Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
саамы.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
195.07 Кб
Скачать

2. Проникновение на Север русских

Предприимчивые новгородцы первыми из русских проложили пути на Крайний Север. Они стали именовать саамов по-своему: «лопь» или «лопари». Поначалу поездки в неизведанные районы Поморья были очень трудны и требовали отваги и настойчивости. Никаких дорог дальше Онежского озера не существовало. Приходилось пользоваться реками и малыми протоками, местами перетаскивать суда по суше, пробираться через лесные дебри и болота. Некоторые участники походов на Север гибли в пути. Летопись сообщает, что в 1032 году новгородец Улеб со своими людьми достиг Белого моря, но назад их вернулось немного. Однако опасности дальних походов не пугали отважных новгородцев. Купцы и бояре набирали смельчаков, давали им речные суда, продовольствие, оружие и отправляли на Север. Что же так влекло новгородцев туда. Прежде всего – драгоценная пушнина, которая пользовалась большим спросом на рынке. Русская феодальная знать и иностранных купцы охотно покупали меха соболей, песцов, бобров, куниц, белок. Среди жителей Новгородской земли ходила легенда, будто на далёком Севере пушные звери падают с неба из туч и оттого их водится в лесах несметное количество. Помимо пушнины, новгородцев интересовали сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб. Меновая торговля с народами Севера оказалась очень выгодной. Местные жители, не зная русского языка, показывали рукой на металлические вещи, и им давали нож или топор, платили за них мехами, которые стоили в несколько раз больше, чем эти изделия.

В 12 веке, когда пути на Север были уже достаточно освоены, по реке Онеге и нижнему течению Северной Двины стали селиться русские крестьяне и ремесленники.

Одни из них пришли сюда, спасаясь от голодовок и скудной жизни у себя на родине, другие – бежали от притеснений феодалов, надеясь на новом месте обрести свободу и материальный достаток.

Там, где возникали русские поселения, вскоре появлялись представители новгородской власти. Они переписывали жителей и заставляли их нести различные повинности. Не желая быть в ярме, некоторые уходили ещё дальше на север. В 13 – 14 веках русские селения появились на западном побережье Белого моря, а затем – и на Терском берегу.

Русские поморы, жившие по берегам Онежского залива, уже в 12 веке стали посещать Кольский полуостров. Приходя на судах, они ловили здесь сёмгу, били зверей и птиц, а затем возвращались домой.

Новгородские чиновники, явившиеся на Терский берег вслед за промышленниками, обложили саамов данью. Они взимали с каждого охотника-саама по пяти беличьих шкурок в год. Дань эта была не велика, но уплата её означала признание саамами своей зависимости от Новгородской феодальной республики.

В период татаро-монгольского ига положение трудящихся на Руси было крайне тяжелым. От жестокой эксплуатации и насилий многие уходили из центра в леса Севера, главным образом на Двину и побережье Белого моря. Двинская земля к концу 14 века превратилась в довольно населённую и экономически развитую область. С Двины и Онеги поморы на судах на рыбные и зверобойные промыслы к берегам Кольского полуострова и дальше – в Ледовитый океан. Некоторые из них вели торговлю с саамами.

В середине 15 века на Терском берегу возникли русские селения – Варзуга и Умба.

Заселение Терского берега русскими людьми происходило мирно, без столкновений с местными жителями. На всём Кольском полуострове в то время обитало не более тысячи саамов, поэтому повсюду имелось много никем не используемых промысловых угодий. Некоторые участки саамы уступили русским добровольно за плату. Новгородские власти запрещали притеснять коренное население.

У русских саамы могли приобретать столь необходимые им ремесленные изделия, а в случае голода – съестные припасы. Русские, зная обычай саамов возвращать долг с избытком, а также их исключительную честность и доброту, обычно не отказывали в помощи. Поэтому саамы встречали новых поселенцев – тружеников-крестьян – приветливо и стремились поддержать с ними дружбу.

Русские люди, поселившиеся на Терском берегу, стояли на гораздо более высокой ступени развития. Они принесли с собой передовые формы хозяйства: огородничество (посадку овощей), разведение домашнего скота ( коров, овец и – в небольшом количестве – лошадей ), новые, более совершенные приёмы рыболовства.

В 1478 году Кольский полуостров вместе с остальными новгородскими землями вошёл в состав единого Российского государства. Феодалами на Севере были не бояре и помещики, а монастыри. Они энергично осваивали сельскохозяйственные и промысловые угодья, добывали много рыбы, соли, пушнины и занимались торговлей. Правительство содействовало укреплению монастырей, так как они являлись опорой власти.

В 16 веке русская колонизация усилилась. На Кольском полуострове возникли Кандалакшский и Печенгский монастыри. Иван Грозный отдал в вотчинное владение Кирилло-Белозёрскому и Соловецкому монастырям всю Умбскую волость. Позднее

Московскому Новоспасскому монастырю и патриарху были пожалованы земли и крестьяне Варзужской волости. Монахи настойчиво проповедовали среди саамов христианскую религию и добились их согласия на крещение. С принятием христианства эксплуатация саамов усилилась ( многие угодья перешли во владение церкви, саамов приписали к крепостным крестьянам ), да и сама сущность христианства так и осталась непонятной и чуждой саамам.