Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.71 Mб
Скачать

Раздел III. Право. Общие понятия

ванием так называемой групповой морали (т. е. системы нрав­ственных идеалов и ценностей, существующей в рамках отдель­ной социальной группы, слоя и т. д.), которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью и противоречить праву. Так, мы говорим об антисоциальной морали криминаль­ных слоев общества, групповой морали особого типа, которая не просто вступает в конфликт с общественной моралью, но и обосновывает противоправное поведение.

Возможны и более сложные коллизии правовых и мораль­ных норм, например, в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода. В таких исторических ситуациях неизбежно час­тичное разрушение общественной морали и правовой системы общества, зависящее, в частности, от степени кардинальности идущих в обществе реформ и особенно сопряженное со сменой его типа. В данных исторических процессах становление новой морали осуществляется, как правило, значительно медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Отсюда вытекает, что между юридическими и мораль­ными нормами может возникнуть некоторая «историческая рас-синхронизация», неизбежно порождающая их коллизии. Прав­да, по сравнению с асоциальной групповой моралью они менее глубоки, но зато более масштабны.

Примеры подобных коллизий можно обнаружить и в совре­менном российском обществе. Так, наше общественное созна­ние до сих пор весьма неоднозначно относится к обусловлен­ным частной собственностью сегодняшним отношениям по поводу распределения материальных благ, принципиально про­тиворечащим сформированным многими десятилетиями идеалам «уравнительной справедливости». Во многом такое отношение связано с имевшими место просчетами в законодательном фор­мировании института частной собственности (в создании меха­низмов и определении темпов приватизации, в выборе форм контроля соответствующих процессов и их информационном обеспечении и др.). Однако тот факт, что идеология коммуни­стически ориентированных политических партий продолжает привлекать определенные слои российского общества, позво­ляет считать, что достаточно сложное восприятие ими новой социальной действительности связано не только с конкретны­ми ошибками и просчетами. Видимо, следует признать, что некоторая часть населения страны сохранила ценности коллек-

Глава 13. Право в системе социального нормативного регулирования 141

тивистскои морали и продолжает руководствоваться ее приори­тетами.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законода­тельных актах широко распространено использование оценоч­ных понятий, задаваемых через категории морали (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять фун­кции оснований юридической оценки, а с другой — нарушение моральных принципов общества в некоторых случаях является неотъемлемой составляющей оснований наступления правовых последствий.

Таким образом, обоснованно говорить о непосредственном регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же мож­но считать, что в процессе общественного развития прослежи­вается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная, прежде всего, с характером культу­ры и степенью цивилизованности каждого конкретного обще­ства.

4.2. Право и обычаи. Обычаи представляют собой общие пра­вила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего су­ществования вошедшие в привычку людей.

В основе обычных норм лежат способы конкретного поведе­ния, деятельности людей в определенных жизненных обстоя­тельствах, которые приобрели устойчивый характер, восприни­маются людьми как образцы их поведения в аналогичных об­стоятельствах и поэтому неизменно воспроизводятся в процессе жизнедеятельности. Возникновение обычаев в процессе следо­вания образцам конкретного поведения обусловливает ту их особенность, что обычаи трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их пред­писаний, представляющих, как правило, весьма подробное опи­сание требуемого поведения.

Однако поведенческий образец как таковой еще не является правилом' поведения, поскольку субъект всегда сохраняет воз­можность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Соб­ственно обычай (обычай как социальная норма) может считать­ся сформировавшимся тогда, когда в силу длительности следова­ния конкретному образцу поведения он становится поведенчес­ким стереотипом (привычкой) людей, поведенческой традицией

142