Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 800677

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
41.17 Mб
Скачать

вали новгородским храмам повсеместно при новом строительстве. Тем не менее при реставрации сохранены ставшие привычными поздние щипцовые формы: ведь они выглядят не только конструктивным упрощением при ремонте здания, но и характерным символом русской архитектуры XVI–XVII вв. И здесь они в большей степени, нежели в храме Федора Стратилата, гармонируют с декором стен. В результате храм являет собой яркий сплав древнерусской и старорусской архитектуры.

Псков до XIV в. входил в состав Новгородской земли, поэтому имеет общие с Новгородом истоки храмостроительных форм. Но он издавна проявлял многие признаки самостоятельности, а в 1348 г. обрел независимость от Новгорода. В архитектуре сильно сказалось расположение Пскова возле границы Древнерусского государства. Постоянная военная угроза Запада привела к тому, что даже храмовые формы выглядели как оборонительные.

Псковские храмы XII в. – приземистые. Вернее, они выглядят цепко и эффектно вросшими в землю за счет того, что их длина увеличена, а высота основного объема понижена, но формы барабанов и глав достаточно мощны. Главы настойчиво вырастают из приниженного объема, исключительно попсковски демонстрируя незыблемую связь с Богом. Оконных проемов – мало, они небольшие, словно бойницы, но функционально разбросаны по стенам, охватывая и нижний ярус, не отрываясь от земли. С другой стороны, отказ от ритмического повторения окон создает более обыденный, близкий человеку образ храма.

Очень характерна созданная в XIV в. псковская звонница. Она максимально приближена к объему храмовой части: так пристроена к нему или надстроена над его угловой частью, что составляет неразрывное целое с этим основным объемом. Звонница представляет собой стенку, в которой арки с двухскатной кровлей опираются на столбы.

Древнейший псковский памятник: Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (между 1136 и 1156, рис. 63). Выстроен на средства новгородского епископа Нифонта – богатого землевадельца, грека по происхождению. Вероятно, поэтому собор имеет крестообразную объемнопространственную структуру, характерную для Греции (а также для Константинополя, Болгарии, Кавказа, Крыма).

Сложившуюся особую псковскую архитектурную школу показывает приземистый продолговатый собор Ивановского монастыря – шестистолпный, с тремя апсидами, первоначально с двумя главами (конец XII в., рис. 64). Свободная лепка архитектурных объемов из камня-плитняка сближает этот собор с храмом Спаса на Нередице. Впоследствии к обоим храмам были пристроены характерные звонницы.

71

Рис. 63. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, г. Псков. Западный фасад (реконструкция Г.В. Алферовой), план,

современный вид с северной стороны

72

Рис. 64. Собор Ивановского монастыря, г. Псков. Реконструкция южного фасада, план, современный вид (фото А. Антипина)

73

Войны с немецкими противниками в XIII и первой половине XIV вв. были неблагоприятным условиями для совершенствования псковского типа. С середины XIV в. храмостроительство в Пскове оживает, чему способствует его независимость. В 1365–1367 гг. строится четырехстолпный Троицкий собор с трехлопастными завершениями фасадов, общая объемная композиция которого имеет ярусность и устремленность ввысь (рис. 65).

Рис. 65. Троицкий собор, г. Псков. Первоначальный вид (реконструкция А.А. Тица) и фасад после устройства поскатных покрытий (рисунок XVII в.)

С середины XV в. отчетливо просматривается ведущая роль Москвы как центра русской культуры. Поскольку Псков имел более тесные политические связи с Москвой, нежели Новгород, именно здесь наблюдаем большее влияние ранних храмостроительных традиций Москвы (например, в орнаментации фасадов). С другой стороны, привыкший к независимости Псков продолжал строительство в собственных традициях и влиял на архитектуру Москвы. В то же время он, стоявший у западной границы Руси, не мог не находиться под частичным воздействием европейской готики и вносил ее в русскую архитектуру.

Врамках данного периода необходимо рассмотреть и несколько поздних псковских образцов XV в.

Вэто время в Пскове утвердился тип четырехстолпного одноглавого храма, у которого повышены подпружные арки, а вместо позакомарного покрытия устроено поскатное. В 1462 г. сооружен храм на Кобыльем городище (рис. 66а), в 1462–1463 гг. – церковь Козьмы и Демьяна с Примостья (рис. 66б), на рубеже XV–XVII вв. – Богоявления с Запсковья (рис. 66в). Так в развитой

74

псковской школе одновременно проявились воздействие готики и русское стремление к более динамичной и направленной вверх композиции при сохранении северного компактного храмового объема.

Рис. 66. Церкви Пскова XV в.:

а– церковь на Кобыльем городище,

б– церковь Козьмы и Демьяна с Примостья, в – церковь Богоявления

сЗапсковья

Вероятно, в это время начинается замена покрытий – на поскатные – на ранее построенных храмах. Стилевая мода отвечала более практичному типу кровли.

Псковским мастерам принадлежит изобретение конструкции бесстолпного храма, где внутреннему пространству не мешают столбы. Мы подробнее рассмотрим этот тип в разделе 3.3, так как он получил повсеместное распространение в XVI в. Однако уже в 1431 г. была сооружена бесстолпная Успенская церковь

впсковском городе Гдове.

ВXV–XVI вв. псковские архитекторы не утрачивали излюбленного стремления к своим «коренастым» формам храмов, к неповторимым звонницам. Только в соответствии с новой традицией преобладало уже восьмискатное покрытие по щипцам, о чем свидетельствует церковь Николы со Усохи (1536, рис. 67).

Впозднем средневековье богатая новгородско-псковская архитектурная школа, опираясь на свои традиции, оказывала заметное влияние на московскую. Новгородских мастеров иногда призывали на строительство московских церквей. Эти храмы можно узнать по щипцеобразным стенам и многоскатным кровлям.

75

Рис. 67. Церковь Николы со Усохи, г. Псков

3.2.3. Особенности храмостроительства Владимиро-Суздальской земли. Раннемосковское зодчество

На изучение храмового наследия этой земли следует обратить особое внимание. Именно здесь появилась Москва. И наследие именной этой земли непосредственно переросло в храмостроительные традиции Российского централизованного государства во главе с Москвой, в складывание новых архитектурных типов и неповторимого русского стиля.

76

Владимиро-Суздальской земле было суждено перенять дорогой архитектурный посыл Киева: византийские начала храмостроительства. Но во Владимире их сумели трансформировать так серьезно, чтобы подготовить расцвет русского стиля для Москвы. Если Киев вначале брал пример с Константинополя, а Владимир – с Киева, то Москва начинала с подражания Владимиру.

Рис. 68. Спасо-Преображенский собор, г. Переяславль-Залесский. Южный фасад и план

Владимир возвысился как центр удельного княжества во второй половине XII в. Крепость в нем была заложена еще в 1108 г. князем Владимиром Мономахом. Во время правления сына Мономаха – Юрия Долгорукого – во Владимиро-Суздальском княжестве началось обширное строительство, закладка новых городов. К этому периоду относится первое упоминание о населенном пункте Москве (1147) и сообщение о строительстве в ней новой деревянной крепости (1156). В мечтах Ю. Долгорукого было покорение Киева и возвращение ему статуса столицы русских земель.

77

В городах строили крестовокупольные соборы, сущность которых – небольшие, но главные монументальные здания в феодальных крепостях. Они отличались расширявшимися книзу стенами, выложенными из белого камня.

Хорошо сохранился белокаменный Спасо-Преображенский собор в городе Переяславле-Залесском (1152, рис. 68). В это время местный светлый тесаный известняк полностью вытеснил кирпич во всех конструкциях. Четырехстолпный однокупольный собор производит суровое, неприступное впечатление, напоминающее о крепостном городе. Окна сосредоточены в верхней части здания. Предполагается, что строительстве храма участвовали галицкие мастера, знакомые с романской архитектурой (ее характерные веяния – аркатурные пояски на карнизах, уступчатый портал).

ВСпасо-Преображенском соборе в общих чертах уже наметилась будущая владимиро-суздальская декоративная композиционная система: лопатки имеют двойные уступы, а апсиды – скромный аркатурный поясок на карнизах и поребрик в духе русского декора. Средний горизонтальный уступ стены намечает местоположение аркатурного пояса в более поздних храмах. Всё это прототипы будущего богатого белокаменного декора.

ВПереяславле-Залесском произошло рождение новой архитектурной традиции. Она видна, например, в сравнении Спасо-Преображенского собора с собором Суздаля (начало XII в.), который был связан со старыми киевскочерниговскими традициями.

Вотличие от Ю. Долгорукого, его сын Андрей Боголюбский решил превратить Владимир в новую столицу Руси, подчинив себе Киев. В 1158–1161 гг.

всамой высокой точке Владимира, над р. Клязьмой он возвел грандиозный для того времени Успенский собор (рис. 69).

Храм строился по подобию Киева, но был призван превзойти образное величие древней столицы Руси. Не в пример четырехстолпным храмам Ю. Долгорукого – большое шестистолпное сооружение с хорами в западной части. Первоначально собор был одноглавым. Он достигал высоты 32,3 м – большей, чем у Софийских соборов Киева и Новгорода. С западной стороны имелись здания епископского двора.

Воформлении фасадов уже видим систему сложившейся владимирской школы. Лопатки усложнены высокими тонкими колонками, барабан главы и стены фасадов расчленены аркатурно-колончатыми поясами. В полукружиях закомар впервые появились резные белокаменные маски и другие композиции из камня.

Стройный белокаменный храм, имевший благородное внешнее и роскошное внутренне убранство, занимал господствующее положение в округе, легко и величаво возносил позолоченную шлемовидную главу. Весь его вид показывал новый политический и духовный статус Владимира.

78

Вскоре после сооружения Успенского собора, в 1169 г. А. Боголюбский взял Киев, впервые разорив там великокняжеский престол.

Рис. 69. Успенский собор, г. Владимир. Первоначальный вид (реконструкция Н.Н. Воронина), план, современный вид

79

 

Второй

знаменитый владимир-

 

ский храм, доныне целый: четырех-

 

столпная монастырская церковь По-

 

крова на Нерли (1165, рис. 70). Она

 

отмечала подъезд к столице княжест-

 

ва и к княжеской резиденции Боголю-

 

бово. Как и церковь Спаса на Нереди-

 

це, она замечательно вписана в окру-

 

жающий ее ландшафт. Небольшое, но

 

чрезвычайно

изящное

сооружение,

 

формы которого во всем гармонируют

 

друг с другом и с природой, с низким

 

мысом при впадении реки Нерль в

 

Клязьму. И вновь – характерная вла-

 

димирская типологическая разновид-

 

ность храма. Пропорциональные за-

 

комары, сложное наружное расчлене-

 

ние с уступчатыми лопатками и лег-

 

кими колонками. Основные тянутые

 

колонки выступают поверх лопаток,

 

другие участвуют в оформлении арка-

 

турных поясов и порталов. И опять –

 

существенное

новшество владимир-

 

ской школы: скульптурная каменная

 

декорация на закомарах. Она появля-

 

ется здесь впервые в провинциальном

 

храмовом зодчестве. Сюжеты со зве-

 

рями, умиротворенно

слушающими

 

игру библейского инструменте, нази-

 

дательно контрастируют со сценами

 

раздирающих друг друга диких жи-

 

вотных. Историки архитектуры пред-

 

положили, что так причудливо выра-

Рис. 70. Церковь Покрова на Нерли.

жено стремление к единению русских

Южный фасад, план с поздними

православных земель.

 

пристройками,

Во время княжения брата Анд-

деталь каменной резьбы

рея Боголюбского – Всеволода Боль-

шое Гнездо – был перестроен в 1185– 1189 гг. после пожара Успенский собор. Старое здание словно оделось в футляр из новых стен. Добавились четыре главы. В результате рас-

ширения храм обрел более массивную и спокойную композицию. Доныне первоначальный одноглавый собор сохранен в виде центральной части здания и выступает над более поздней пристройкой. Поэтому его закомары образуют

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]