Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / ГП_Мартьянова_Чебан II курс.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
2.97 Mб
Скачать
  1. Вещь

  2. Совокупность вещей (см. ст. 133.1; ст. 134 ГК)

  3. Имущественные права

Легальная формула ст. 128 ГК легализует понятие иного имущества, формализуя этот термин как особую форму вещей, относя к ним: безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги. Все другие объекты, легализованные в ст. 128, не обнимаются в своем содержательном значении категорией имущества в частном праве.

Ст. 128 ГК:

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Для каких институтов конституционного права, помимо субъекта, существует категория «статус»? Гос. органы – это неправильно. Как же вы изучаете конституционное право? Студент: в таблицах и схемах.

Томас Джефферсон:

«Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души»

Георг Фридрих Гегель:

«Человек должен найти в праве свой разум»

Гераклит:

«Есть единая мудрость – постигать знание, которое правит всем через все»

Семинар от 13 декабря.

Locatio conductio rei operis (?) – договор выполнения работ. И постглоссаторы (голодавшие и придумавшие диету) написали: если работа сделана, то – здесь начинается поэзия римского права – не должно болтаться свободных концов (это не римское право, это постглоссаторы). Это необратимость объекта. Выполненную работу нельзя сделать невыполненной.

Какой писатель определил поэзию римского права? Франц Кафка «Процесс». Во! Если бы я это спрашивала, никто бы не сдал гражданское право!

Сделка (ст. 153):

— действительная

– положительный юридический факт

— недействительная

– отрицательный юридический факт

Любая сделка представляет собой по своей правовой природе (сущности) волевое действие (волевой акт). Поэтому гражданское законодательство формализует условия действительности сделок, выделяя четыре требования, предъявляемого к субъектному составу сделок:

1. Лица. Для граждан, физических лиц см. глава 3 и для юр. лиц – глава 4 ГК.

2. Требование к содержанию сделки. Доктрина гражданского права традиционно различает (Агарков, Победоносцев и все) юридические и фактические требования. Юридические требования – требования, заключающиеся в установлении законности содержания сделки. Если сделка не отвечает требованиям действующего гражданского законодательства (объективного права, положительного права, позитивного права – это синонимы), она не может породить тех последствий, на которые была направлена воля сторон в сделке. При этом законодательство так же различает характер нарушения закона.

Недействительна по существу любая сделка, нарушающая любое требование закона, т.к. в самом законе не установлены иные правовые последствия.

Фактические требования – требования, предъявляемые к содержанию сделки, заключающиеся в установлении или в допущении сторонами реальной (т.е. фактической возможности) исполнения содержания данной сделки. Если сделка не может быть реально осуществлена, то есть обнаруживается невозможность ее исполнения, то такая сделка национальной судебной практикой квалифицируется как недействительная.

3. Любая сделка представляет собой единство воли и волеизъявления. Причем в сделке, являющейся волевым актом, следует различать два момента – внутренний, то есть субъективное намерение лица совершить данную сделку и внешний – объективированное выражение данной воли. Никакого расхождения между этими двумя моментами для достижения правового результата быть не должно.

В случае отсутствия необходимой воли и волеизъявления при наличии определенных условий по иску заинтересованного лица сделка может быть признана недействительной – см. ст. 158 ГК (Форма гражданского-правовой сделки).

4. Форма. Любая гражданско-правовая сделка действительна, если она отвечает условиям данного вида сделок, поэтому цивилистическая доктрина традиционно различает несостоявшиеся и неосуществившиеся сделки (это синонимы). Незавершенные сделки – это все сделки, заключенные под суспензивным, то есть отлагательным условием – то есть обнимающие все случаи, когда это условие не поступало. Значит, результат сделки (несостоявшейся или незавершенной) отсутствует и ее можно квалифицировать как частный случай недействительной сделки.

Недействительная сделка как негативный юридический факт. Недействительная сделка не порождает тех правовых последствий, которые стороны желали вызвать ее совершением.

Гражданское право закрепляет два модуса недействительных сделок – см. п. 1, ст. 166 ГК. Основания для разграничения недействительных сделок на оспоримые и ничтожные опирается не на субъективный, а на объективный критерий, а именно на различную степень противоправности действий, совершенных в виде недействительных сделок.

Если есть юридические значимые обстоятельства (недостатки, пороки) – значит, недействительность сделки – это отрицание или непризнание объективным правом тех правовых последствий, которые стороны желали вызвать сделкой. То есть недостижение того правового результата, на который было направлено волеизъявления (вбить золотой гвоздь).

Недействительность сделки относится как к юридическому факту, так и к возникшему правоотношению. См. всю главу 9 ГК.

Доктринальное объяснение феномена отсутствия в главе 9 ГК норм о незаключенных сделках. Объяснением может служить тот факт, что договор в ГК формализован как вид наиболее общего понятия сделки (см. подраздел 2, раздела 3 ГК РФ). А раз через договор, значит пишем соответствующую доктрину – сделка (договор) будет считаться незаключенной в каждом из следующих случаев:

1) Если между сторонами не достигнуто соглашение, т.е. лицо, направившее оферту (предложение о заключении договора) не получило акцепт оферты контрагентом (ст. 435 – 438 ГК).

2) Если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, см. п. 1, ст. 432 ГК.

3) Если соглашение достигнуто, но не соблюдена требуемая законом форма (ст. 434).

4) В случаях, когда соответствующий договор предусматривает передачу соответствующего имущества, и она не была произведена (см. конструкцию реальных гражданско-правовых договоров)

5) Если договор предусматривает процедуру государственную, и он не прошел этой регистрации.

Легальное определение понятия сделки (пп. 1, абз. 1, п. 1, ст. 8) отнесен гражданским кодексом к числу самых распространенных и наиболее востребуемых участниками гражданского оборота юридических фактов. Часть 2 ГК вообще не легализует понятие гражданское правоотношение. А в части 1 лишь трижды – п. 3 ст. 10, ст. 21, п. 3 ст. 23.

Студент: незаключенная и недействительная сделки соотносятся как lex generalis и lex speciales. Т.С.: можно и так сказать. Том 1 учебника гражданского право 1863 года К.П. Победносцева («Русское гражданское право») – он уже тогда защитил магистерскую диссертацию и преподавал в университете.

Задача 18 темы 13

Семантика, этимология и гносеология слова «кабала».

Явление кабальности в частном праве. Для целей частного права первенствующее значение приобретает источник происхождения термина. Тюркско-арабское происхождение термина кабалла (sic) означало письменный документ, содержание которого составляло долговое обязательство (несовпадающее с понятием долговой расписки в современном понимании), то есть как особая форма договора займа. Гносеологическое значение термина частно-правовыми признаками, главным образом в теории гражданско-правовых сделок, и стало наполняться новым содержательным значением – как особая форма долгового рабства, то есть заключение гражданско-правовых сделок на крайне обременительных (не просто невыгодных!) условиях с использованием чрезвычайно невыгодных (!) для лица сложившихся обстоятельств. Поэтому действующее гражданское законодательство специально легализует в ст. 179 ГК особый вид кабальных гражданско-правовых сделок. Юридическое значение предусматривают лишь две формы кабальных сделок:

1) насилие и угроза

2) (субформа) обманные намерения лица активной и пассивной формы

Условием всех перечисленных случаев является признание кабальной сделки недействительной исключительно по иску потерпевшего лица. Не следует отождествлять два понятия: невыгодные условия и степень невыгодности условий (крайние, некрайние и т.д.) – см. п. 3, ст. 179

Феномен заблуждения сторон в сделке (с точки зрения гносеологии).

Отражение категории заблуждения в мировой литературе.

Данте Алигьери «Божественная комедия»:

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь (предпосылка гражданского права!) во тьме долины

Поэтическая предпосылка гражданского права. Гражданско-правовые сделки, заключаемые дееспособными участниками имущественного оборота, предполагают отсутствие заблуждений как относительно оснований их заключения, так и содержания. Для целей частного права заблуждение следует понимать как неверное представление обеих или даже одной стороны об основаниях заключения сделки или ее содержании. Ст. 178 ГК формализует качественную характеристику заблуждения, то есть существенность такого заблуждения.

Задачи из 13 темы остаются. Из теории: правовые последствия недействительности сделок (явление реституции); категория ... как явления

Семинар 20 декабря.

Онтологическое значение гражданско-правовой сделки (бытие гражданско-правовой сделки).

Я же должна высказать свою творческую позицию, можете с ней не соглашаться:

Гражданское (частное) право наделяет любого участника имущественного (товарного) оборота, или любого субъекта гражданского правоотношения свойством индивидуального господства; определяет свои действия как участника гражданского оборота в своей воли в своем интересе (см. абз. 1, п. 2, ст. 1 ГК РФ). И никакого тут отношения добросовестности, разумного отношения – никакого отношения это не имеет. Данное понятие не совпадает со статусной характеристикой субъекта гражданского права как носителя статуса правосубъектного лица, то есть качества правоспособности и дееспособности (ст. 21 ГК).

Три краеугольных камня философии

– онтология (учение о бытии)

– аксиология (о ценностях)

– гносеология (о познании)

Онтология (бытие) института гражданско-правовой сделки (берем институт как совокупность норм). Бытие гражданско-правовой сделки определяется ее качеством как юридического факта (см. пп. 1, абз. 2, п. 1, ст. 8 ГК). Из всех юридических фактов именно гражданско-правовые сделки признаются идеальной формой активности любого участника гражданского оборота. Именно это качество сделки является предпосылкой не только для гармонизации частного права, но и его интернационализации (см. Конвенцию ООН от 11 апреля 1980 года «О договорах м/н купли-продажи товаров»). См. также еще один опыт интернационализации сделок – Конвенция ООН от 11 июля 1984 года «О м/н финансовом лизинге»). У нас лизинг – уже новелла. Здесь всех превзошла Англия – 72 вида лизинга, это только англичане могли со своим прецедентным правом.

Аксиология – то есть ценность института гражданско-правовых сделок. С помощью заключения гражданско-правовых сделок можно удовлетворить практически любую незапрещенную объективным правом (действующей системой гражданского законодательства) потребность.

Гносеология (познание). Познавая природу гражданско-правовой сделки, цивилистика выстроила институт гражданско-правового договора как классической модели двусторонней гражданско-правовой сделки. Поэтому и современная законодательная концепция ГК о договоре (см. главу 27 ГК «Понятие и условия договора») определяет договор как одну из разновидностей более общего понятия гражданско-правовой сделки.

Концепты.

Сделка – это юридический факт с единственной целью, которая согласно легальной формуле ст. 153 ГК, является целью идеальной. При этом не требуется чтобы лица, совершающие сделку, точно осознавали все юридические последствия сделки. Достаточно в общем понимать направленность сделки на юр. результат.

Направленность сделки на юридический результат отличает ее от таких действий как – поступки (юридический факт), ориентированные на фактический материальный результат. Поэтому нельзя квалифицировать как сделки действия по исполнению обязательств по исполнению услуг, передачи вещи (ст. 128); направленностью на юридический результат сделка отличается и от деликта. Хотя деликт является сознательным действием и при этом непосредственно вызывает правовые последствия (см. главу 59 «Обязательства вследствие причинения вреда») – деликт направлен на фактический материальный результат (физическое насилие, завладение чужой вещью и т.д.)

Сделка – действие частных лиц (граждан и юр. лиц); этим она отличается от актов органов публичной власти (гос. органов и органов местного самоуправления), которые создают гражданские права и обязанности в случаях, предусмотренных законом. Значит, сфера существования сделки шире – сделка возможна постольку, поскольку не противоречит закону (объективному праву).

Одним из условий признания сделки действительной является единство воли и волеизъявления. Сама по себе конструкция воли концентрирует знания, способности и предприимчивость человека, и тем самым выступает активным двигательного всего гражданского общества – вот в чем значение сделки.

Частное право использует и метафоричность в своих конструкциях. Переход и передача права – это метафора, поскольку в действительности права не переходят и не передаются. Права – явление идеальное (вот чему вас не учат на других предметах!) и ни в какой форме не способны к пространственному перемещению. Поэтому переход передачи права нужно понимать, что это юридически идеально сконструированный механизм правопреемства в правах и обязанностях.

Ст. 153 ГК позволяет установить следующие легальные признаки сделки: это правомерное, целенаправленное и волевое действие. Принципиально подвергся новеллизации параграф 2 главы 9 ГК о недействительности сделки (принципиальная новеллизация!).

Новеллы параграфа 2 главы 9 ГК:

1. Предельное сужение возможности аннулирования гражданско-правовой сделки без крайней необходимости. При этом аннулирование следует понимать как сделка, совершенная с противоречием требования закона и не вступившая в период исполнения.

2. По способу оспаривания и по юридическому действию сделки делятся на оспоримые и ничтожные. Оспоримая сделка действительна, пока ее признает недействительной суд. Недействительная сделка ничтожна и без решения суда (ст. 166).

3. Право на иск в материальном смысле – это требование лица к ответчику; право на иск в процессуальном смысле – требование, обращенное к суду.

4. Признание оспоримой сделки недействительной помимо суда недопустимо. Оспоримую сделку правомочно оспаривать только то лицо, которой такое право прямо предоставлено закона (абз. 3 и 4, п.2, ст. 166). Этого основания недостаточно: истец должен доказать, что оспариваемая сделка нарушает его права и интересы (см. п.3, ст. 166).

5. Если в случаях, когда после обнаружения факта, который дает право на оспаривание сделки. Истец выразил свою волю на сохранение сделки как прямыми заявлениями своему контрагенту, так и любыми действиями по приготовлению к исполнению сделки – в дальнейшем оспаривать сделку он не вправе. Это важнейшее практическое значение этого тезиса.

Публичные интересы. Комментарий к ст. 168 ГК. Ничтожной следует признавать сделку, если закон прямо квалифицирует ее как незаконную. Истец обязан доказать не только то, что сделка не соответствует закону, но и что у истца есть собственный интерес (это важнейшая новелла!) в применении последствий недействительности данной сделки. Постановление Пленума ВС от 23 июня 2015 года «О формализации конструкции публичного интереса».

Три элемента публичного интереса (первые два сформулированы в Постановлении Пленума):

1. Защита интересов неопределенного круга лиц

2. Защита интересов государства (оборона, внешние связи и т.д.)

3. Предъявлять требования о недействительности ничтожной сделки, посягающей на публичные интересы, правомочны только те лица или органы, в компетенцию которых входит защита публичных интересов.

Параграф 2 главы 9 сохраняет традиционные подходы ранее действовавшего гражданского законодательства – смотри ст. 169–179 ГК РФ.

Три краеугольных камня, которые позволяют разграничить основы нравственности и мораль.

1. Этимология.

2. Семантика.

3. Семиотика.

Категория «мораль» – это достижение социокультуры Древней Греции, она означает индивидуальное воспринятие индивидуумом. Основы нравственности означает участие публичной власти в формировании общечеловеческих ценностей.