Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

737

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
09.01.2024
Размер:
3.4 Mб
Скачать

главенствующей части производственных отношений, оправданно продемонстрировать такие связи. Несомненно то, что их динамика обусловлена изменением социального - экономического устройства общества. Определение состава и структуры аграрных отношений составляют теоретикометодологический базис эмпирического исследования процесса сочетания позитивных и негативных перемен в пределах конкретных территорий (в нашем исследовании - Пермского края) на основе изучения определяющих и формирующих факторов, составляющих логическую цепь динамики новых аграрных отношений.

Философское осмысление этой динамики состояло в определении современного состояния этих отношений и элементов их логической цепи, сложившейся в Пермском крае в период 1990-2012 гг.

Теоретическая изученность аграрных отношений, как некой единой системы пока недостаточна. Имеются исследования отдельных их элементов или аспектов (например, правового). Данная проблематика рассматривалась в трудах известных российских ученых, однако к настоящему времени ещѐ не сформирован достаточный теоретический базис для эмпирического изучения динамики аграрных отношений в системном видении этого процесса.

Ряд авторов трактует аграрные отношения либо как: «совокупность производственных, социальных, культурнонравственных отношений между людьми, которые базируются на системе их естественных интересов и устремлений, на общечеловеческих ценностях и правах труженика-земле- дельца» [134, с. 251], либо как «составную часть всей системы экономических и социальных отношений» [20, с. 11], либо как «сложную многофункциональную систему экономиче-

91

ских отношений, складывающихся в АПК в связи с процессом сельскохозяйственного производства, сопряженного с землевладением и землепользованием, использованием средств и предметов труда» [69, с.174].

Для целей анализа аграрных отношений вполне применимо, на наш взгляд, понимание системы аграрных отношений, представленное в статье В. Дикарева, А. Курносова [52,с.26]. На основе философской рефлексии это представление мы упорядочиваем и обогащаем, выделяя в составе производственных отношений общества факторы как определяющие, так и формирующие. Их состав представлен в виде схемы (рис. 6).

Схема весьма полезна в том отношении, что показывает не только состав, но и логические связи между этими факторами. Используя данную схему, применительно к системе аграрных отношений исследуемого региона, можно выявить следующие тенденции ее развития за последние два десятилетия в отношении одного из важнейших определяющих факторов – собственности.

о

Отношения социально-экономической системы общества

 

п

Формы собственности

ф

 

Логическая цепь аграр-

р

 

о

 

ных отношений

 

е

 

р

Формы хозяйствования

 

 

д

м

Отношения производства

 

 

е

Социально-экономические

и

 

 

л

и государственные

р

Отношения распределения

я

институты с аграрно-

 

 

у

 

Отношения обмена

ю

направленной

ю

 

 

т

деятельностью

 

 

т

Отношения потребления

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношения непрерывного

 

 

 

возобновления

порождают

 

 

производства

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Система аграрных отношений

92

Оперируя расчѐтами, сделанными на основе материалов Пермского управления статистики, прослеживаем тенденцию изменения соотношения государственной и частной собственности в аграрном секторе экономики характеризуемой территории.

На начало исследуемого периода из числа 477 хозяйств края 49,4% имели колхозно-кооперативную форму собственности (колхозов, при государственной собственности на землю насчитывалось 235), 43,8% - государственную (совхозы, их было 208), 0,4% - имущество принадлежало на праве общей совместной собственности, входящих в состав организаций (межхозы – 2), 6,4% – имущество принадлежало на праве общей долевой собственности хозяйств-участников (межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия – 32) [136]. В 1993-1994 гг. ситуация кардинально изменилось. На государственную форму собственности уже приходилось соответственно 18 и 10%, на частную – соответственно 71 и 87% (из которых товарищества, акционерные общества закрытого типа составляли 42%, колхозы – 41%), на смешанную – соответственно 11 и 3% [165]. С 1993 года совхозы (при сохранении прежней формы хозяйствования) стали обладать коллективной собственностью на принадлежащее имущество и государственной собственностью – на землю (до 1990 года – находились в собственности государства). В этот период законодательно было закреплено, что собственностью совхозов, колхозов, крестьянских хозяйств становится произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество.

Созданным с 1990 года крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ) частной формы собственности как юридическим лицам, принадлежало имущество хозяйства на правах

93

общей долевой собственности, либо в установленном законом случае – в общей совместной собственности, а земля – на праве пожизненного владения, либо в собственности. С 1994 года КФХ создавались в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющих частную форму собственности. Так, в Пермском регионе в 1994 и 1995 гг. функционировало соответственно 4803 и 4462 КФХ, которым было передано земельных участков соответственно 126,91 и 113,402 тыс. га. Из них число прекративших свою деятельность в этот период составило 516 и 1409 соответственно [167].

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, в 2003 году из общего количества сельхозпредприятий 47% составляли на сельскохозяйственные кооперативы, 13% – колхозы, 6% – акционерные общества, 20,5% – общества и товарищества с ограниченной ответственностью, 4,4% – государственные и муниципальные сельхозпредприятия, 1,5% – совхозы. В 2007 году из 38 зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов фактически работало – 23, в том числе 15 кредитных, 4 снабженческих и сбытовых, 4 перерабатывающих. К началу 2012 года общее число сельхозпредприятий в крае составляла 335 ед.

Динамика числа товаропроизводителей среди малых форм хозяйствования в пределах сельских территорий Пермского края следующая: в 2003 году зарегистрированных КФХ было 2518 ед., в 2008 году их осталось 2 тыс. ед., из которых лишь 560 реально работающие. В 2009 году таковых осталось 555. Личных подсобных хозяйств становится больше: 240,7 ед. в 2008 году и 314 тыс. ед. в 2009 году.

Таким образом, за два десятилетия в Пермском крае изменился количественный состав и структура субъектов сель-

94

ского хозяйства, преобладающей формой собственности которых выступает - частная. Это можно считать наиболее яркой чертой новых аграрных отношений из числа определяющих (рис. 7) факторов.

Влогической цепи аграрных отношений, отношения производства в целом по сельскому хозяйству края тоже претерпели значительные и, можно сказать, критические изменения. Это связано с множеством влияющих факторов, наиболее сильно действующими из которых являются количественная трансформация таких средств производства, как земля и сельскохозяйственные животные. Качественная составляющая этих факторов также претерпела изменения. Так, за исследуемый период в регионе из года в год выводились из оборота сельхозугодья, и к 2012 году их площадь составила лишь 40,1% от уровня базисного года.

Вэтот период посевные площади под картофелем и овощами, напротив, увеличивались вплоть до 2004 года за счет хозяйств населения. В сельхозпредприятиях использование посевных площадей сократилось на 64,3% к уровню 1990 года, а в хозяйствах населения и КФХ, наоборот, увеличилась соответственно на 19,2% и в 217,5 раз. При этом доля двух последних категорий хозяйств в общей посевной площади края выросла с 2,15% в 1990 году до 14,5% в 2012 году. Учитывая, что выращиваемые в хозяйствах населения картофель и овощи имеют цену реализации выше, чем сельхозкультуры, выращиваемые в сельхозпредприятиях, становится понятной причинная обусловленность различий в стоимости продукции растениеводства в целом по данной группе хозяйств: она выше, чем в других категориях хозяйств (рис. 7). Наряду с этим, наибольший уровень урожайности по зерновым культурам приходился на 1990, 1997, 2009, 2011

95

годы и составлял более 15 ц с 1 га в первоначальном весе, по картофелю – 1992, 1995, 2008, 2009, 2012 годы и составлял более 160 ц с 1 га.

В отрасли животноводства края произошло очень масштабное сокращение поголовья скота. Так, поголовье крупного рогатого скота в 2012 году составило 29,7% от уровня 1990 года, в том числе коров – 33,2%, свиней – 40,3%, овец и коз – 36,4%. Основное поголовье крупного рогатого скота и свиней сосредоточено в сельскохозяйственных предприятиях, поэтому они остаются основными производителями продукции животноводства. При этом, в качестве положительного факта в функционировании данной категории хозяйств выступает рост в исследуемом периоде продуктивности коров: в 2009 году надои на 1 корову в год выросли до 4159 кг, а в 2012 году – до 4840 кг в год в сравнении с 2570 кг в 1990 году.

Рисунок 7. Структура продукции по категориям хозяйств Пермского края за 1990-2012 гг. (в фактически действующих ценах, в % к итогу) отрасли растениеводства (верхний график), отрасли животноводства (нижний график). Составлено на основе данных Пермьстата.

Сокращение поголовья скота негативно отразилось на валовом производстве мяса и молока, что сказалось на отношениях распределения, обмена и потребления этой продукции населением.

96

В целом за 1995-2012 гг. потребление на душу населения края основных продуктов питания не соответствовало рациональным нормам потребления пищевых продуктов, рекомендованных Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Особенно это относится к потреблению мяса и молока. Другие основные продукты питания потреблялись недостаточно только в определенные годы. В частности потребление не достигало рациональной нормы по картофелю в 2005 году, по овощам в 1995-1999 гг., по яйцу в

1995-2001, 2003-2005 гг.

Личное потребление основных продуктов питания (без учета производственного потребления) покрывалось их валовым производством сельхозтоваропроизводителями края в следующие периоды: по картофелю (1995-2011 гг.), овощам (1995-2004 гг.), молоку и молокопродуктам (1998-2000 гг.).

Состояние сельского хозяйство Пермского края привело к тому, что в отношениях межрегионального обмена (включая импорт) основных продуктов питания произошли коренные и несомненно негативные изменения: в личном потреблении значительно выросла доля импортной и ввезенной из других регионов продукции. Особенно это заметно в отношении овощей с 2005 года. В конце прошлого десятилетия происходило закрытие основных производителей овощей закрытого грунта края, таких как ОАО «Тепличный комбинат «Муллинский», ОАО «Тепличный комбинат «Пермский», ОАО «Верхние Муллы». Кроме того, произошло сокращение объемов производства овощной продукции в хозяйствах всех категорий. В течение всего исследуемого периода такая же ситуация сложилась в отношении мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов вследствие сокращения поголовья скота, коров, замены предприятиями переработки местного

97

сырья на более дешевое импортное или завезенное из других регионов. Даже в отношения яиц сложилась неблагоприятная ситуация: увеличилось потребление привозного продукта, что связанно с закрытием нескольких птицефабрик, таких как Сылвенская и Платошинская.

На основе статистических сведений о динамике потребления основных продуктов питания населением региона местного производства и привезѐнного извне, а также следуя принятой нами логике рассмотрения изменений в цепи аграрных отношений, надлежит отметить наличие критической ситуации с воспроизводством ресурсов: они не достаточно возобновляются. При этом, увеличивается средний возраст трудовых ресурсов, занятых в этой сфере экономики, значительная часть основных фондов физически и морально изношена, сокращается поголовье скота, выводятся из оборота сельхозугодия, а имеющиеся качественно не улучшаются в виду того, что почти не вносятся минеральные и органические удобрения, зачастую нарушаются элементарные приемы агротехники.

Эмпирический анализ в ключе оценки изменений аграрных отношений позволяет сделать вывод, что отдельные элементы отношений, состав которых показан на рис. 6, позволяет сделать обоснованный вывод о их взаимосвязи и взаимообусловленности. Даже незначительные негативные сдвиги, небольшие изменения отдельного элемента цепи аграрных отношений приводит к очень заметным и нередко разрушительным последствиям для других элементов и для всей системы аграрных отношений. Это подтверждается в цифрах и фактах на примере изучения динамики аграрных отношений в Пермском крае. Необходимы новые подходы к выстраиванию системы современных аграрных отношений, в

98

том числе за счет изменения существующей системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Обобщая представленные в разделе примеры использования моделей логических связей в ходе эмпирического исследования, считаем данные примеры достаточно ярким свидетельством философского осмысления поставленных проблем в выборе адекватного методологического подхода, включающего философскую рефлексию о наличии существующих связей и отношений между элементами изучаемых систем.

На примере философского осмысления логических связей в модели механизма совершенствования сельского хозяйства и в модели системы агарных отношений продемонстрирована целесообразность такого методологического подхода.

2.4.Экстраполяционный прогноз на основе теории длинных волн

Философские подходы в экономических исследованиях реализуются посредством использования теорий, подтверждѐнных эмпирически. В частности, наличие статистических данных за значительной промежуток времени дает возможность применения теории длинных волн Н.Д Кондратьева для прогнозирования научного явления на основе определения фазы цикла того процесса, который изучается. Это определяет выбор методологического подхода прогнозирования возможности решения поставленной проблемы.

В настоящее время стала весьма актуальной проблема импортозамещения. Увеличить объемы производства своей продукции – достойная цель развития отраслей пищевой промышленности. За длительный период во многих регионах страны наблюдается снижение объемов производства основ-

99

ных видов сельхозпродукции. Используя теорию длинных волн Н.Д. Кондратьева и статистические данные за 1935 – 2014гг. г об объеме валового производства основных видов сельхозпродукции (молока, мяса, зерна) и продуктов питания

вПермском крае (мясных и колбасных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, молочных продуктов), построены модели реальной динамики их производства до 2020 года. Сделаны выводы о цикличности построенных моделей. Прогнозируется рост производства основных продуктов питания, при этом результаты исследования дают основание утверждать, что пищевая промышленность края в среднесрочной перспективе будет наращивать производство продукции, используя также сырье, завезенное из других регионов. Результаты исследования могут быть использованы в качестве обоснования аграрной политики, проводимой в регионе, или

вцелях еѐ корректировки.

Более пяти лет прошло с того момента, как наше государство ответило на санкции США, Канады, Швейцарии, Японии и Европейского союза в отношении России введением ответных мер – «антисанкциями» на импорт в страну продуктов питания. Это вызвало в российском обществе полемику. По мнению одних, это неплохой шанс для сельского хозяйства по импортозамещению своей продукцией. Другие считают, что для данной сферы экономики положительный эффект в виде перехода на полное импортозамещение отдельных видов сельхозпродукции может последовать лишь в среднесрочный и, что наиболее вероятно - в долгосрочной перспективе.

Обоснованная оценка этих различных мнений возможна на основе расчетов, выполненных по регионам, в том числе и по отдельным субъектам федерации. Этапность расчетов заключается в том, что, во-первых, целесообразно определить,

100

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]