Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nk1_50_disser_serova.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Глава 2. Современные российские молодёжные субкультуры и наркоконфликт.

2.1. Позиции основных современных российских молодёжных субкультур в наркоконфликте.

Анализируя источники, можно выделить два метода объяснения связи наркотиков и молодежной субкультуры: конспирологический и конфликтологический.

Согласно методу, который условно назовём «конспирологический», появление молодежных субкультур было тщательно разработанным и осуществленным планом, целью (или одной из целей) которого было внедрение потребления наркотиков в широкие молодёжные массы. Так, например, по мнению Дж. Колемана, музыкальная группа «Битлз» была важным элементом «ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения, сознания которой планировалось изменить против её воли»27. Следующим шагом этого плана, реализуемого глобальной контролирующей структурой под названием «Комитет Трёхсот», было появление понятия «beat degeneration» (разбитое поколение), предназначенного для разделения и обособления молодёжных групп от остального общества. Разделение в понятийном аппарате вскоре воплотились и в реальной жизни. У «разбитого поколения» появилась своя, «новая культура», получившая широкую осознанную и неосознанную пропаганду в СМИ. И наркотики получили широчайшее распространение с помощью пропаганды в СМИ, текстов песен, высказываний музыкантов, а также дистрибуции на молодёжных концертах и сборах, и преподносились как один из важнейших элементов этой «новой культуры».

Приблизительно в таком же ключе мыслит и Н. Маркова, выдвигая тезис о том, что появление и развитие молодёжных субкультур, связанных с рок и альтернативной музыкой, стимулируется глобальным наркорынком, так как является одним из эффективных способов маркетинга наркотиков28. Однако на наш взгляд, Н.Е. Маркова делает такие выводы только о рок и альтернативной музыке напрасно. Поп-музыка современного масскульта и многие другие музыкальные течения в настоящее время вполне подходят под её тезис.

Согласно другому методу объяснения, условно называемому «конфликтологическим», субкультуры обращаются к наркотикам как к средству ведения или разрешения конфликта с остальным обществом.

А. Е. Радеев характеризует третий тип наркотической вспышки, связанный с эпохой контркультур XX века через свободу, желание и бунт, то есть предельно выраженную открытую форму конфликта. Согласно мнению исследователя, именно в контркультурной среде «возникает представление, что наркотическое вещество является одним из способов достижения свободы и чистоты желания,.. позволяет встать в практическую дистанцию…»29. А. Е. Радеев пишет, что «в основе такой свободы-желания-бунта лежит, во-первых, представление о раздвоенности на этот мир - размеренный, поддающийся счету, существующий в пределах форм власти - и тот, ориентированный-де на свободу и чистоту поступка, и, во-вторых, представление о необходимости свершения действий, "чтоб сказку сделать былью"»30.

Рассматривая альтернативное неформальное движение молодёжи в СССР под названием «Система», А. Файн и Е. Шульгина пишут о том, что оно противопоставляло себя несвободному от догм советской идеологии обществу, а наркотики (по большей части производные конопли, содержащие псилоцибин грибы, а также некоторые медицинские препараты) были одним из возможных путей для обретения такой свободы для участников движения31. Однако по мере ужесточения репрессивного давления со стороны государства, «системный мир – наполненный любовью, светом, бродяжничеством, свободой, духовным самосовершенствованием и свободой принял навязанную ему идею смерти». Так появилась так называемая «теория Джанк» – «постепенное, сознательное самоубийство через достижения высшего «кайфа» и удовлетворения…»32. Неизбежным атрибутом жизни системщиков – последователей этой теории, было потребление немыслимых сочетаний наркотических средств и психотропных веществ, среди которых был героин и другие инъекционные наркотики; зависимость, передозировки, сопутствующие заболевания. Путём претворения в жизнь теории Джанк системщики разрешали конфликт с обществом, выбрав для этого крайнюю форму метода концепции стратегий поведения в конфликте Томаса-Киллмена33 «уход» - самоликвидацию.

Однако, в любом случае, рассматривая ли связь наркотиков и субкультур как преднамеренно спланированную, или же, как объективную сущность эпохи, создаётся представление, что все молодёжные субкультуры глубоко и прочно наркотизированы, то есть имеют в своём ядре или в наиболее значимых элементах наркотическую составляющую. На наш взгляд, это представление не совсем корректно.

Для того чтобы попытаться классифицировать современные молодёжные субкультуры по степени их наркотизированости, будем использовать шкалу наркобезопасности и наркопоражённости.

Рисунок 2. Распределение молодёжных субкультур по шкале «Наркопоражённость - наркобезопасность»

Рассмотрим наркотическую субкультуру. По мнению А. Алояна существует «субкультура наркомании – своеобразная культура потребителей наркотиков, трансформированная антисоциальным мышлением система ценностей, с установкой на получение эйфории от употребления наркотиков и обладающая специфической мировоззренческой окраской, что вступает в противоречие с социальными и правовыми нормами, установленными обществом»34. На наш взгляд, для того, чтобы это определение закрепилось в понятийном аппарате, его необходимо соотнести с уже существующими терминами, в том числе, законодательно закреплёнными. Так, исходя из официального определения понятия наркомании как «заболевания, обусловленного зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества»35, можно сделать вывод о том, что термин «субкультура наркомании» относится именно к людям, уже имеющим зависимость от наркотических средств и психотропных веществ (а если быть юридически точным, то к людям, больным наркоманией – т.е. согласно ФЗ N 3 от 08.01.98 «лицам, которым по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания"»). Однако, даже и из самого определения А. Алояна очевидно, что такая субкультура охватывает гораздо более широкий круг – потребителей наркотиков. В изложении своего материала А. Алоян указывает и на тот факт, что наркотическая субкультура распространяется и раньше первой пробы, то есть, по сути, она является неким механизмом пропаганды пробы наркотиков.

Спорным в определении является и тезис о том, что данная субкультура вступает в противоречие с правовыми нормами, установленными обществом. Этот тезис, к сожалению, требует коррекции, в виду несоблюдения некоторыми странами норм Конвенций ООН. Так, субкультура, в ядре которой лежит потребление марихуаны, вовсе не противоречит существующему законодательству Голландии, Бельгии и ряда других стран, более того, в этих государствах для повышения легального спроса на этот наркотик, такая субкультура пропагандируется и распространяется. На основе определения А. Алояна и в связи с вышеизложенными замечаниями к нему, мы предлагаем следующее определение: наркотическая субкультура – это своеобразная культура потребителей наркотиков, трансформированная антисоциальным мышлением система ценностей, с установкой на получение эйфории от потребления наркотиков и обладающая специфической мировоззренческой окраской, что вступает в противоречие с социальными нормами, установленными обществом, и правовыми нормами, зафиксированными в антинаркотических Конвенциях ООН (1961г, 1971г, 1998г) (и в т.ч. в действующем законодательстве РФ).

Попытка структурирования наркотической субкультуры представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Пример структуры наркотической субкультуры.

Обратим внимание на растаманскую субкультуру. Она содержит в своём ядре мировоззренческо-религиозную концепцию «растафарианство», в которой закреплено потребление наркотиков (марихуаны) в качестве одной из практик, имеющих важнейшее значение (подробнее это будет рассмотрено в следующем параграфе).

К субкультурам «группы риска» мы отнесём те субкультуры, которые имеют в структуре своих элементов элементы или даже ядро наркотической субкультуры. К ним относятся, например: хиппи, субкультура рок-музыки, панк-субкультура (панки), субкультура рейв-музыки (рейверы), субкультура музыки реп (реперы), субкультура отсидевших в МЛС (криминальная субкультура), эмо и др.

Субкультуры, в структуре которых отношение к наркотикам не выражено, и принадлежность у которых по шкале наркопоражённость - наркобезопасность не фиксируется, назовем нейтральными. К этой категории относится достаточно большое количество субкультур, среди которых, например, натуристы и нудисты, ролевики, любители аниме и т.д. и т.п.

Далее по шкале расположены субкультуры с наркобезопасными элементами. К этой категории относятся такие субкультуры, в структуре которых есть элементы, содержащие запрет потребления наркотиков и участия в НОН. Как правило, в ядре у таких субкультур находится религиозно - или политико-мировоззренческая концепция. Также к этой категории могут относиться субкультуры, связанные со спортом.

Самой наркобезопасносной субкультурой, согласно приведённой выше шкале, является Стрейтэдж - субкультура, в ядре которой находится идеологически обусловленный отказ от потребления наркотиков. Подробнее об этой субкультуре речь пойдёт в следующем параграфе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]