Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все билеты и вопросы. Политический строй Киевской Руси..doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
1.82 Mб
Скачать
  1. Советская наука в годы Великой Отечественной войны: на примере основных направлений деятельности исторической науки.

Эвакуация исторических ценностей, материалов, учреждений, высших учебных заведений. Историческая периодика в годы ВОВ. Бюро научной пропаганды АН СССР. Пропагандистская и исследовательская проблематика. Роль военной проблематики: Отечественная война 1812 г., гражданская война. Публикация исторических источников. Сбор материалов по истории ВОВ. Работа историков в эвакуации: изучение краеведческих материалов.

В годы Великой Отечественной войны советская историо­графия развивалась в суровых условиях. Немецко-фашистские захватчики на временно оккупированной территории СССР уничтожали научные учреждения, вузы, музеи, библиотеки и архивы, расхищали и вывозили в Германию исторические цен­ности. Оставляя в 1941—1942 гг. западные и южные районы европейской части страны, военные, партийные и государствен­ные органы прилагали все возможные усилия для эвакуации и сохранения документов, исторических реликвий. Многие на­учно-исследовательские институты и вузы были эвакуированы. Так, Институт истории АН СССР разместился в Ташкенте и Алма-Ате, Московский университет — в Ашхабаде, затем в Свердловске. Киевский и Харьковский университеты объедини­лись и разместились в Кзыл-Орде. Война приостановила плановые работы советских историков, задержала многие начина­ния. В условиях эвакуации ученые были лишены возможности работать над своими обычными сюжетами, прервались их связи с архивами и крупнейшими книгохранилищами. Сократилось издание исторической литературы, прекратился выпуск ряда исторических журналов («Красный архив», «Пролетарская революция» и др.); «Историк-марксист» был слит с «Историче­ским журналом».

Историческая наука содействовала укреплению морально-политического единства советского народа, развитию советского патриотизма, готовности отстоять великие социально-экономические, общест­венно-политические, национальные и культурные завоевания СССР. Историки видели свой долг в том, чтобы раскрыть перед советскими воинами н тружениками тыла героические традиции народов пашей страны, сложившиеся в многовековой борьбе против иноземных поработителей и буржуазно-помещичьих угнетателей, воспитать чувство гордости и ответственности за Родину и ее историческое прошлое.

В истории советской исторической науки в годы Великой Отечественной войны можно выделить два периода:

  • 1941 — середина 1943 г., когда основное место в деятельности истори­ков заняла военно-патриотическая работа,

  • вторая половина 1943 г. — 1945 г., когда в результате коренного перелома в ходе войны историки наряду с военно-патриотической работой вновь приступили к интенсивной научно-исследовательской деятельности.

Военно-патриотическая работа советских историков. В 1941— первой половине 1943 г. силы советских историков были сосре­доточены на создании научно-популярных, пропагандистских статей и брошюр по военно-исторической тематике, широко развернулась лекционно-пропагандистская деятельность в воин­ских частях на фронте и в тылу, в госпиталях, на предприятиях. Большую роль в организации этой работы сыграло Бюро науч­ной пропаганды АН СССР, созданное в 1941 г. Материалы о борьбе народов России за национальную неза­висимость заняли ведущее место в «Историческом журнале», они публиковались также в органе ЦК ВКП(б)—в журнале «Большевик», в журнале Наркомата обороны «Военная мысль», издавались массовыми тиражами в виде брошюр, Появились статьи о борьбе славянских народов с разного рода захватчиков: о Ледовом побоище, Грюнвальдской битве, о разгроме Ли­вонского ордена войсками Ивана Грозного, о крушении напо­леоновского нашествия на Россию, материалы о русских пол­ководцах—П. А. Румянцеве, А. В. Суворове, М. И. Кутузове. Брошюры, о Дмитрии Донском, Минине и Пожарском, об уча­стии России в Семилетней войне и взятии Берлина в 1760 г., героической обороне Севастополя в Крымской войне, написали известные советские историки Б. Д. Греков, С. В. Бахрушин, Е. В. Тарле, Ю. В. Готье, И. И. Минц, В. М. Хвостов, Н. Л. Ру­бинштейн и др. Работа историков над биографиями выдающих­ся русских полководцев.

В 1941 — начале 1942 г. Б. Д. Греков подготовил для нового издания «Киевской Руси» специальную главу «Военный строй Киевской Руси». В 1942 г. исполнилось 700 лет со времени Ле­дового побоища. Этой годовщине были посвящены научные сессии, выставки и многочисленные публикация советских исто­риков. В докладах и работах Б. Д. Грекова, Е. В. Тарле, М. Н. Тихомирова и других раскрывалась история немецкой агрессин против русских земель и Прибалтики в XII—XIII вв., показывалось историческое значение разгрома крестоносцев не только для пародов Руси, но и для народов Европы.

Советские историки уделили большое внимание военной реформе Петра I. подробно описана история Северной войны 1700—1721 гг.

Много работал над изучением истории деятельности П. А. Румянцева историк Н. М. Коробков, счи­тавший, что именно при Румянцеве произошло оформление рус­ского военного искусства. Многочисленные статьи и несколько книг были посвящены полководческому искусству А. В. Суво­рова.

Ряд книг был посвящен русским флотоводцам А. Н. Сенявину, Д. Н. Сенявину, Ф. Ф. Ушакову.

Особое внимание привлекала Отечественная война 1812 г. В ее истории были оп­ределенные параллели с Великой Отечественной войной. В работах В. И. Пичеты, М. В. Нечкиной, А. В. Предтеченского уточнялись политические планы Наполео­на в отношении России в 1812 г., факторы, определявшие ход военных действий, стратегическое и тактическое значение Бо­родинской битвы.

В годы войны Е. В. Тарле заканчивал работу над двухтом­ой монографией, посвященной Крымской войне.

Внимание историков с начала войны привлекли также во­просы строительства Красной Армии в 1918—1920 гг., парти­занское движение в годы гражданской войны, борьба с немец­кой интервенцией. Историки И. И. Минц, Е. Н. Городецкий, И. М. Разгон и другие подготовили целый ряд брошюр о борь­бе с немецкими захватчиками в 1918 г..

Большое научное и общественно-политическое значение име­ла публикация в годы войны сборников документов периода гражданской войны. Еще осенью 1941 г., когда гитлеровские войска начали блокаду Ленинграда, вышел сборник «Документы о героической оборо­не Петрограда в 1919 г.». В связи с оккупацией Украины и других советских территорий появились сборники «Документы о разгроме немецких оккупантов на Украине в 1918 году» (1942) и «Разгром немецких захватчиков в 1918 году» (1943).

Наконец, важнейшим военно-патриотическим делом стала работа по сбору материала о Великой Отечественной войне. 3 ноябре 1941 г. в Москве была организована комиссия по со­зданию «Летописи Отечественной войны» (в первую очередь «Летописи обороны Москвы»), утвержденная в 1942 г. Прези­диумом АН СССР в составе Г. Ф. Александрова, И. И. Минца, Е. М. Ярославского и др. Публикация первых материалов ко­миссии началась уже с 1942 г. В «Историческом журнале» появились очерки об обороне Одессы, о партизанском дви­жении. Деятельность комиссии представляла собой уникальный опыт создания источниковедческой базы по истории войны в ходе самой войны.

Советская историческая наука во второй половине 1943 г.— 1945 г. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталин­градом и на Курской дуге окончательно изменил ход войны в пользу советского народа.

Началось возвращение научных учреждений, архивов, биб­лиотек, музеев из эвакуации. Наряду с этим расширялась сеть исторических учреждений как в центре, так и на местах.

Наряду с реэвакуацией учебных заведений открывались но­вые университеты и пединституты с историческими факульте­тами.

Перед историками встали новые задачи в области научно-пропагандистской работы. Постановлением Президиума АН СССР в 1943 г. в города, освобожденные от немецкой оккупа­ции— Смоленск, Курск, Харьков, были посланы лекторские группы, в состав которых вошли А. М. Панкратова, Н. М. Дру­жинин, А. В. Ефимов и другие историки. Работа в армии, среди населения и на освобожденных от врага территориях продолжа­лась до конца войны.

Разрабатывалась история первой мировой войны, главным образом с ее стратегической и оперативно-так­тической стороны. в частности Брусиловскому прорыву — крупнейшему наступлению русской армии на Юго-Западном фронте летом 1916 г

В изучении истории войн и деятельности выдающихся рус­ских полководцев советские историки в 1943—1945 гг. перехо­дили от статей и брошюр к подготовке многотомных публика­ций документов и созданию обстоятельных научных биографий.

Ближе к концу войны историки стали вновь обращаться к «мирным» сюжетам. На страницах «Историче­ского журнала» появились статьи о восстановлении промыш­ленности Петрограда в начале 20-х годов, об истории создания МТС. В 1944 г. в Институте истории началась работа над многотомной «Историей коллективизации», к которой были при­влечены историки Украины, Белоруссии и других республик.

В 1945 г. вышли в свет II и III тома «Истории дипломатии». II том охватывал 1872—1919 гг., III —историю внешней поли­тики 1919—1939 гг.

В книгу «О Великой Отечествен­ной войне Советского Союза» вошли тексты выступлений и приказов Верховного Главнокомандующего и другие документы. Большое значение имел сборник статей и речей М. И. Калинина «Все для фронта! Все для по­беды!» (1942). Ход военных действий систематически освещался в сводках Совинформбюро. В условиях войны еще более возросла роль КПСС в разви­тии советской исторической науки.