снижает внутритканевое давление, предупреждает некроз тканей и тромбоз сосудов, обеспечивает сток гнойного экссудата и улучшает кровоснабжение тканей.

При наличии свищей в области затылка проводят тщательное клиническое исследование животного, зондируют свищи. Устанавливают степень и характер повреждения тканей и возможные осложнения. Оперативным путем удаляют некротизированную ткань, сгустки фибрина, гнойный экссудат.

Оперативное вмешательство в области затылка сопровождается значительным кровотечением. Поэтому перед операцией необходимо применять средства, повышающие вязкость и свертываемость крови. Крупным животным внутривенно вводят 100...200 мл 10%-ного раствора хлорида кальция, 1%-ный раствор ихтиола 80... 100 мл, переливают совместимую кровь и т. д. При остановке кровотечения из крупных сосудов следует прибегать к перевязке их, а не к тугому тампонированию. Тугая тампонада оказывает давление на ткани и при пониженной их жизнедеятельности способствует некрозу последних.

После обработки антисептическими средствами рану тампонируют по Микуличу и на кожу накладывают провизорные швы. Перевязку раны делают на 3...4-й день, если со стороны общего состояния животного нет показаний к преждевременной смене повязки. На 2-й день провизорные швы снимают и извлекают мелкие тампоны, оставляют в ране лишь основную салфетку. В послеоперационный период для обработки ран применяют 3%-ный раствор перекиси водорода, 10%-ный йодоформный эфир, гипертонические растворы средних солей с прибавлением перманганата калия, накладывают повязки с мазью Вишневского, Конькова, с порошком натрия салицилата в равном количестве с йодоформом (ксероформом) и др. Используют мази с антибиотиками. Показано применение тепловых процедур и облучения ультрафиолетовыми, инфракрасными лампами.

Местное лечение должно быть направлено на улучшение кровои лимфообращения, ускорение роста грануляционной ткани, очищение раны от гнойного экссудата и некротических тканей, подавление жизнедеятельности патогенных микроорганизмов.

Наряду с местным лечением при флегмоне обязательно применяют средства общей противосептической и стимулирующей терапии. Внутримышечно назначают антибиотики, внутривенно вводят новокаин, кальция хлорид, глюкозу, применяют сульфаниламидные препараты и др. Проводят курс аутогемотерапии. Эффективно применение средств, нормализующих сердечно-сосудистую систему, уменьшающих ацидотическое состояние тканей, активизирующих ретикулоэндотелиальную систему и десенсибилизирующих организм.

Животное после операции помещают в денник или в стойло на привязи с ошейником, который укрепляют с помощью подпруги, чтобы не опускался к голове. Для улучшения стока экссудата кормят животное с пола.

Бурситы. Заболевание наблюдается преимущественно у лошадей. В процесс вовлекаются поверхностная слизистая сумка, располагающаяся подкожно по срединной линии, и глубокая слизистая сумка, лежащая под столбиковой частью выйной связки на уровне первого шейного позвонка.

Этиология. Причиной бурситов являются ушибы, раны в области затылка и реже инфекционные и инвазионные заболевания (бруцеллез, паратиф, мыт, онхоцеркоз).

Патогенез. Бурситы могут быть по течению острыми, подострыми и хроническими; по характеру экссудата - асептическими, гнойными, гнойно-гнилостными. При асептическом воспалении в полости слизистой сумки скапливается серозный или серозно-фибринозный экссудат. К экссудату примешиваются слущившиеся клетки слизистой оболочки. Бурса увеличивается в объеме, давит на окружающие ткани, становится болезненной.

При преобладании фибринозного экссудата выпавший фибрин частично откладывается на внутренней стенке бурсы и уплотняется. При устранении причины, если количество отложившегося фибрина небольшое, происходит рассасывание экссудата и наступает выздоровление.

При хроническом течении асептических бурситов возникает постоянное раздражение внутренней оболочки бурсы экссудатом, сгустками фибрина, что ведет к прогрессирующему выпоту экссудата, ворсинчатому разрастанию ткани на внутренней стенке бурсы в местах, лишенных покровных клеток. Сгустки фибрина прорастают соединительной тканью. В результате бурса увеличивается в объеме, становится бугристой. Внутри бурсы разрастается фиброзная ткань, и полость бурсы за счет этих тяжей становится многокамерной. Из-за постоянного раздражения в зоне расположения бурсы в воспалительный процесс вовлекаются окружающие ткани, вследствие чего развивается парабурсит.

Гнойные или гнойно-гнилостные бурситы возникают при попадании в бурсу патогенной микрофлоры первичным путем при механическом ее повреждении. Они могут возникнуть и вторичным путем при переходе воспалительного процесса на бурсу с окружающих тканей. Сравнительно редко бурситы возникают гематогенным путем при инфекционных болезнях. При гнойном бурсите воспалительные явления резко выражены. Бурса увеличена в объеме. Скопившийся гнойный экссудат расплавляет растянутую стенку бурсы и изливается в окружающие ткани, вызывая явления парабурсита. В этих случаях часто наблюдается некроз затылочно-остистой связки.

Гнойный экссудат может расплавить затылочно-атлантную мембрану и проникнуть к продолговатому мозгу, вызвать кариес затылочной кости, шейных позвонков.

Клинические признаки. При асептическом воспалении подкожной слизистой сумки в области затылка обнаруживается округлая припухлость с неясными очертаниями. При пальпации отмечается умеренная болезненность, ощущается флюктуация. Местная температура в области затылка повышена. При поражении глубокой бурсы наблюдается двусторонняя, ограниченная, болезненная припухлость (рис. 17). Припухлость сверху раздвоена выйной связкой. При пальпации флюктуация ощущается слабо, местная температура в участке поражения повышена. При пункции припухлости аспирируется прозрачная жидкость соломенного цвета.

При переходе асептического процесса в хроническую форму отчетливо меняется конфигурация затылка, припухлость приобретает более четкие границы с менее выраженными воспалительными явлениями.

Общее состояние животного при асептических бурситах остается без выраженных изменений.

При гнойном подкожном бурсите в области затылка наблюдается разлитая припухлость, плотная, горячая, болезненная при пальпации. Через несколько дней обнаруживается слабая флюктуация в отдельных участках. При воспалении глубокой слизистой сумки четко выступают напряженность и болезненность тканей. Отмечается общее угнетенное состояние животного, температура тела повышена, аппетитпонижен. Шея вытянута вперед, и движения головы ограничены. Со стороны крови отмечается лейкоцитоз. В последующем обнаруживается абсцесс, который может самопроизвольно вскрыться. Из вскрывшегося абсцесса через свищ выделяется слизисто-гнойный экссудат, нередко с примесью некротических тканей. После вскрытия абсцесса общее состояние животного улучшается.

Локализацию патологических очагов устанавливают зондированием свищевых каналов.

При воспалении глубокой слизистой сумки на почве бруцеллеза клинически наблюдаются признаки хронического серозно-фибринозного бурсита. Припухлость в области затылка при пальпации мягкая, малоболезненная. По мере увеличения припухлости в объеме через одну-две недели обнаруживается флюктуация. Экссудат в бурсе обычно янтарно-желтого цвета, что объясняется отсутствием тканерасплавляющего действия у бруцелл. В окружности бурсы ткань студневидно отечная.

Если бруцеллезный процесс осложняется гноеродной инфекцией, то быстро нарастают признаки гнойного воспаления. У животного повышается температура тела, уменьшается аппетит. Отмечается угнетенное общее состояние. Припухлость увеличивается в объеме, становится горячей, болезненной, разлитой.

В бурсе скапливается гнойный экссудат, стенки ее подвергаются расплавлению. Образующиеся абсцессы вскрываются, и из свищей выделяется слизистый гнойный экссудат серо-желтого цвета с примесью хлопьев фибрина. Раны после оперативного вскрытия абсцессов заживают медленно, развивается патологическая грануляционная ткань - отечная, цианотичная, кровоточивая.

Диагноз. Диагностика в большинстве случаев проводится на основании клинических признаков, уточняют диагноз с помощью пункции.

Прогноз. При асептических и гнойных бурситах травматического происхождения в случае своевременного лечения прогноз благоприятный. Если течение бурсита осложнено кариесом костей, нервными явлениями, то прогноз неблагоприятный.

Лечение. При остром серозном и серозно-фибринозном воспалении слизистых сумок показаны различные тепловые процедуры.

В острый период бурсита хороший эффект дает инъекция гидрокортизона в полость слизистой сумки в дозе 125 мг (5 мл суспензии). Препарат можно вводить с антибиотиками (стрептомицин, бензилпенициллин). При необходимости введение гидрокортизона повторяют через 2...3 дня.

При выраженных явлениях парабурсита применяют 0,25%-ный раствор новокаина внутривенно из расчета 1 мл на 1 кг массы животного. Раствор новокаина вводят ежедневно. На курс лечения требуется 3...4 инъекции.

В хронических случаях при наличии серозного экссудата прибегают к пункции бурсы и извлечению содержимого. Затем в полость бурсы вводят лекарственные вещества, уменьшающие продукцию слизи и действующие вяжуще и противовоспалительно (2...3%-ный раствор протаргола или колларгола, 1...2%-ный раствор формалина). Для промывания полости слизистой сумки используют 3...5%-ный раствор фенола, 1 %-ный люголевский раствор.

При отсутствии лечебного эффекта и в запущенных случаях прибегают к введению в слизистую сумку 10%-ного раствора сульфата меди, 10%-ного раствора нитрата серебра, 20%-ного спиртового раствора йода. Через 2...4 дня полость бурсы вскрывают, тщательно удаляют слизистую оболочку и лечат в дальнейшем как рану. В этих случаях при помощи инъецируемых растворов добиваются разрушения слизистой оболочки бурсы, после чего возможно заполнение ее полости соединительной тканью.

При гнойном бурсите применяют только оперативный способ лечения. При поражении глубокой слизистой сумки для доступа к гнойному очагу делают срединный разрез с боковыми контрапертурами. В послеоперационный период показана стимулирующая терапия.