Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Islamskaya_mysl

.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
5.51 Mб
Скачать

А. ВАХИБ ПЕРЕВОРОТ В ИСЛАМСКОМ МЫШЛЕНИИ

231

 

 

В процессе формирования исламоведения и смежных дисциплин ощу- щается острая нехватка людей, которые были бы готовы всецело отдать- ся этому делу. Среди улемов и авторитетных богословов нет тех, кто об- ращается к научным данным и достижениям западной науки. Однако при этом они не перестают размышлять об идее создания подобной дисципли- ны. В конце концов мы получаем людей, обладающих большими знания- ми, но отнюдь не научными.

МУСУЛЬМАНЕ И НЕВЕРУЮЩИЕ

Сегодняшние мусульмане, безусловно, отличаются от тех, кто жил во времена Пророка. То же касается и неверующих (кяфиров). Кяфиры сегод- няшнего дня и тех времен абсолютно непохожи. В эпоху Пророка жили по- истине верующие мусульмане в полном смысле этого слова. Фигура Про- рока обеспечивала праведный образ жизни людей, соответствовавший Божьей воле. В свою очередь кяфиры того времени представляли собой группу скверных и надменных людей с атеистическими взглядами, кото- рые не брезговали убийствами, воровством и другими преступлениями. Ал- лах обещал воздаяние одним и возмездие другим. Однако сегодня это обе- щание не действует как прежде, ведь современные мусульмане и кяфиры не могут быть поделены строго на верующих и неверующих, как закрепле- но в Священном Писании. Очевидно, что [сегодня] некоторых так называ- емых кяфиров справедливо можно считать более верующими, чем самих мусульман. (5 мая 1972 г.)

ИСЛАМ И ИДЕОЛОГИЯ

Уже широко признано, что ислам не является идеологией. Ясно, что так называемая идеология была разработана непосредственно самими мусуль- манами. Остается лишь определиться с ее названием: должна ли она име- новаться исламской идеологией, или идеологией мусульман, или же ин- донезийской идеологией. И тем не менее люди не перестают связывать и идентифицировать созданную ими же идеологию с исламским вероучени- ем. В своих «исламских идеологиях» они могут применять некоторые по- ложения ислама. Однако в Индонезии это дошло до того, что теперь эти идеологии ошибочно идентифицируются с самим исламом. У нас ислам стал уже идеологизированным. Из-за отсутствия цельности ума они уже очернили ислам, поставив его в один ряд с национализмом, социализмом и другими идеологиями.

232

II. ПЕРЕВОДЫ КЛАССИКОВ ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ

 

 

Фактически «исламская идеология» уже существует. Но ее нельзя счи- тать действительной, ведь ее содержание основывается на исламе, кото- рый был искажен в конкретных пространственно-временных рамках. Какой должна быть действительная исламская идеология? Думаю, она должна со- ответствовать следующим принципам: 1) это должна быть настоящая иде- ология в полном смысле этого слова; 2) она не должна идентифицировать- ся с исламом как религией; 3) в ней должен быть отражен исламский дух.

Хорошо, но что собой представляет этот дух? По моему мнению, это воодушевление, которое нужно черпать из истории Мухаммада.

Нужно ли индонезийским мусульманам как отдельно взятой группе сформулировать собственную идеологию? Индонезийские мусульмане представляют лишь интересы [различных] групп, или они выступают еди- ным фронтом? И в чем разница в обоих случаях? Если индонезийских му- сульман представить в виде заинтересованных групп, значит, у них должна быть конкретная идеология, целью которой является достижение этих ин- тересов. Но так ли это на самом деле? Идеология не имеет принципиаль- ного значения для мусульман. Абсолютно неважно, есть она или нет. Глав- ное это само исламское вероучение. Смысл же идеологии лишь в том, что она, выходя за пределы религиозных установок, позволяет объединить отдельных индивидуумов в более сплоченные группы. (6 августа 1972 г.)

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСТОРИИ ЖИЗНИ МУХАММАДА КАК ИСТОЧНИКА ИСЛАМА

Я считаю, что есть несколько преимуществ рассмотрения истории жиз- ни Мухаммада в качестве источника ислама. Во-первых, в истории Проро- ка прослеживается четкая связь его слов/деяний с историческими услови- ями его эпохи. Во-вторых, в истории Мухаммада есть место для условий сегодняшнего дня. То есть, другими словами, исторические условия той эпохи и сегодняшней тесно взаимосвязаны. Как говорил Ницше, «история всегда современна». В-третьих, история Мухаммада цельна, и она никог- да не устаревает и никогда не иссякнет до тех пор, пока не кончится сама жизнь. Везде и во все времена история Мухаммада актуальна и способна решить проблемы любой эпохи. Другой вопрос в том, что проблемы ка- ждой эпохи, как и творческие способности человека для их решения, мо- гут сильно разниться.

Теперь перечислим недостатки истории Мухаммада как источника ислама. Во-первых, это ее научность, или даже псевдонаучность. В ито- ге мы представляем историю Мухаммада как нечто, предназначенное ис- ключительно для интеллектуальной элиты. Во-вторых, невозможность

А. ВАХИБ ПЕРЕВОРОТ В ИСЛАМСКОМ МЫШЛЕНИИ

233

 

 

восприятия Священного Корана в качестве поэтического произведения. Теперь, если меня спросят, что такое ислам и что значит быть мусуль- манином, то я отвечу следующим образом. Ислам личное восприятие истории Мухаммада как одного из исторических источников, с выражени- ем духовного почтения к Корану. Быть мусульманином значит решать жизненные проблемы с помощью личного творческого потенциала, исхо- дя при этом из духовного богатства истории Мухаммада как источника мо- тивации и обучения.

Вышеизложенные рассуждения порождают и следующие вопросы. К примеру, является ли Коран в полной мере поэтическим произведением? Верно ли считать ислам исключительно источником мотивации? И этим, конечно же, вопросы не ограничиваются. (6 августа 1972 г.)

ЕДИНСТВЕННЫЙ И ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ В ИСЛАМЕ ВАША СОВЕСТЬ!

Единственный судья в жизни мусульманина это его совесть, а не фетва богослова, не религиозные книги, не мнения знакомых. Последние, конечно, стоит принимать во внимание, но все это носит второстепенный характер. Ислам это голос совести, который учел мнения, интересы, по- зиции людей со стороны. Но окончательное слово всегда за вашим внутрен- ним голосом. (6 августа 1972 г.)

ИБАДАТ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

По моему мнению, ритуальная практика (ʻибадāт) — это форма само- образования, улучшающая понимание истории Мухаммада. Но может быть, что сегодня мусульманину это больше не нужно. Сам я нахожусь на этапе, когда ʻибадāт все еще необходим.

Ибадат не обязателен. Мусульманин всегда поддерживает духовную связь с жизнью Пророка, ее нельзя обрывать. Однако наличие связи ниче- го не гарантирует. Она находится в постоянном развитии. И хотя наши по- ступки могут не соответствовать деяниям Пророка, мы по крайней мере не должны останавливаться на пути обретения этой целостной связи, ко- торая соединяет жизнь Пророка и нашу собственную. Это не означает, что те, у кого она оборвалась, непростительно провинились. Есть люди, которые больше не прилагают прежних усилий для установления этой духовной связи, так как теперь они без труда в любой момент могут ее обрести. Это действительные мусульмане. Другие же являются или но- минальными (формальными) мусульманами (у них лишь вера), или же

234

II. ПЕРЕВОДЫ КЛАССИКОВ ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ

 

 

формально-действительными мусульманами (вера плюс фактические дея-

ния). (6 августа 1972 г.)

ЕЩЕ РАЗ ОБ ОБНОВЛЕНИИ ПОНИМАНИЯ ИСЛАМСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

В понимании ислама как учения, ниспосланного Аллахом, нужно при- нять во внимание как саму человеческую сущность, так и фактические со- циально-исторические условия. Сегодня существует широкий спектр по- нимания ислама. К примеру, догматичное понимание, или рациональное, или динамичное. В жизни религиозных людей такое происходит, и не сто- ит этому удивляться. Религия это учение, вобравшее в себя истинные ценности. Ислам универсальная истина, представленная в форме бо- жественного откровения, которое было получено пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Принятие божественного откровения и вера в него знак абсолютного смирения и покорности Аллаху.

Истины, заключенные в божественном откровении, можно обрести раз- ными путями: интуитивно или с помощью знаний (исторических), а также за счет изучения опыта материального и духовного развития человечества. Людям необходимы в достаточном количестве знания о Божественном. Им необходимо уметь воплощать в жизнь те истинные ценности, которых они придерживаются. Чтобы понять и воплотить их в жизнь, требуются ум- ственные способности (а║л), использование достижений науки, а также чи- стота человеческой души. Ценности дают широкие возможности для разви- тия материальной и духовной жизни человека, освященной божественной благодатью. В любые времена человечеству необходимо придавать исла- му ясную и живую форму, которая будет отвечать вызовам и чаяниям его эпохи. При этом вероучение не должно лишиться своей универсальности и абстрактности. Отсюда и вытекает многоликость ислама, а также возмож- ность его восприятия в какой-то конкретной форме. К «обстоятельствен- ным» элементам относятся, к примеру, фикх, акыда, а также результаты их воплощения в жизнь. Поэтому подобные элементы имеют лишь времен- ное и локальное значение.

Кроме того, следует отдельно отметить, что человек обладает фитрой (естеством), которая определяет путь его общего развития. Ислам должен быть в гармонии с этой фитрой, поэтому внешняя сторона ислама опреде- ляется самим человеком. Ислам предназначен не кому иному, как самому человеку. Ислам не должен распространяться на порождения человеческой фантазии, т. е. на предметы/явления, не носящие личного характера. Ведь между подобными предметами/явлениями и исламом нет прямой связи.

А. ВАХИБ ПЕРЕВОРОТ В ИСЛАМСКОМ МЫШЛЕНИИ

235

 

 

ИСЛАМ И ПРОРОК

Божественное откровение было доступно только пророкам, в том чис- ле пророку Мухаммаду. В связи с тем, что Мухаммад жил в определенных историко-социальных условиях (в конкретном пространственно-временном измерении), он был вынужден находить собственные ответы на насущные вопросы своей эпохи. Сегодня эти ответы принято считать наследием Про- рока. Но важно учесть, что наследие Мухаммада результат интерпрета- ции полученного им божественного откровения. Подобное может совер- шить каждый человек как в материальной, так и в духовной сфере своей жизни. Лишь в духовной сфере человек не обладает теми же навыками ин- терпретации, которые были у Пророка. Здесь человеческие возможности самовыражения явно ограничены. Тем не менее это ни в коей мере не за- прещает людям говорить и рассуждать о духовном, если они учитывают собственные слабости, а также принимают во внимание лучшие примеры для подражания, которые у них есть.

ПРОРОК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Цель пророка разъяснить материальную и духовную составляющие человеческой жизни в этом мире, который в конце концов сменится новым (ахират). Поразительным образом только пророкам доступны сокровенные знания о духовной жизни, а также о жизни в вечности. Но со знаниями о «мире вещей» дела обстоят иначе. Пророки, в том числе пророк Мухам- мад, были посланы в определенные промежутки времени, чтобы разъяс- нить суть духовной жизни и напомнить о вечной жизни в ахирате. Кроме того, они учили нас справляться с проблемами в «мире вещей». Пророки давали примеры возможных ответов на мирские вопросы. Их решения но- сили конкретно-обстоятельственный характер.

Благодаря пророкам, приходящим в разные эпохи, люди учились само- стоятельно отвечать на духовные и материальные вызовы этого мира. Дру- гими словами, человеку давалось право выступать в роли земного «про- рока», становясь муджаддидом, улемом, факихом, суфием, философом, государственным деятелем и т. д. Человеку дано полное право определять собственную судьбу, а также жизнь других. При этом он должен исходить из объективных соображений, быть открытым к мнениям других, а также почитать наследие Мухаммада, в том числе Священный Коран как резуль- тат божественного откровения. Другими словами, необходима своеобраз- ная секуляризация, которая позволит объединить все три элемента.

236

II. ПЕРЕВОДЫ КЛАССИКОВ ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ

 

 

Для того чтобы создать жизнь (благословенную Аллахом), человек, ис- ходя из собственных проблем и потребностей, постоянно находился в по- иске новых идей и концепций. Все они являются результатом иджтихада, затрагивающего разные стороны жизни, например, экономику, социальную сферу, культуру и др. Концепции и идеи иногда перенимают часть ислам- ских положений. Тем не менее от этого они не приобретают универсальный и вечный характер, подобно исламу. Эти концепции можно подвергнуть сомнению и, соответственно, развить их дальше, в отличие от священно- го исламского откровения.

ИДЕИ МУСУЛЬМАН И ИСЛАМ

Вполне естественно, что идеи, разрабатываемые мусульманами для ре- шения их земных проблем, позже проходят этап институционализации, ста- новясь впоследствии традицией общества. Часто эти традиции (с наличием или отсутствием исламской атрибутики) закостеневают, утрачивая возмож- ность дальнейшего развития. В конце концов они становятся элементами традиционализма, затрудняющими человеческий прогресс. Концепции, созданные самими мусульманами, уже приравниваются к божественному откровению. Изменения в концепциях воспринимаются как изменения в религии. Но люди не обращают внимания на тот факт, что эти концепции всегда обновляются, чтобы соответствовать действительности, а исламу как религии не требуется никаких изменений для того, чтобы постоянно осве- щать верный путь для человечества. Эта очень распространенная ошибка может быть связана с вечным стремлением людей придать своим концеп- циям исламскую риторику.

Подобная ошибка также случается, когда мы рассматриваем сунну Му- хаммада, которая в действительности является совершенным продуктом де- ятельности мусульман. Несмотря на то, что Сунна совершенна, это все еще особый продукт человеческой деятельности, целью которого было найти решения проблем населения Аравии вVII в. Поэтому будет не совсем пра- вильно приравнивать деяния/высказывания пророка Мухаммада к боже- ственному откровению. (23 декабря 1972 г.)

III

КОРАНОВЕДЕНИЕ

Дж. Пинк

(Фрайбургский университет, г. Фрайбург, Германия)

ПОИСК НОВОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ КОРАНА

ВXVIII–XXI ВВ.1

Обзор новых герменевтических подходов к Корану мыслим только как качественное исследование. Вся кораническая экзегеза на современном этапе не может быть сведена к поискам нового понимания Корана; вместе с тем подобные поиски едва ли характерны лишь для эпохи, начинающей- ся с середины XIX в. По ряду причин провести четкую линию демаркации между традиционными и современными подходами трудно или даже не- возможно.

С одной стороны, «традиционный» жанр коранических комментари- ев (тафсӣр) в прошлом веке и даже ранее был дополнен новыми экзе- гетическими форматами, но все же он по-прежнему сохраняет важное значение. Тафсир был метко охарактеризован как генеалогическая тра- диция2, в рамках которой значительная часть работы экзегета состоит в составлении обзора и в некоторых случаях в оценке предыдущих интерпретаций. Эта традиция продолжается и по сей день, но пул интер- претаций, имеющихся в распоряжении современного экзегета, помимо пре-модернистских включает и модернистские; и это верно даже для со- вершенно консервативных комментариев к Корану3. Таким образом, ре- шение вопроса о том, актуально ли произведение коранической экзегезы

1Pink J. Striving for a New Exegesis of the Qur’ān // Schmidtke S. (ed.) The Oxford Handbook of Islamic Theology. Oxford: Oxford University Press, 2016. P. 943– 975. Перевод с английского выполнен С. Ю. Бородаем (Институт философии РАН, г. Москва).

2Saleh W. The Formation of the Classical Tafsīr Tradition: The Qurʾān Commentary of al-Thaʿlabi.̄Leiden, 2004. P. 14.

3Pink J. Sunnitischer Tafsīr in der modernen islamischen Welt: Akademische Traditionen, Popularisierung und nationalstaatliche Interessen. Leiden, 2011. P. 289–290.

240

III. КОРАНОВЕДЕНИЕ

для оценки современных подходов к Корану в качественном смысле, — непростая задача.

Опора на жанровые границы также не помогает в определении таких подходов. Несмотря на то что коранические комментарии играют важную роль, большинство новаторских герменевтических теорий были выдвину- ты за пределами узких границ этого жанра, а сам жанр претерпел опре- деленное развитие, включая, например, тематические комментарии или работы, в которых суры обсуждаются в порядке их ниспослания. Кроме того, большая часть широко распространенной литературы, посвященной исламу в современности, женщинам и исламу, шариату в нынешние вре- менаит. д. основананамодернистскойгерменевтикеКорана, ипоэтомуне следует полностью пренебрегать ею.

Наконец, отнесение поиска новой экзегезы Корана к определенному периоду времени создает некоторые проблемы. В большинстве исследова- ний, посвященных коранической экзегезе, этот поиск считается феноме- ном, возникшим в конце XIX в. Эта оценка основана на предположении, что реформистское прочтение Корана возникло в ответ на вызов западных идей, политической и культурной гегемонии Запада. Реформаторские дви- жения, существовавшие в различных регионах исламского мира в XVIII

иначале XIX в., хотя и были предметом широких дискуссий в исламских исследованиях в последние десятилетия, вряд ли были приняты во внима- ние в отношении экзегезы Корана и, если это так, то, как правило, были отвергнуты как традиционные и консервативные.

Хотя эти движения носили локальный характер и различались по сво- им целям и идеям, их объединяла критика состояния исламской науки,

ив частности права; они, как правило, выступали за отказ от юридиче- ских школ (мазāхиб) и значительной части исламского интеллектуального наследия и за возвращение к «истинной религии», основанной на Коране

иСунне и исключающей более поздние «нововведения» (бидʻа). Очевид- но, что эти понятия имеют большое значение для толкования Корана, тем более что мусульмане и по сей день продолжают придерживаться их. Од- нако реформаторы конца XIX в., усвоившие эти идеи, делали это со сво- ей собственной повесткой дня, которая значительно отличалась от целей

изадач более ранних реформаторов4.

Чтобы не ломать голову, пытаясь определить начало реформы, обнов- ленияилимодернизации, вотношенииреформистскойинтерпретацииКо- рана XVIII–XIX вв. было бы полезно провести различие между двумя ши-

4 Dallal A. The Origins and Early Development of Islamic Reform // Hefner R. W. (ed.) The New Cambridge History of Islam, vi: Muslims and Modernity: Culture and Society since 1800. Cambridge, 2010. P. 107–147.

Соседние файлы в предмете История стран Ближнего Востока