Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Russko-kitayskie_otnoshenia_v_XVII_v_Materialy_i_dokumenty_T_2_1686-1691_M_Nauka_1972.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.87 Mб
Скачать

60. Путь от реки Умду до охотничьего домика императора в горах Печа

11 сентября (1 сентября.) мы переправились через реку Умду. Здесь трем нашим людям была предназначена несчастная судьба — они утонули. Утонуло еще 14 человек во время переправы через реку Порчи. Среди последних был один, гибель которого осталась незамеченной, пока не появился его конь без всадника. Грустно было видеть, сколько лошадей падало мертвыми по обочинам дороги из-за того, что в этом в общем плодородном районе не было соли. Без нее при самой лучшей траве, от которой лошади должны бы жиреть, наши кони все худели и худели, пока мы не прибыли в бесплодную местность, богатую солью, где, несмотря на бедный корм, состояние уцелевших лошадей улучшилось.

25 сентября (15 сентября.), когда мы разбили лагерь в этой пустыне, к лагерю приблизился татарин, которого они называли императором и имя которого гремело среди этих азиатов, хотя нищета его превосходила нищету Иова, оставленного всеми его друзьями 26.

Леность этих людей невероятна. Они ленятся даже добывать пищу для себя. Активны они только в еде, но едят лишь то, что им подают, или то, что они случайно находят. Наши послы дали ему 300 повозок зерна как милостыню от имени императора, и он с поспешностью и радостью принял их, стоя на коленях. В этой пустыне мы дважды или трижды повстречали таких пастухов, которые могли разговаривать лишь с лошадьми, верблюдами и овцами. Но все это не так интересно.

6 октября (26 сентября.) мы прибыли на озеро Дал, а оттуда повернули на восток, и по тропинкам, проложенным в горах Печа, направились в пункт, отстоящий в восьми днях пути от Пекина, где мы должны были встретить охотившегося в этих местах императора. 12 октября (2 октября.) мы достигли этого пункта, и хотя была поздняя ночь, мы осведомились о его здоровье, и он любезно ответил нам и спросил нас о нашем. Он был настолько доволен нашим успехом, что велел двору привезти вино и еду и раздать все это солдатам по случаю встречи. Он был полон радости и удовлетворения, и еще более рады были солдаты, так как это было необычное угощение, а вино преподносят только в знак дружбы.

61. Иезуиты посещают императора и наносят ему еще один визит по возвращении в Пекин

Позже он принял меня и моего сотоварища в своих жилых покоях, где я решил приветствовать его и спросить, что мне делать дальше — сопровождать его или ехать в Пекин. Он принял нас с невероятным радушием и велел громко зачитать следующее заявление, чтобы все слышали:

«Я здоров, и я хочу знать, как вы себя чувствуете. Я знаю, сколько вы сделали для меня, чтобы угодить мне; я знаю, что благодаря вашим способностям и усилиям был заключен мир и что вы потратили немало сил для этого. Завтра в обществе моего дяди вы можете вернуться домой».

Мы прибыли домой 18 октября (8 октября.) и ждали возвращения императора с охоты. Когда он приехал, мы отправились приветствовать его. Нас встретил евнух и обратился к нам со следующими словами: «Император сказал мне, что вы обязательно приедете сегодня, но не найдете никого, кто мог бы передать ему ваши намерения (наш верный друг и посредник Чжао был в то время болен). Он послал меня просить вас передать мне все, что вы хотите, так как он считает вас не сторонними людьми, а своими при дворе. Поэтому говорите как свои и расскажите все подробно, что вы делали для заключения мира с русскими, даже если придется говорить о собственных заслугах и о себе и даже о том, что он уже знает, ибо ему будет приятно узнать обо всем из ваших собственных уст». Все другие монахи-иезуиты были при этом, и мы все по обычаю страны опустились на колени, и я сказал. [731]