Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Идеологические различия и психологические типы....docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
22.07.2019
Размер:
242.88 Кб
Скачать

Идеологические свойства – их распределение по квадрам

Таким образом, идеологические свойства сгруппированы главным образом по квадрам психологических типов.

Первая квадра – альтруисты, коллективисты, стремящиеся устроить весь мир по идеальному образцу. Верят в честность и равенство. Демократы, интернационалисты, они легко отождествляют себя с другим человеком, а чужие интересы могут чувствовать как свои, проявляя к ним сочувствие. Конкурентность, жадность и рвачество у них на низком уровне (особенно у интуитов этой квадры). Естественно, что представители квадры эти качества считают своим достоинством, но и столь же естественно, что вторая и третья квадры, отличающиеся более высоким средним уровнем пресловутых «жадности и рвачества», эти свои особенности тоже считает проявлением достоинств – боевитости и предприимчивости, расценивая ту же первую квадру как «интеллигентов» (с отрицательной окраской этого слова) и «хлюпиков». Насилие большинством представителей первой квадры воспринимается как допустимый инструмент, только если оно необходимо для установления общего справедливого порядка. Они коллективисты в смысле кооперации «снизу». Идеологический тон в квадре задают логики Дон Кихот и Робеспьер. Робеспьер (ЛИИ) является наиболее последовательным хранителем и выразителем «идеологических ценностей» квадры. Дюма и Гюго оказываются в значительной мере попутчиками. Дюма – попутчик наиболее неустойчивый, поскольку среди всех 16 типов социона он является наибольшим конформистом, гедонистом, соглашателем и коллаборационистом (Санчо Пансо в «Дон Кихоте»).

Вторая квадра – коллективисты, поборники иерархического устройства общества (властной вертикали сверху вниз), поборники изоляции, секретности, иерархической великодержавности, основанной на насилии, подавлении и неравенстве. Монархисты, идейные аристократы. Естественно, этими своими качествами они гордятся. Повышенный коллективизм проявляется как склонность действовать стаей и как стремление всех «построить» в соответствии с личным идеалом второквадренного субъекта. Склонны к насилию (в наименьшей мере – тип Есенин). Сильно развиты жадность, рвачество и конкурентный эгоизм (не путать с индивидуализмом, противостоящим коллективизму). Очень высок уровень ксенофобии и даже шовинизма для большинства типов квадры. Сильны паранойяльные тенденции. Основным хранителем ценностей квадры является тип ЛСИ («инспектор», «Максим Горький»). Частым ренегатом её идеологии оказывается тип «Есенин» (ИЭИ). Тип «Гамлет» обычно разделяет и активно проводит в жизнь основные реакционные взгляды своей квадры за исключением слишком жесткой цензуры. Интуитивные подтипы «Гамлета» (с особенно усиленной интуицией и достаточно развитой логикой) иногда склоняются к демократическому лагерю (Э.Лимонов, бывший ЛДПР-овец Митрофанов и т.п.).

Оговоримся, что слова «реакционный», «реакционер» и т.п. мы употребляем в настоящей работе не как оценочные категории, а как удобные и достаточно общепонятные термины для обозначения комплекса хорошо известных идеологических пристрастий правого и ультраправого консервативного толка.

Третья квадра – индивидуалисты, пофигисты, демократы, «деловики». Ценят независимость и свободу действий – главным образом собственных. Идеалом для них является общество «американской мечты», где люди свободны, независимы, организующая роль государства минимальна, но одновременно отсутствует и социальная защита слабых от сильных. У типов третьей квадры, как и у второй квадры, высока нацеленность на динамичную борьбу и лидерство. Интернационалисты. Ксенофобия им совершенно чужда, проявления паранояльного склада личности у них также отсутствуют. Эгоизм, в силу их высокой агрессивной конкурентности, повышен. У многих представителей типов этой квадры развита жадность и склонность к рвачеству – практически в той же мере, как и у «реакционеров» второй квадры. Это обстоятельство является следствием повышенной конкурентности всех типов полюса «решительных» (конкурентность ЧС выше, чем у БС, конкурентность БИ выше, чем у ЧИ). Типы третьей квадры обладают особой прагматической гибкостью. Надо отметить, что в случаях конфликта с властью они как правило довольно легко идут на компромисс, часто жертвуя идеологическими и общими социальными интересами в пользу личных.

Четвертая квадра – индивидуалисты, идейные аристократы, они склонны к ксенофобии, хотя и в меньшей мере, чем вторая квадра. Как и во второй квадре, тут есть склонность к паранояльности (в том числе обычны мнительность, подозрительность, враждебная настороженность, боязнь чужих интриг, выше среднего развито и собственное интриганство). Чем четвертая квадра разительно отличается от второй – так это своим индивидуализмом, совестливостью, несклонностью всех «выстраивать» и действовать путем рвачества и насилия. В целом типы этой квадры склонны уважать и свою, и чужую свободу, и свои права, и чужие. Ренегатом, нередко тяготеющим к реакционной групповщине второй квадры, оказывается в четвертой квадре тип «Габен» (СЛИ). «Достоевский» (гуманист, ЭИИ) чаще тяготеет к демократам, так как особенно не терпит насилия, исходящего от второй квадры, «гнезда реакции», однако к занятиям политикой он не склонен, по своим взглядам чаще всего националистически-консервативен (А.Солженицын). Гексли (журналист, ИЭЭ) может быть как либералом, так и реакционером – в зависимости от обстоятельств, от того, с кем он дружит, и от того, кто его прикормил. ЭИИ и ЛСЭ не любят лжи и вранья, СЛИ и ИЭЭ в силу своей иррациональности меньше чураются лжи.

Психотипы, наиболее частые и психологически-естественные в правозащитном движении любых стран –

ЛИИ (первая квадра), ЭСИ (третья квадра), ЭИИ (четвертая квадра). Совершенно чуждыми этой теме являются психотипы ЛСИ, СЛЭ, ЭИЭ (вторая квадра). Эти три последние типа особенно склонны к имперской вертикали, эгоцентричны и тяготеют к оправданию государственного насилия.

Психотипы, наиболее частые и психологически-естественные в демократическом и либеральном политическом движении –

ИЛЭ, ЛИИ – первая квадра, квадра демократов-коллективистов (ЭСЭ и СЭИ из этой квадры – лишь демократические попутчики, причем тип СЭИ наиболее неустойчив и легко уступает полицейскому давлению). Тип ЛИИ – это канонический традиционный тип социал-демократа, социал-демократические убеждения «в духе Плеханова» присущи этому типу почти «от рождения», изначально. Среди провокаторов всех стран этот тип среди всех прочих, похоже, особенно редок (если только это не терминальный подтип ЛСИ, ошибочно диагностированный как ЛИИ).

Во второй квадре естественным, а не нарочно «засланным» в демдвижение может в статистической тенденции смотреться исключительно и только тип ЭИЭ (Гамлет). Причем не средний «Гамлет», а только «Гамлет» с особенно усиленной интуицией, которая вообще сама по себе является наиболее «демократической» функцией психики (Лимонов, Митрофанов). Но и в этом случае «гамлеты» в демократическом процессе – скорее попутчики. Для них важен принцип личной бесцензурности, личного положения в эмоциональном центре событий - обязательно в качестве «ньюсмейкеров», а также наличие возможности организовывать и провоцировать массы с помощью хитрых комбинаций и эмоционального воздействия. Как показывает история человеческой цивилизации, революционный процесс никогда не обходится без «гамлетов», и на определенных его этапах они могут играть совершенно необходимую и позитивную роль. Однако в условиях застоя гораздо чаще «гамлеты» встречаются среди реакционных политиков (Роберт Мугабе), а «гамлеты» среднего ума - среди агентов спецслужб (в силу присущей типичным представителям этого типа некоей внутренней злобности и особой склонности к интригам, им зачастую нравится мистифицировать и «разводить» людей, нередко даже без особой личной цели и выгоды).

В качестве примеров двух примечательных по своей судьбе «гамлетов» в демдвижении могут быть названы немецкий композитор Рихард Вагнер и русский писатель Эдуард Саенко (Лимонов). Вагнер в современной культуре известен как великий оперный композитор 19-го века, автор «эмоционально-триумфальной» музыки, автор оперного "Кольца Нибелунга". Современники знали молодого Вагнера как самовлюбленного бунтаря, революционера и социалиста, в жизни нерасчетливого мота и транжиру. После ряда музыкальных неудач, в которых Вагнер был склонен винить «еврейское музыкальное засилье», Вагнер наконец стал знаменитым, обретя влиятельного поклонника и покровителя в лице короля Баварии Людвига Второго (ЛСИ). В это же время Вагнер вступает во второй и, наконец, счастливый для него дуальный брак с честолюбивой аристократкой Казимой, еще более, чем он, антисемитски настроенной. Что нередко для «гамлетов», после перехода в «правящий класс» идеологические ценности Вагнера резко меняются на противоположные - бывший бунтарь становится столь же ярым монархистом, удесятеряются его национализм и антисемитизм. Махровый же эгоцентризм был типичен для Вагнера во все периоды его жизни. Герой второго нашего примера, Эдуард Лимонов, напротив, в 1998 году пишет ура-патриотические статьи, проникнутые великоимперским духом. Однако, будучи отвергнут и оттолкнут второквадренной силовой элитой российской власти, быстро и резко сближается с либеральной оппозицией, к 2007 году становится одним из ее заметных глашатаев. В 2008 году Лимонов призывает кары экономического кризиса на Россию, поскольку только это, по его мнению, может опрокинуть действующий ненавистный режим, однако незадолго до этого в том же 2008 году во время краткосрочной российско-грузинской войны он после длительного перерыва вновь (и на первый взгляд, не слишком последовательно) напоминает о себе как российский ура-патриот и националист. На самом деле во всех этих метаниях прослеживается не только непоследовательность «гамлетов», обусловленная их субъективным отношением к событиям и присущим им природным эгоцентризмом, но и обязательно периодически прорывающаяся наружу их врожденная тяга к национализму и реакционной великодержавности. В конечном счете эта тяга (наряду с эгоцентризмом) будто крепкой «резинкой» привязывает «гамлетов» к ценностям родной второй квадры, про которую не зря говорят, что ее представители способны испытать оргастический экстаз при виде пограничного столба. Великодержавные символы вызывают у всех типов второй квадры сильные амбивалентные чувства: от обожания до желания их свергнуть или расширить границы, но во всяком случае не оставляют равнодушными. Даже в антиимперских по форме теориях «мировой революции» двух знаменитых ЭИЭ, Троцкого и Мао Цзе Дуна, прослеживается хорошо заметная «по Фрейду» канва великоимперского самосознания. Какие бы революционно-демократические и либеральные речи ни произносили политические «гамлеты» (как, впрочем, и другие типы второй квадры – СЛЭ, ЛСИ и даже ИЭИ), приходится, увы, подозревать в них потенциальную готовность, в случае прихода к власти, немедленно всех «осчастливить», свернув шею общественной свободе.

СЭЭ, ЭСИ, ИЛИ, ЛИЭ – все типы третьей квадры – уместны, искренни и естественны в демдвижении. Но при этом ЭСИ («Драйзер») склонен к практической социальной работе, к конформизму и умеренности, да и вообще является наименее устойчивым в демдвижениях типом этой квадры, а средний СЭЭ («Цезарь») – хотя и любит свободу и личную неподцензурность, но он при этом еще и один из наиболее беспринципных политиканов среди всего социона. ИЛИ («Бальзак») – это типичный «кот, который гуляет сам по себе». «Бальзак» обычно глубоко эгоцентричен и активно участвует (подобно «Цезарю») как правило только в тех политических делах, где можно продвинуться, и где велики шансы на успех. Однако пассивно, если обстоятельства позволяют, а наказание не грозит, он всегда готов поддерживать свободу во всех её проявлениях. В силу присущего многим Бальзакам цинизма и повышенной готовности к коллаборационистскому соглашательству, этот тип нередок и среди «прикормленной» властями интеллигенции. ЛИЭ – главный деловой и активный прагматик всех квадр, наиболее естественный «мотор» большинства демократических процессов (Дж.Кеннеди, Б.Обама). С нереальными задачами также не связывается. Достигнув власти, либерален, но к кардинальной перестройке основ на началах справедливости не стремится. ЭСИ («Драйзер») больше сосредотачивается на справедливости и равенстве в соблюдении прав и конкурентных правил, а остальные три типа третьей квадры – на «голой» свободе. Цензуру и несвободу в третьей квадре, квадре демократов-индивидуалистов, в душе не любит никто.

Из четвертой квадры в демдвижении встречаются ИЭЭ и ЛСЭ. Хотя эти типы и «аристократы», но оправданно могут присутствовать в демдвижении, хотя и в лагере реакционеров они вполне частые гости. Всё зависит от обстоятельств. Почему не другие два типа четвертой квадры? Дело в том, что тип ЭИИ («Достоевский», Гуманист) политической деятельности вообще чурается, мнителен и консервативен, зачастую религиозен, хотя и склонен помогать людям индивидуально (он очень часто встречается в неполитических правозащитных организациях – Альберт Швейцер, Мать Тереза, Людмила Алексеева).

Тип СЛИ («Мастер», «Габен») по политическим взглядам чаще тяготеет к реакционерам второй квадры. Средний, не хватающий звезд с неба «Мастер» – обычно умеренный и консервативный ксенофоб, склонен к жадности, себе на уме, особенно не любит «умников», пассивен и ленив на подъем (хотя при этом он и мастер на все руки). «Мастер» крайне редко по своей инициативе лезет в гущу политической жизни (и потому очень редко оказывается на вершине), поскольку в силу своеобразия своего варианта паранойяльного синдрома чувствует себя очень и очень не уверенно в гуще людей, медленно привыкает к новым фигурантам, в состоянии стресса ему нередко вместо нормальных лиц людей даже начинают чудиться какие-то гримасничающие маски. (По этой же причине у «Мастера» в наибольшей степени среди всех психотипов ослаблена константность размера в механизме зрительного восприятия, зрительная перспектива кажется ему контрастно подчеркнутой, вплоть до вычурного уменьшения слегка отдаленных предметов).

Тип ИЭЭ («Гексли», «советчик», «журналист») в лице основной массы своих представителей имеет, как и многие другие типы-«аристократы», несколько повышенную паранойяльность, склонен к интригам, морально не всегда устойчив, и, зачастую поверхностен. То, что может искренне держать его в демдвижении – это его непоказная любовь к свободе информации, а также его друзья и конкретные кормильцы-благодетели. Информацию типичный «Гексли» любит переносить во все стороны («репетиловщина»). К сожалению, «продажный журналист» - это тоже довольно часто про него.

ЛСЭ - хотя в своей основной массе и националистичен, но любит разумный справедливый порядок без рвачества и насилия. Умеет ненавидеть тех, кого считает своими врагами, и даже склонен вступать в заговоры против правителей, режим которых представляется ему «бессовестным беспределом», разрушающим и унижающим его страну (антигитлеровские заговоры националиста адмирала Канариса). Нередко становится активным участником и легитимных демократических процессов. Например, к типу ЛСЭ относится, по нашему мнению, делегат Национальной Ассамблеи Валерий Марксович Смирнов, представляющий в ней «здоровые национальные силы», противостоящие, по его утверждению, коррупционному фашизму. Тем не менее, многие другие представители типа ЛСЭ, внушаемые официозной псевдопатриотической пропагандой, обычно остаются в лагере проправительственных консерваторов.

В заключение надо отметить, что в качестве основного движущего начала любого демократического движения, каждый со своим особым вкладом, непременно выступают психотипы из клуба «сайентистов»: ЛИИ («Робеспьер», «Декарт», «аналитик»), ИЛЭ («Дон Кихот», «искатель»), ЛИЭ («предприниматель», «изобретатель», «Джек Лондон») и ИЛИ («критик», «Бальзак»).