Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4723.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
720.41 Кб
Скачать

74

информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение, ибо людям надо ориентироваться в обстановке, прогнозировать будущее.

Однако, если система социальной коммуникации (газеты, радио, телевидение) не дает объяснений, снижающих эмоциональную напряженность, связанную с неопределенностью в конкретной ситуации, то люди сами ("коллективно" и стихийно) пытаются объяснить эту ситуацию и делают это в рамках привычных им представлений.

Простота и доступность удовлетворения возникающей потребности служит основной причиной быстроты, с которой слухи распространяются. Слух воспроизводится, и ему верят не потому, что это кажущаяся правда, а потому, что он удовлетворяет психологическую нужду (потребностное состояние) рассказчика и слушателя, не удовлетворенную иными способами.

Характерные признаки слухов

Слух - это информация, удовлетворяющая какую-то потребность людей, неудовлетворенную иными способами... Неудовлетворенность и желание (ожидание) получить удовлетворение выступают в качестве мотива для восприятия и воспроизведения услышанного.

Передаваемый изустно слух является продуктом коллективного творчества, коллективной попыткой объяснить проблематичную и эмоционально насыщенную ситуацию.

Слух - это информация, достоверность которой может быть весьма различной и колебаться в очень широком диапазоне: от совершенно достоверной до абсолютно ложной с деталями, которые искажают достоверную информацию или придают черты правдоподобия информации, полностью недостоверной. Эти колебания являются следствием того, что в процессе циркуляции сюжет слуха подвергается изменениям в сторону его приспособления к психическим нуждам аудитории!

Важным стимулом для распространения и восприятия слуха является стремление людей получить сведения по волнующему их вопросу; по этой причине тема и содержание слуха всегда актуальны - неактуальный слух быстро исчезает!

За основу типологии слухов берут две характеристики: информационную и

экспрессивную.

Первая характеристика определяет собой объективную степень достоверности, то есть отношение суждения, лежащего в основе слуха, к истине; а вторая определяет общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии аудиторией, - желание, страх или враждебность.

В соответствии с информационной характеристикой слухи условно можно разделить на 4 типа:

• абсолютно недостоверные слухи;

75

недостоверные слухи с элементами правдоподобия;

правдоподобные слухи;

достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Абсолютно достоверных слухов нет, так как в процессе циркуляции информации она искажается (принцип "испорченного телефона"). Разумеется, границы между этими четырьмя типами достаточно условны, и практика может предоставить трудно различимые пограничные слухи.

А в соответствии с экспрессивной характеристикой и общим типом вызываемой эмоциональной реакции слухи можно подразделить на следующие:

слух-желание;

слух-пугало;

агрессивный слух.

По этой схеме на основе синтеза двух видов признаков может быть классифицирован любой слух, а его характеристики могут дать нити к выявлению психического состояния аудитории, в которой слух циркулирует, к определению мер для прекращения циркуляции слуха через восполнение имеющегося дефицита информации и через изменение психического состояния аудитории какими-либо иными способами.

Иллюстрации

Слухи-желания: "Японцам не хватает бензина даже на 6 месяцев". (США,

зима 1942 г.);

Слухи-пугала: "Немцы отравляют источники водоснабжения". (Дания, Голландия, Югославия, 1940 – 1941 гг.);

"Повсюду орудуют переодетые немецкие парашютисты". (Европейские страны, 1939-1941 гг.).

Такие слухи циркулируют в обществе или группах, где господствуют тревога и страхи, порожденные неуверенностью.

Распространение таких слухов - пугал обычно серьезно деморализует аудиторию, мешая эффективному выполнению людьми своих социальных функций, приводит к дезорганизации целесообразной деятельности.

Агрессивные слухи зарождаются в случае господства или искусственной культивации в обществе или в социальной группе настроений ненависти или враждебности по отношению к "внешнему" или "внутреннему" противнику (который, кстати, может быть воображаемым) - возникает обстановка, благоприятная для распространения таких слухов...

-"В Леопольдвилле конголезцы вырезают белое население". (Конго, июль

1960 г.);

-"Беспорядки в Панаме спровоцированы кубинскими агентами". (США, январь 1964 г.).

Нетрудно заметить по сюжетам агрессивных слухов, что в большинстве случаев они бывают направлены против воображаемого "внутреннего врага".

76

Особенно опасны разобщающие агрессивные слухи, поскольку их действие нарушает нормальную деятельность общества. Возникающее чувство подозрительности серьезно ослабляет взаимодействие. Закономерность распространения изустно передаваемых сообщений внутри социальных групп в пределах некоторого пространства позволяет классифицировать слухи по самому общему признаку - по уровню, на котором они циркулируют. Как следствие, можно выделить слухи "локальные", отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы, которой может быть население деревни или городка, коллектив предприятия или учебного заведения, зрители кинотеатра или стадиона, пассажиры поезда или теплохода.

В марте 1984 г. президент Пакистана Зия-уль-Хак, выступавший в Пешаваре перед громадной аудиторией, заполнившей городской стадион, вдруг увидел, что его слушатели быстро исчезают.

Вскоре выяснилось, что среди присутствующих возник и моментально распространился слух о том, что под трибуной президента заложена бомба большой мощности.

Этот "локальный" слух был весьма недолговечным - бомбы не было, что выяснилось тотчас же, но сам факт успел стать "новостью", немедленно распространенной мировыми информационными агентствами.

Следующий уровень можно назвать "региональным". Это ситуация, при которой слухи могут циркулировать в связи с ценностями и целями населения области или группы областей, республики, географического региона.

Наконец, следует выделить уровень "национальный" и "межнациональный". Придя в какую-то страну с "помощью" зарубежного радиоголоса, некоторый слух циркулирует в национальных рамках, утратив любые межнациональные черты (именно так происходило преднамеренное "подсаживание" провокационных слухов в событиях в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г., в Польше в начале 80-х годов).

Временные рамки, в пределах которых может циркулировать слух, обычно ограничиваются контрпропагандистскими мерами и их эффективностью. Однако могут быть ситуации, в которых "локальный" слух, прекращенный своевременным информационным противодействием, возрождается в другом месте или превращается в "региональный".

Возможны также ситуации, характеризуемые долговременным циркулированием одного и того же сюжета. Один из драматических примеров подобного рода был описан в газетной статье В. Щепоткина "Ходят слухи...".

Автор рассказал об информационном бездействии руководителей одного среднерусского города в условиях, когда в результате холодов был выведен из строя отопительный котел. Заурядная авария стала обрастать "подробностями", которые приводили к выводу о чуть ли не преднамеренной диверсии.

За суматохой работ по ликвидации аварии работники горисполкома не дали жителям города никакой информации о том, что действительно произошло. Развязка наступила через несколько месяцев на выборах в местные советы.

77

Слух может быть умышленно "подсажен" только там и тогда, где и когда для этого возникают необходимые условия - информационный вакуум, выражающийся в неудовлетворенном интересе. Данное методологическое положение следует считать главным для понимания природы слухов и для практической борьбы с ними.

Итак, первое условие, способствующее возникновению и распространению слухов - интерес аудитории к некоторой теме. Наивной кажется, попытка распространить среди жителей европейского города слух о повышении цен на верблюдов в Саудовской Аравии: каждый слушатель легко поверит сообщению, но не станет передавать его другим. Поэтому, кстати, нередко приходится наблюдать циркуляцию слуха в достаточно ограниченных аудиториях при практической непроницаемости данного сюжета для других аудиторий,

находящихся в контакте с первыми, но не заинтересованных в этой теме.

 

Напротив, самое нелепое

сообщение имеет шанс

быть переданным

дальше, если оно вызывает

интерес.

Множество смехотворных, а

иногда

трагикомических ситуаций

подобного

рода можно

обнаружить

как в

практических исследованиях, наблюдениях, так и в художественной литературе. Вспомним, какие невероятные гипотезы приобретали силу бесспорности среди обитателей города Н. после скандального разоблачения странных махинаций Чичикова с мертвыми душами - Чичиков оказывался похитителем 16-летней губернаторской дочки, фальшивомонетчиком, шпионом нового губернатора и даже Наполеоном, выпущенным англичанами с острова Святой Елены и засланным в Россию.

Однако никакой интерес сам по себе недостаточен для возникновения слухов, для этого, как мы уже отмечали, нужен интерес неудовлетворенный!

Так и здесь - при наличии исчерпывающей и не подлежащей сомнению информации о некоторой теме вероятность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю. Отсюда второе условие - дефицит надежной информации.

Подчеркнем: речь идет здесь не об объективной достоверности имеющихся сведений, а о субъективной оценке степени собственной осведомленности. Так, самые точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

Так как циркулирование слухов облегчает межличностные контакты, как бы дает им дополнительный импульс, то косвенным условием возникновения слухов становятся затруднения в реализации потребности в общении.

Невыносимой для людей может стать эмоционально обедненная, длительно лишенная значимых событий обстановка, при которой потребность во впечатлениях реализуется за счет циркулирования слухов! Еще Н.В. Гоголь, говоря о причинах столь интенсивного распространения слухов по поводу Чичикова, обращал внимание на то, что город Н. в течении трех

78

предшествовавших месяцев был лишен каких-либо вестей или хотя бы сплетен, которые, "как известно, для города то же, что и своевременный подвоз съестных припасов".

К числу важнейших факторов, влияющих на возникновение и распространение слухов, обычно относят объем информации, доставляемой группам через официальные каналы, а также психологические закономерности индивидуального порядка.

Первая такая закономерность - компенсация эмоциональной недостаточности, происходящая в процессе воспроизведения и восприятия сюжетов слухов. Дело в том, что рассказывающий получает удовлетворение от реакции слушателя, а слушатель получает удовлетворение от восприятия нового, ранее не известного, но, по его представлениям, важного и затрагивающего его интересы (то есть происходит взаимное поощрение).

Однако компенсация эмоциональной недостаточности происходит не только

впорядке индивидуальной или групповой самодеятельности. Гораздо больше и

вмассовых масштабах этой цели служат новости о важных событиях, которые могут глубоко и одновременно взволновать миллионы людей. Именно в этом звене лежит возможность более эффективной компенсации эмоциональной недостаточности - через эмоционализацию содержания продукции массовой коммуникации.

Вторая закономерность заключается в том, что сам процесс рассказывания служит утверждению личности индивида в группе! Дело в том, что, рассказывая сюжет слуха, такое лицо (иногда бессознательно!) стремится создать впечатление у слушателя, что ему доступны источники информации, недоступные для других. В своём собственном сознании такой индивид отождествляет себя с иерархическими ценностями и растет в собственных глазах... Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть в глазах слушателя, служат ему дополнительной наградой, и он обязательно рассказывает тот же сюжет нескольким лицам (то есть повторы).

Апри воспроизведении слуха в ходе групповых разговоров иногда возникает своеобразное соперничество, побуждающее каждого участника такой беседы стремиться к первенству, которое достигается преподнесением более захватывающего сюжета, чем рассказанный только что, или добавлением важных деталей, опущенных предыдущим рассказчиком.

Это стремление к временному руководству вниманием присутствующих объясняет тенденцию к украшению сюжета колоритными деталями и к пренебрежению фактической стороной дела.

Таким образом, целью того, кто воспроизводит слух, является здесь не столько распространение информации, сколько форсирование эмоциональной установки по отношению к тому, что является предметом информации, а также к самому себе!

Третьей, весьма любопытной психологической особенностью, способствовавшей распространению слухов, является вот что... Дело в том, что,

79

не зная, откуда исходит слух, люди чаще всего бывают склонны предполагать, что сообщение поступило из надежного источника. Это придает слуху видимость достоверности. Кроме того, у людей формируется представление о том, что суждение, заключенное в слухе, якобы разделяется большинством, и поэтому слуху часто верят как факту.

Четвертая особенность: нередко движущим мотивом к передаче слухов выступает искреннее желание людей предупредить других о грозящей опасности. Особенно это касается панических слухов, которые распространяются с невероятной быстротой! ("Немцы выбросили десант на переправе!!!"). В подобных случаях происходит явление эмоционального заражения, которое сужает поле сознания и уменьшает критическое отношение к сообщению.

Пятая особенность - также часто в качестве мотива к распространению панических слухов может выступить бессознательное стремление людей уменьшить собственное личностное напряжение. Дело в том, что нередко слух передается человеком, чтобы разделить своё волнение со слушателями: взаимность страха становится облегчением. Кроме того, индивид, передающий другому панический слух, неосознанно питает слабую надежду, что слушатель опровергнет его!

И еще... Нередко мотивами для распространения агрессивных слухов служат личное озлобление, враждебные чувства по отношению к кому-либо, а благоприятным условием для распространения таких слухов является повышенное и нарастающее эмоциональное напряжение, ничем не разряжаемое в течение какого-то отрезка времени.

После всего того, с чем мы познакомились, возникает естественный вопрос: можно ли покончить со слухами, если, фиксируя изменчивую картину массовых интересов, мы каждый раз будем плестись в хвосте событий, то есть начинать бороться со слухами уже после того, как они возникли? Да и как можно предвидеть, о чём люди заговорят завтра?

В том-то и дело, что чисто "информационным" путем справиться с этой проблемой до конца невозможно. Дефицит информации составляет хотя и самую широкую, но не единственную базу для образования молвы. Её другая предпосылка - наличие в обществе, в определенной социальной среде таких свойств жизни и сознания людей, при которых слухи становятся вполне

органическим элементом их бытия. Вспомним

знаменитую

странницу

Феклушу

из пьесы

"Гроза" A.Н. Островского, бродящую по городам и

весям, с её

совершенно

абсурдными, но леденящими душу

россказнями о

"салтане Махнуте персидском", царе "неправедном", или о "землях, где люди с песьими головами". Ведь тут очень важна не только сама рассказчица, но и ее "благодарная" аудитория. "Каких-то чудес на свете нет! - восклицает Глаша, одна из её слушательниц. - А мы тут сидим, ничего не знаем. Ещё хорошо, что добрые люди есть: нет-нет, да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли!"

80

О чем тут речь? И о безмерной серости жизни, её незаполненности подлинными событиями, подлинными поступками, а стало быть, и подлинной информацией. И о дремучей некритичности сознания, его неумении поставить под сомнение, оценить собственным взглядом услышанное. И о поразительном доверии к авторитету, покоящемуся, как мы бы теперь сказали, на владении знанием, информацией. А за всем этим - целая история, судьба не одного поколения людей!

Конечно, за минувшее столетие жизнь принципиально изменилась. Существенно изменилось и сознание народа. Однако до сих пор ещё ходят по нашей земле Феклуши и постоянно находятся верящие им Глаши. И это обстоятельство невозможно не учитывать, когда мы говорим о природе слухов. Тут уже надо менять не информационную политику, а самих людей, способы их жизнедеятельности и сознания.

Впрочем, об информационной политике разговор также стоило бы продолжить. Ведь многие качества официальной информации периода застоя, включая ее подчас откровенную лживость, не просто снижали доверие к официальным источникам, но и составляли естественную базу популярности молвы, разного рода пересудов. Хотя, конечно, это тема, заслуживающая специального обсуждения.

Меры противодействия слухам можно подразделить на две группы: а)

профилактические мероприятия; б) активные контрмеры.

Задача профилактических мероприятий сводится к следующему.

Создание такой эмоциональной почвы, которая исключала бы возможность распространения слухов и приводила бы к быстрому их умиранию, если враждебный слух подсажен преднамеренно!

Создание и поддержание на должном уровне эффективности системы массовой информации и пропаганды, обладающей в глазах аудитории высоким престижем надежности и достоверности!

Причем эта система массовой информации должна предусматривать наличие устойчивой обратной связи от аудитории к источнику информации, чтобы иметь возможность своевременно реагировать на психические нужды и ожидания людей (речь идет об общественном мнении).

Важным в отношении профилактики слухов является поддержание эффективного руководства на всех уровнях. При возникновении ситуаций, когда оказывается необходимым объяснение, именно руководители прежде всего становятся источником информации.

Вчём заключаются активные контрмеры против уже циркулирующих слухов: здесь возникает дилемма - либо молчать, а это равнозначно поощрению слуха, либо опровергать - а это тогда косвенно будет служить распространению опровергаемого суждения!! Что делать?

Практика показывает, что лучшим выбором в этой альтернативе будет активное подавление слуха фактами, а не его выделение для прямого опровержения!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]