Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 3000569.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
37.1 Mб
Скачать

Изменение Мира

…Сейчас художники заняты созданием камеры, которая представляет собой машину в чистом виде. Камера превратится в совершенный инструмент художника. Она будет для него чем-то очевидным и банальным. Она способна немедленно реагировать на его чувства и воображение. Но пока для художника это скорее незнакомый инструмент, техника работы с которым не вполне еще разработана. Управляться с камерой намного сложнее, чем с карандашом или кистью. То же самое происходит с художником и в промышленности.

Но мы можем быть уверены в одном. Эффект от развития индустриального дизайна в США сравним с эффектом брошенной в пруд гальки: также, как все более расширяются и расходятся круги на воде, растет сфера влияния дизайна. Я предполагаю, что уже к середине нашего столетия мы будем сознательно стремиться достичь полного контроля над машиной, хотя сегодня она скорее неосознанна. К тому времени это станет одним из глубинных оснований нашего существования. Это станет одним из оснований поддержания мира и благоденствия, поскольку создаваемый продукт будет удовлетворять не только чисто физические, но и эстетические и духовные потребности.

Но пока мы все еще мыслим слишком узко. Мы склонны верить, что если вещи производились в определенном виде и определенным образом очень долгое время, это и есть лучший способ их производить. Следовать привычному образу мысли – это один из методов обезопасить свою жизнь. Но эта стратегия лишает вас инициативы и занимает слишком много времени, приносит в жертву ценность элемента неожиданности. А зачастую, единственное, что остается, так это делать неожиданные вещи! Чтобы быть прогрессивным, требуется больше, чем только воображение. Требуется еще и возможность видеть, и смелость.

Робер Малле-Стевенс,

Пьер Шаро,

Ле Корбюзье

и др.

ЗА НОВОЕ ИСКУССТВО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ163

1934

Живучесть любого искусства может быть измерена степенью противодействия, которое встречается на его пути.

Сегодня речь идет не только о том, чтобы ограничиться перечислением достижений в активе авангарда или традиционализма в момент критической фазы этого вечного балансирования действие-противодействие, но и о том, чтобы решить целый ряд тесно связанных между собой проблем художественного творчества, которые осложняются еще и абсолютно новыми факторами социального, технического, психологического и экономического порядка.

Мы думаем, что искусство должно находиться в состоянии перманентной революции. От этого хуже отмершим, т. е. прежде созданным произведениям. Речь идет не о том, чтобы отрицать их как произведения искусства, надо только уметь извлекать из них полезные уроки.

Сначала мы рассмотрим искусство как выражение национальной традиции, затем попытаемся судить о нем, как о категории прекрасного и его связях с машинным веком.

[…]

Живучесть национального элемента

Что бы там ни говорили, но при современном положении вещей претензия на тотальное и абсолютное единообразие чистых "форм" есть не что иное, как софизм. Примером тому может служить сугубо утилитарный предмет, порождение недавнего международного открытия – телефон, предмет, как правило, совершенных линий и пропорций, идеально адаптированный к целям. Не найдется ни одного кинолюбителя (возьмем самую широкую публику), который не мог бы отличить немецкого киноаппарата от американского или французского. Но если некоторые индивидуумы допускают грубое смешение, разве надо винить за это искусство или культуру? Мы думаем, что для опытного глаза столь же легко установить различие между двумя произведениями Ренессанса, итальянского и французского, как идентифицировать металлические стулья, изготовленные в Стокгольме, Вене или Париже. И можно быть уверенным, что разницы и здесь не заметят все те же самые люди.

Кризиса перепроизводства, который один повинен в этом, не существовало бы, если бы современное общество меньше заботилось о немедленных и эгоистических выгодах. Много других экономических кризисов можно насчитать до наступления эпохи машинного производства.