Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
40
Добавлен:
12.02.2023
Размер:
279.12 Кб
Скачать

3. Реализация конституционных норм: понятие, формы.

Осуществление конкретных конституционных предписаний происходит в трех формах: выполнение (соблюдение и исполнение), использование и применение.

Использование конституционных норм означает процесс осуществления прав и свобод. Субъектами использования прав и свобод являются прежде всего физические лица, хотя республики, края, области, автономные образования, Россия в целом наделены определенными правами как участники межгосударственных образований. Злоупотребления конституционными правами и свободами есть нарушения конституционной законности.

Так, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ гласит, что «республики вправе устанавливать свои государственные языки». Поэтому злоупотребление таким правом не способствует укреплению конституционной законности. Превышение высшими должностными лицами своих конституционных полномочий также является грубым нарушением Конституции. Например, Указ Президента от 1 декабря 1995 г. «О правовых гарантиях участникам незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике, добровольно прекратившим противоправные действия» предоставил право амнистии главе Чеченского правительства, что противоречит пункту «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, где право амнистии признается прерогативой Государственной Думы.

Применение конституционных норм. Анализ нарушения законности в форме препятствования применению конституционных норм будет дан далее в связи с проблемой пассивного нарушения Конституции со стороны властных структур. В дополнение к этому отметим, что применение конституционных норм означает индивидуализацию конституционных предписаний в связи с конкретной жизненной ситуацией. Субъектами конституционных норм являются государство в целом, республики и иные субъекты РФ, органы государственной власти и местного самоуправления,органы судебной власти, прокуратуры, их должностные лица, общественные объединения и т.д. Особенность заключается в том, что многие субъекты применяют конституционные нормы по делегированию государства, т.к. применение конституционных норм означает властное вмешательство в реализацию предписаний Конституции. Восстановление нарушенных конституционных норм осуществляется в судебном порядке.

Соблюдать конституционные нормы означает сообразовывать свое поведение с запретами Основного закона. Следует отметить, что роль запретов в процессе реализации Основного закона для государства, его органов и должностных лиц широко используется, т.к. суть современного понимания законности сводится прежде всего к ограничению власти, которая не вправе выйти за конституционные рамки. Запреты обращены не только к законодателю, но и к другим органам, обязанным применять закон.

Термин «запрет» употребляется в следующих случаях: ч. 2 ст. 29 запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, ч. 2 ст. 29 запрещает цензуру, ч. 2 ст. 37 запрещает принудительный труд.

Кроме прямой формы в конституции используется косвенная форма запрета, а именно:

- «никто не может быть лишен права» – ст. 47;

- «при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» – ст. 50;

- «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» – ст. 54;

- «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» – ст. 55.

Как правило, государству запрещается постоянное ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.к. в противном случае нарушается конституционная законность. В качестве исключения ч. 3 ст. 55 Конституции предусматривает возможность таких ограничений «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Такая формулировка содержит в себе некую опасность, т.к. со ссылкой на нее можно убрать тот каркас, который поддерживает правовое государство. Поэтому следует добавить после слов «необходимо» – «в демократическом государстве», что, кстати, использовалось в одном из вариантов этой статьи. Важно подчеркнуть, что доктрина внутренних ограничений прав и свобод человека Европейского Суда по правам человека включает в качестве одного из условий соответствие действий государства с понятием «необходимо в демократическом обществе».

Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека при рассмотрении конкретных дел проводят двойной анализ ситуации. Во-первых, они определяют, законна ли сама цель установленного ограничения. Во-вторых, они изучают, являются ли средства, примененные в целях ограничения права или свободы «соразмерными преследуемой законной цели»[3].

Кроме того, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ содержит в себе еще одну опасность для конституционной законности, т.к. несколько расплывчаты формулировки тех целей, ради которых можно ограничить права и свободы человека. Не случайно, что при рассмотрении таких дел решения Конституционного суда РФ и особое мнение судьи порой бывают прямо противоположными[4].

Выход из такой ситуации видится не в изменении норм Основного закона, а в закреплении более четких понятий в действующем законодательстве, причем начало этому уже положено.

Так, понятия «оборона» и «безопасность» уже закреплены в действующем законодательстве[5]. Кроме того, следует подумать о написании более содержательного комментария к ст. 55 Конституции РФ[6], т.к. на практике судебные органы на него ориентируются.

Соседние файлы в папке Несортированное