Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Влияние территориальной дифференциации качества и защищенности заня

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.14 Mб
Скачать

сравнивая степень достижения целей по их фактическим значениям с нормативными или плановыми показателями;

посредством изучения оценок населением реализуемой местными властями политики занятости;

анализируя статистику рынка труда: показатели доли трудоустроенных при содействии службы занятости в общей численности зарегистрированных службой, доли нашедших работу после окончания профессионального обучения при участии службызанятостивобщейчисленностипрошедшихобучениеидр.

Общий экономический эффект от реализации мероприятий содействия занятости на региональном уровне Л.В. Родионова предлагает определять умножением региональной производительности труда на численность трудоустроенных посредством реализации мероприятий политики занятости. Эффективной политика занятости может считаться в том случае, если эффект от трудоустройства безработных превышает суммарные затраты на их вовлечение в сферу труда. Подобным образом можно оценивать и экономическую эффективность отдельных мероприятий.

Сточки зрения социальных критериев, по Л.В. Родионовой, эффективными являются все мероприятия содействия занятости. Социальная эффективность обусловлена повышением качества рабочей силы, вступлением или возвращением рабочей силы в сферу занятости, поддержанием необходимого для жизнедеятельности уровня доходов безработных, защитой социально уязвимых групп населения. Все это в совокупности приводит к повышению уровня жизни населения.

Социальная эффективность определяется показателями, характеризующими увеличение занятости и снижение уровня безработицы в регионе, повышение качества рабочей силы, рост заработной платы, ее дифференциацию и т.д. Социальная эффективность мероприятий содействия занятости определяется посредством сравнивания фактических значений перечисленных

201

elib.pstu.ru

показателей с нормативными и путем изучения тенденций их изменения154.

И.С. Парфенова на примере Свердловской области провела оценку и разработала направления повышения социальной эффективности профессиональной переподготовки безработных в контексте динамики рынка труда155.

Е.А. Ефимова сопоставила величину государственных расходов в расчете на одного безработного по всем субъектам РФ с уровнем безработицы в этих субъектах и пришла к выводу о «несоответствии бюджетных затрат на содействие занятости населения получаемому результату, выраженному в улучшении конкретных показателей функционирования рынков труда субъ-

ектов Российской Федерации, в частности снижении безработи-

цы»156.

С точки зрения И.В. Соболевой, государственная финансовая помощь субъектам Российской Федерации на защиту занятости населения, определяемая исходя из численности населения и утвержденной Правительством РФ методики расчета норматива затрат, не соответствует реальным потребностям конкретных регионов. Как пишет И.В. Соболева, повысить социальный эффект государственной финансовой помощи субъектам Российской Федерации на защиту занятости населения можно посредством дифференциации масштабов помощи с учетом специфики России. Специфика заключается в том, что в

154Родионова Л.В. Оценка эффективности мероприятий содействия занятости населения в регионе Электронный ресурс // Социология и общество: пути взаимодействия: III Всерос. социол. конгресс, 21–24 октября 2008. М., 2008. URL: http://www.isras.ru/index.php (дата обращения: 05.04.2013).

155Парфенова И.С. Социальная эффективность профессиональной переподготовки безработных: опыт социолого-управленческого анализа: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2005.

156Ефимова Е.А. Финансирование занятости населения в Российской Федерации: региональный аспект // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 9. С. 43.

202

elib.pstu.ru

России происходит неравномерное распределение безработицы по регионам и территориям. Поэтому меры поддержки рынка труда должны быть дифференцированы и в большей мере фокусироваться на регионах и входящих в их состав муниципальных образованиях с высоким уровнем безработицы, таких как моногорода и сельские поселения157.

Структурные изменения российского рынка труда привели к необходимости «формирования механизма социального приспособления к интенсивно меняющимся условиям бытия». При этом необходимость адаптации к меняющимся условиям могут испытывать все слои населения, охватывающие все возрастные и социально-профессиональные группы населения, проживающие в различных регионах158.

Следует отметить, что успешность сглаживания колебаний на рынке труда на региональном и муниципальном уровнях зависит от эффективности функционирования институциональной системы, регулирующей рынок труда, степени интенсивности и эффективности участия государства в регулировании трудовых отношений.

Институциональная система объединяет совокупность социальных институтов – функционирующих типических форм человеческой деятельности, основанной на определенных институциях. Как пишет Ю.А. Гундаренко, институции – это правила, ритуалы, нормы и ценности, а также система социального контроля за их исполнением159.

157Соболева И.В. Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал предприятий // Человек и труд. 2010. № 2. С. 12.

158Голенкова З.Т. Социальная дифференциация и социальное неравенство населения // Вестник Тюменского государственного универ-

ситета. 2011. № 8. С. 164.

159Гундаренко Ю.А. Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124.

С. 330–331.

203

elib.pstu.ru

Выделяется два аспекта государственного регулирования трудовых отношений, носящих социальный характер. Во-пер- вых, это деятельность, направленная на повышение доходов населения, во-вторых, усиление защищенности занятости населения и социальная поддержка безработных.

Что касается результатов регулирования доходов населения, то можно констатировать постоянно углубляющуюся пропасть между богатым и бедным населением.

Например, одним из критериев, характеризующих степень неравенства по доходам, является показатель соотношения минимальной и средней заработной платы (индекс Кейтца). Согласно рекомендациям Международной организации труда он должен быть равен 50 %. В отдельных странах Западной Европы (Италия и Норвегия) этот индекс превышают 60 % от средней заработной платы. Минимальное значение индекса Кейтса – около 30 % (Испания). В Венесуэле, проводящей политику, декларирующую социальное равенство, отношение минимальной оплаты труда к средней ее величине составляет 87 %. В России

индекс Кейтца в 2000 году равнялся 4,8 %, а к 2008 году достиг

13 %160.

Следует отметить, что в 2009 году дважды повышался минимальный размер оплаты труда (в 2 и в 1,9 раза). В результате индекс Кейтца поднялся до отметки 23 %. Поскольку в 2010 году минимальный размер оплаты труда не увеличивался, а с июня 2011 года вырос всего на 6,5 %, в условиях роста средней заработной платы индекс Кейтца снизился до 19 %161.

160Литвинцева Г.П., Стукаленко Е.А. Результативность социальных институтов в сфере государственной политики доходов населения России с учетом регионального фактора // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). 2010. № 2. С. 40–42.

161Калугина Н.М. Функционирование института минимальной заработной платы в России и за рубежом // Труд и социальные отно-

шения. 2012. № 12. С. 3–18.

204

elib.pstu.ru

Анализ динамики индекса Кейтса в Российской Федерации говорит о том, что в стране, несмотря на определенные государственные усилия в регулировании МРОТ, низкооплачиваемая занятость остается распространенной.

Интенсивность функционирования институциональной системы регулирования рынка труда обеспечивается количеством мероприятий, реализуемых посредством выполнения активных программ занятости, а эффективность – качеством и оптимизацией структуры этих мероприятий.

Автор монографии согласен с мнением А.Ф. Татарченко и Е.В. Михайловой о том, что в Российской Федерации сформирован институт социальной защиты от безработицы. Этот институт выполняет ряд общих и специальных для социальных институтов функций. К общим функциям российского института социальной защиты от безработицы, с точки зрения А.Ф. Татарченко и Е.В. Михайловой, относятся:

1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – законодательно установленные нормы и правила, закрепляющие за безработными и Государственной службой занятости определенный порядок устойчивого взаимодействия.

2.Регулятивная функция направлена на управление масштабами и структурой занятости и безработицы на макросоциальном уровне и регулирование социального поведения безработного на микросоциальном уровне.

3.Интегративная функция обеспечивает безработному восстановление занятости, таким образом, его выход на рынок труда, что означает интеграцию безработного в более широкое, чем институт социальной защиты от безработицы, социальное пространство. Для этого применяются активные программы содействия занятости населения.

4.Транслирующая функция заключается в распространении правил и норм института социальной защиты от безработицы в его внутреннем и внешнем пространстве.

205

elib.pstu.ru

5.Коммуникативная функция связывает информационным обменом институт социальной защиты от безработицы с внутренними участниками его деятельности и с другими социальными институтами: социальной практики трудоустройства, институтом образования, институтом семьи и т.д.

Кспецифическим функциям института социальной защиты от безработицы относятся:

1.Функция оказания помощи безработным – охватывает граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, а также предусматривает материальную поддержку содействия их занятости.

2.Функция ресоциализации и реадаптации безработных

направлена на возвращение безработного в среду занятых и адаптацию в этой среде.

3.Реализация функции структурирования общественных отношений с учетом существования проблемы безработицы позволяет решать задачу придания безработному социального статуса. В соответствии со своим статусом безработный наделяется определенными правами и обязанностями, действует по определенным схемам взаимодействия с обществом.

4.Функция учета масштабов безработицы предусматри-

вает определение реальных масштабов безработицы с целью противодействия ее росту162.

Вусловиях кризисных явлений в экономике страны государством разрабатывается и реализуется антикризисная политика на рынке труда. Совокупность мероприятий, используемых для регулирования занятости населения в период долгосрочного

ипостоянного роста безработицы, Е.Б. Бедрина и О.Б. Франц рассматривают в качестве инструментария антикризисной политики. Применение этого инструментария основывается на фи-

162Татарченко А.Ф., Михайлова Е.В. Отечественная система социальной защиты от безработицы как формирующийся социальный институт // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2007. № 2. С. 97–98.

206

elib.pstu.ru

нансировании конкретных мероприятий, реализуемых на региональном уровне163.

А.В. Савцова и С.В. Алмазов также рассматривают проблему финансирования мероприятий, направленных на снижение безработицы, как исключительно важную, одну из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества, как проблему, «которая нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по финансированию мероприятий, направленных на предупреж-

дение безработицы, снижение напряженности на рынке тру-

да»164.

Мероприятия, составляющие политику занятости, в том числе активные программы содействия занятости населения, упорядочены на основе комплекса законодательно закрепленных норм. Этот, по выражению А.Ф. Татарченко и Е.В. Михайловой, «сложившийся комплекс формализованных элементов позволяет рассмотреть систему социальной защиты от безработицы как формирующийся социальный институт». Причем система социальной защиты от безработицы представляет собой комбинацию экономического регулирования и социальной защиты, поэтому защита населения от безработицы осуществляется «пограничным» по своему содержанию социально-эконо- мическим институтом165.

163Бедрина Е.Б., Франц О.Б. Оценка эффективности инструментария антикризисной политики государства на региональном рынке труда // Экономика региона. 2011. № 1. С. 79–85.

164Савцова А.В., Алмазов С.В. Актуальные вопросы бюджетного финансирования мероприятий по содействию занятости населения // Вестник СевКавГТИ. 2011. № 11. С. 6–9.

165Татарченко А.Ф., Михайлова Е.В. Отечественная система социальной защиты от безработицы как формирующийся социальный институт // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2007. № 2. С. 98.

207

elib.pstu.ru

Следует отметить, что различные аспекты социальной и экономической эффективности функционирования института социальной защиты от безработицы исследованы в трудах ряда авторов.

Например, Л.И. Ниворожкина и А.М. Ниворожкин пишут о том, что затраты на проведение программ занятости приводят к высокой нагрузке на бюджеты всех уровней. Под эффективностью этих программ авторы понимают соотношение затрат на реализацию программ и результатов от их осуществления. Эффективность может оцениваться как с позиции государства в лице службы занятости, осуществляющей эти программы, так и с позиции граждан, участвующих в них. С точки зрения Л.И. Ниворожкиной и А.М. Ниворожкина, одними из наиболее важных мероприятий, составляющих активные программы занятости населения, являются программы обучения и переподготовки безработных. Выявленный ими, рассчитанный и статистически подтвержденный существенный эффект от реализации этих программ заключается в том, что уровень среднемесячной заработной платы тех, кто прошел переподготовку, по сравнению с теми, кто ее не проходил, на момент первого трудоуст-

ройства после выхода из службы занятости у мужчин был выше на 20–24 %, а у женщин – на 9 % 166.

А.Ф. Татарченко и В.Я. Солоничева посвятили свои исследования региональным аспектам дифференциации защищенности занятости населения как социального явления по гендерным признакам. Они проанализировали проблемы женской безработицы и конкурентоспособности женской рабочей силы и предложили направления работы государственных институтов по ее

166 Ниворожкина Л.И., Ниворожкин А.М. Оценка эффекта активных программ в государственной службе занятости // Социальная политика: реалии XXI века / Независ. ин-т соц. политики. М.: Поматур, 2004. Вып. 2: GP2/2004/05. С. 103–133.

208

elib.pstu.ru

снижению и предупреждению с учетом специфики Нижегородской области167.

Реализация активных программ содействия занятости населения включает три задачи, решение которых дает возможность снизить уровень безработицы, уменьшить время поиска работы безработными:

1.Обеспечениеконкурентоспособностилиц, ищущихработу.

1.1.Профессиональная ориентация.

1.2.Профессиональное обучение.

1.3.Оказание консалтинговых услуг высвобождаемым работникам.

1.4.Содействие в переезде граждан в целях их трудоустройства в другой местности.

2.Выполнение посреднических функций в процессе содействия занятости.

2.1.Информационные услуги для работодателей и лиц, ищущих работу.

2.2.Организация ярмарок вакансий.

3.Создание рабочих мест

3.1.Организация общественных работ.

3.2.Субсидирование занятости безработных граждан.

3.3.Содействие самозанятости

3.4.Квотирование рабочих мест.

3.5.Временное трудоустройство168.

Государственные услуги в сфере содействия занятости населения предоставляются в соответствии с регламентами, которые разработаны в целях повышения качества предоставления

167Татарченко А.Ф., Солоничева В.Я. Региональные аспекты занятости женщин: содержание и проблемы // Женщина в российском обществе. 2005. № 1–2. С. 83–86.

168Санкова Л.В., Косарева А.В. Оценка эффективности программ активной политики занятости: теория и методология // Вестник СГТУ. 2011. № 3. С. 360.

209

elib.pstu.ru

и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для их получателей.

Рассмотрим особенности, содержание и порядок предоставления некоторых государственных услуг, предусматриваемых политикой занятости населения.

Наиболее распространенной государственной услугой по

обеспечению конкурентоспособности лиц, ищущих работу, яв-

ляется профессиональное обучение. Профессиональное обучение применяется в качестве ускоренной формы приобретения учащимися профессиональных навыков. Профессиональное обучение является краткосрочным (длится до 6 месяцев) и носит интенсивный характер. Курс профессионального обучения состоит из теоретических занятий и производственной практики, занимающей не менее 50 % в структуре учебного плана.

Согласно Закону «О занятости населения в РФ» (статья 7.1-1, вступившая в силу с 1 января 2012 года)169 граждане, официально зарегистрированные в качестве безработных, могут быть направлены на профессиональное обучение.

Целями профессионального обучения являются дальнейшее трудоустройство, повышение конкурентоспособности на рыке труда; самозанятость; открытие собственного дела.

К видам профессионального обучения относятся:

Профессиональная подготовка – ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Профессиональная переподготовка – получение дополни-

тельных знаний, умений и навыков для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки.

169 Закон Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изменениями и дополне-

ниями) Электронный ресурс . URL: http://base.garant.ru (дата обраще-

ния: 05.03.2013). 210

elib.pstu.ru