Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 800677

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
41.17 Mб
Скачать

колокольня. Архитектура колокольни великолепна. Хорошо продуманы пропорции, профессионально добавлены новшества. Ярусность и шатер заимствованы из древних храмов, но ярусы – такие, как в колокольнях каменных храмов XIX в., а не средневековых деревянных. Колокольня отличается богатым декором. Из каменных прототипов XVI–XVII вв. здесь взяты разорванные фронтоны второго яруса, переходящие в короткие повышенные карнизы; килевидные кокошники в завершении верхнего яруса. Даже слухи, то есть слуховые проемы, проделанные в шатре и оформленные килевидными навершиями, созданы в знак имитации кирпичного шатра. В убранстве церкви есть и элементы классицизма. В частности, входы в храмовую часть и боковые проемы в первом ярусе колокольни оформлены фигурными пилястрами, поддерживающими треугольные фронтончики.

Рис. 36. Введенская церковь, с. Русаново (фото Л.В. Кригер)

Трехнефная Введенская церковь в с. Русаново Терновского района (1886, рис. 36) – прекрасный, уникальный для современной Воронежской области и характерный для России XIX в. образец зодчества периода эклектики. Обращение к шатровой архитектуре производит праздничное и величественное впечатление. Но объемно-планировочная композиция основного двухэтажного объема храма вторит крупным сельским кирпичным, не деревянным образцам.

41

С каменных новгородских храмов периода централизованного Российского государства скопирована форма треугольника. Она ритмично и удачно повторена и в надоконных сандриках, и в щипцовых завершениях восьмериков. Она упростила задачу плотников, не требовала выполнения криволинейных деталей. В начале XX в. русский треугольник станет излюбленной деталью во всей деревянной, не только храмовой, архитектуре.

Все три примера демонстрируют, как деревянная архитектура по-новому, эклектично объединила различные композиционные элементы русского стиля: прототипы взяты и из деревянного, и из кирпичного зодчества разных исторических периодов.

Рис. 37. Церковь Троицы, пос. Наташино (г. Люберцы). Современное фото с сайта picpool.ru

В рамках модерна начала XX в. для российского зодчества было характерно одно из ярких течений – неорусский стиль, то есть модернизация русского стиля, или творческая (не механическая) стилизация под русские формы. Некоторые элементы модернизации русского стиля проявились уже в конце XIX в., раньше, чем утвердился модерн как совершенно новое направление. Стилизация оказалась совершенно уникальной при сооружении многих загородных жилых усадебных домов дачного типа. Творческая геометрическая трансформация шатров, треугольных фронтонов, бочек, луковиц и другое утрирование

42

древнерусских храмовых элементов, перенесенных в светскую архитектуру, придавали постройкам фантастическую сказочность. Эффект усиливался за счет воспроизведения типично русских приемов рубки стен и акцента на обильную декоративную резьбу. Однако такое направление деревянной архитектуры вошло в противоречие с развитием архитектуры храмовой. В начале XX в. сами деревянные церкви стали уделом бедных приходов, которые не могли себе позволить каменное строительство. Но при отсутствии необходимых средств невозможно было и богатство деревянных храмовых форм. И оно не получило большого распространения в начале XX в.

С другой стороны, консерватизм храмовой архитектуры не допускал значительных изменений, как того требовало время модерна. Не могли быть изменены ни традиционное функциональное назначение частей храма, ни их символическое содержание.

Характерно, что в это время в Подмосковье небольшие деревянные храмы строились по заказу жителей дачных поселков, а также для старообрядческих общин. В первом случае требовалось нарядное оформление церкви, во втором – упрощенное.

Церковь Троицы в дачном поселке Наташино, ныне на территории г. Люберцы (1912–1913 гг., арх. М.Ф. Бугровский, рис. 37) представляет собой вольную интерпретацию русских форм различных архитектурных эпох. Над высоким четвериком поставлен восьмерик приуменьшенной высоты. В результате главный акцент перенесен на его шатер, а также на сложные фронтоны его прирубов. Большой килевидный навес над входом в четверик; треугольные навершия окон второго яруса, придвинутые вплотную к карнизу; обильная крупная резьба на лопатках – тоже признаки неорусского стиля.

Рис. 38. Троицкая церковь, с. Шувое. Современное фото с сайта afisha.mosreg.ru

43

Рассмотрим и пример того, как небогатые, небольшие и строгие, храмовые постройки начала XX в. тоже отвечали модернизму и обретали новый колорит русского духа. Старообрядческая Троицкая церковь в подмосковном селе Шувое (ок. 1915, арх. Н.Г.Мартьянов, рис. 38) построена по традиционному типу древних клетских храмов. Однако геометрическая трансформация, свойственная неорусскому стилю, наложила отпечаток даже на простейшие архитектурные формы. Основная клеть – низкая, как в глубокой древности, а восьмигранный барабан широк, и луковичная главка массивна, гипертрофирована – несоразмерно низкому срубу. Окна характерны для начала XX в.: высокие проемы, наличники с треугольными навершиями. Из-за простоты храм не состоит на государственной охране, между тем его модернистские контрасты весьма показательны.

3.ЭВОЛЮЦИЯ КАМЕННОГО ХРАМОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВРОССИИ

Благодаря долговечности каменного материала сохранились тысячи российских храмов, по которым удается подробно проследить их конструктивную и художественную эволюцию.

Как и в случае деревянного зодчества, необходимо изучать каменное храмостроительство в соответствии с историческими периодами. Здесь нам потребуется более детальное разделение на периоды градостроительства. В отличие от деревянной архитектуры, старейшие из сохранившихся храмов относятся к эпохе Киевской Руси. Если же вкладывать в понятие российских храмов и те постройки, которые находятся в Крыму, а также на Кавказе и в Закавказье (за пределами нынешней Российской Федерации, но на территории бывшей Российской империи и прежнего СССР), то имеем и гораздо более ранние архитектурные аналоги.

Многие древнейшие храмы Руси были разрушены во время монголотатарского нашествия. Тогда жители городов использовали их как крепости, как последние прибежища. Но облик этих храмов тоже поддается реконструкции – по сохранившимся фрагментам, по летописным описаниям и путем сравнения археологических данных с типовыми сохранившимися образцами.

3.1. Каменное строительство Киевской Руси (X – начало XII вв.)

С принятием христианства на Руси (988 г.) на Руси началось сооружение каменных храмов по образцу византийских. Строгая, серьезная и монументальная византийская архитектура отвечала подчинению человека Богу и объединению общества в государстве. Связи с Византией Древнерусское государство осуществляло непосредственно, а также через византийские города Крыма.

44

Однако даже в начале этого градостроительного периода не происходило полное копирование византийской архитектуры. Русские храмы представляли собой творческую переработку византийских. Впоследствии русские мастера всё больше трансформировали архитектуру, внося в нее композиционные изменения, разрабатывая свой национальный стиль не только в дереве, но и в камне.

Крупнейшим христианским храмом и главнейшим символом византийской архитектуры считалась София, то есть собор Софии («Премудрости Божией») в Константинополе. Символично, что первые крупные русские соборы также посвящали Софии. Однако из этого сходства проистекает ошибочное мнение о том, что константинопольская и российские Софии относятся к одному архитектурному типу.

Грандиозная София в Константинополе высотой 55,6 м (рис. 39) построена в 532–537 гг. Ее архитектура уже была устаревшей в то время, когда Русь стала перенимать строительные приемы Византии. Константинопольский собор являет собой архитектурный тип ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА. В основе его плана лежит план трехнефной базилики. Боковые нефы имеют два этажа. Средний, более широкий и высокий, перекрыт огромным сферическим куполом диаметром 31,5 м. Купол поддерживается четырьмя столпами, соединенными арками. К центральному куполу с востока и запада примыкают два полукупола, каждый из которых опирается на три арки, а за арками следуют перекрытые сводами двухэтажные колоннады. Первоначально София имела плавный силуэт. Позднее ее вид был изменен в результате пристройки контрфорсов, а также павильонов и минаретов, которые свойственны турецкой архитектуре.

Сочетание главного купола с полукуполами было использовано в композиции российских храмов в XIX в. в период эклектики, когда шло подражание древнейшим византийским образцам. Это явление мы рассмотрим в разделе

3.4.4.1.

Во время сооружения первых каменных храмов Киевская Русь заимствовала современные ей архитектурные формы Византии, в том числе несколько иной тип храма – КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ, получивший большое распространение в IX–X вв. Были переняты излюбленные византийские конструктивные приемы, а также внешние художественные формы, которые соответствовали духу Древнерусского государства: сооружение нескольких сферических куполов и размещение их на цилиндрических (круглых в плане) барабанах, что возвышало главы церквей. Предполагается, что одним из прототипов киевских храмов могла стать церковь Богородицы Фарской, которая существовала в IX– XIII вв. в Константинополе при дворце императоров. Тем не менее прямых аналогий киевским сооружениям в византийской архитектуре нет.

К другим наиболее бросающимся в глаза отличительным признакам этих храмов относятся: характерное вертикальное членение фасадов с полукруглыми завершениями – закомарами; повторение темы полукруга в перемычках оконных и дверных проемов и в арочных мотивах на барабанах; стройные апсиды.

45

Рис. 39. Софийский собор г. Константинополя. Общий вид (без поздних минаретов), продольный разрез и план

46

Но это только поверхностные формы, за которыми кроются серьезные глубинные конструктивные особенности. Крестово-купольная система (рис. 40) включает центральный прямоугольный объем, образованный стенами здания. Внутри него находятся четыре стоящие опоры – столпы. Как и в случае центрально-купольного храма, столпы соединены друг с другом и со стенами при помощи арок, несущих своды. Столпы поддерживают круглый в плане световой барабан с куполом, поставленный на четыре подпружные арки, углы которых заполнены парусами. Главное отличие крестово-купольной системы: к центральному планировочному квадрату примыкают четыре рукава (четыре прямоугольных части креста), перекрытые цилиндрическими сводами. Угловые помещения перекрыты сводами различной формы, распор которых погашает опрокидывающее действие подкупольных арок и цилиндрических сводов на столбы. По углам храма могут быть поставлены меньшие барабаны.

Цилиндрический свод (см. рис. 41) имеет одинаковое на всем протяжении сечение в виде полуокружности и опирается на параллельно расположенные опоры.

Парус элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника (иными словами, треугольный изогнутый свод), обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана.

а

б

Рис. 40. Крестово-купольная система: а – схема системы: 1 – центральный барабан, 2 – цилиндрический свод, 3 – столп, 4 – парус. б – иллюстрация устойчивости системы при ее частичном разрушении. Рис. Г.Б. Бессонова

Закомара полукруглое завершение части наружной стены древнерусского храма, соответствовало внутреннему своду.

Таким образом, крестово-купольное здание представляет собой замечательную систему, одновременно конструктивную и художественную. Ее несущие элементы так распределяют нагрузку друг на друга, что сохраняют устой-

47

чивость даже при частичном обрушении. От них неотделим и внешний облик храма.

Крестово-купольная система была распространена в России до XVI в. Ее не следует путать с крестовой планировкой многих храмов, которые могут отличаться различными конструктивными типами. Большинство первых храмов крестово-купольного типа, строившихся на Руси по подобию Византии, относятся также к базиликальному типу. Их основная часть имеет прямоугольную планировку, а выступающие алтарные апсиды соответствуют нефам.

В крестово-купольном типе храма могут быть трехнефный и пятинефный варианты. Трехнефный, в свою очередь, разделяется на четырехстолпный и шестистолпный варианты. При четырехстолпном помещение центрично, при шестистолпном – увеличено к западу для большей вместимости храма, симметрии нет.

Первые православные каменные храмы Киева строили, подобно византийским, из плинфы – кирпича плоской и близкой к квадрату формы. Средние размеры таких плиток – 40 х 30 х 3,5 см. Однако киевские мастера внесли новшество: ряды кирпича через один углублены в стену и закрыты сверху раствором. В результате стены выглядели полосатыми, что добавляло им живописности. В Византии такая кладка появилась только в конце XI в.

Рис. 41. Виды сводов: а – цилиндрический, б – коробовый, в – крестовый, г – парусный (купольный), д – сомкнутый, е – крещатый.

48

Рис. 42. Десятинная церковь в Киеве. План раскопанного фундамента (выделена несомненно старейшая часть X в.);

реконструкция плана и вида храма с восточной стороны (по Ю.С. Асееву)

Самый первый известный киевский храм – собор Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинная церковь (рис. 42). Церковь назвали Десятинной оттого, что на ее содержание великий киевский князь Владимир определил десятую часть своих доходов. Собор выстроили в 989–996 гг. при участии византийских архитекторов на центральной площади древнейшего Киева. Старейшая часть храма была трехнефной, шестистолпной, отличалась от парадной визан-

49

тийской архитектуры более простым планом. Храм разрушен до основания в 1240 г., когда войска хана Батыя штурмовали Киев.

В1824 г. были проведены археологические раскопки фундаментов храма по инициативе митрополита Евгения Болховитинова – известного ценителя старины, уроженца Воронежа, первого воронежского краеведа. С тех пор не одно поколение ревнителей архитектуры пытается реконструировать композиционную структуру храма, опираясь на план и на крестово-купольные аналоги. Существует несколько реконструктивных вариантов.

До сих пор нет единого мнения по поводу завершения храма, а также пристроек к нему. Из-за наслоения перестроек невозможно в точности реконструировать первоначальный план. Бытовало мнение, что первоначально храм был небольшим. Но в настоящее время исследователи склонились к тому, что уже изначально храм имел развитую западную часть (построение которой не вполне ясно). Она придавала церкви базиликальный характер. Впоследствии храм получил пристройки-галереи с севера и юга. Одни ученые считают, что церковь была пятикупольной; другие предполагают, что куполов было больше.

Древнейший сохранившийся памятник: Софийский собор (София) – главный собор Киева, построенный при сыне Владимира, великом князе Ярославе Мудром. Его воздвигли в новой части Киева – в «городе Ярослава». Вокруг храма сформировалась новая центральная площадь. По летописным данным, сооружение собора началось в 1037 г. Известна, однако, и обоснованная точка зрения современных историков архитектуры: к 1037 г. храм уже мог существовать.

Это был 13-главый базиликальный крестово-купольный пятинефный храм. Первоначальный объем внешне имел расчлененную пирамидальную центрическую композицию. С трех сторон храм был окружен двумя галереями. Западная наружная галерея имела две башни с лестницами, которые вели на хоры

ина окружавший их второй ярус галлерей (рис. 43). В названии и в архитектуре видно подражание нескольким византийским храмам Софии, в том числе величественной Софии в Константинополе. Композиция из двух башен также символично напоминает главный храм Византии. Между тем, как уже было отмечено, киевская архитектура имеет и серьезные отличия от константинопольской Софии, сооруженной в VI в.

Подчиняясь религиозным представлениям об иерархии мира, объемы храма нарастали к центральной главе.

Вцелом гармоничная архитектура киевского собора, хорошо сочетаясь с живописью, пропагандировала идеи величия Русской земли и принятого ею православия. Она имела и политическое содержание, внедряя идею о божественном происхождении княжеской власти. В то время Софию, «Премудрость Божию», считали символом мудрой устроительницы дома, градохранительницы. Так Ярослав Мудрый, прозванный так за свою любовь к книгам, мог вложить в храмостроительство идею нового целесообразного жизненного устройства Древнерусского государства.

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]