Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 3000443.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
4.51 Mб
Скачать

1. Предпосылки, условия и причины возникновения ислама

1.1. Природно-географические особенности Аравии

Ислам возник в VII веке среди арабов Хиджаза в северо-западной области Аравийского полуострова. Аравийский полуостров представляет собой гигантский осколок Африканского материка, который по своим размерам и степени изолированности заслуживает наименование субконтинента. Вся поверхность Аравии – это в основном горы, плоскогорья, засушливые степи, полупустыни и пустыни с редкими оазисами. На севере расположены, в основном, засушливые районы. Подавляющая часть Аравии получает ничтожное количество осадков, а примерно 1/6 ее территории, практически незнающая дождей, вообще необитаема. Только в Йемене, в зоне муссонных дождей, на площади около 200 тыс. квадратных километров, существует уголок влажных тропиков, где возможно земледелие без искусственного орошения, но в этом районе преобладает гористая местность и только 10 % площади пригодна для обработки. Возможно, что в какие-то периоды древности обрабатывалась и большая площадь, но в VI в. многие ирригационные системы древности постепенно пришли в упадок.

В Йеменской части полуострова, составляющей всего около 8 % его территории, концентрировалась по крайней мере половина его населения. Здесь насчитывалось не менее десятка крупных городов с населением 15-25 тыс. человек. За пределами Йемена и горных районов Хадрамаута земледелие без искусственного орошения возможно только в отдельных пунктах. Поэтому Аравия всегда воспринималась как царство кочевников-бедуинов. Но население Северной и Центральной Аравии не было сплошь кочевым. Чистые кочевники составляли подавляющее большинство только в особо пустынных районах.

Если брать Аравийский полуостров в целом, то большинство его населения (более 4 миллионов) было земледельческим и только 3 миллиона – по преимуществу кочевым. Это должно приниматься во внимание при оценке уровня развития социально-экономических отношений в Аравии накануне рождения ислама.

Но главное в том, что Аравия находилась не на периферии цивилизованного мира, а в его окружении. Через пустынный центр Аравии осуществлялись торговые связи наиболее развитых стран древнего и средневекового мира, берега Персидского залива были покрыты торговыми колониями. Кочевники, так или иначе, были частью всего древневосточного мира.

1.2. Социально-экономическое развитие и политическое положение арабских племен в VI-VII в.Н.Э.

Рассмотрим уровень социально-экономического развития оседлых племен Северной и Центральной Аравии достигнутый к началу VII века.

Наиболее характерным процессом, протекавшим в Южной Аравии в VI-VII веках, было падение значения самоуправляющихся общин, объединявших население города. Они были теми устойчивыми ячейками общества, на которых покоились древнейеменские государства. На первое место выходят представители высшей царской администрации. И одновременно исчезает царская власть, охватывающая весь Йемен. Падение роли городских общин, превращение городов-государств (как нерасчлененного политического и экономического единства города и его округи) в города, подчиненные стоящим над ними правителям, находящимся вне этой общины, сказалось не только на экономике (запустение ряда ирригационных систем, прекращение монументального строительства), но и во внешнеполитическом положении Южной Аравии, которая не имела возможности противостоять усиливающемуся нажиму кочевников и установлению их политического господства. Исчезновение общинно-городского строя, появление властей, не зависящих от города и стоящих над ним и округой, выявляют процессы, происходившие в Аравии в IV-VI- веках, которые принято называть «феодализацией».

Центральная и Северная Аравия, с ее преобладающим кочевым населением и мелкими оазисами, на первый взгляд, находилась в стороне от этого процесса. Здесь основным принципом социальной организации были кровно-родственные отношения при коллективной собственности на пастбища. Кровно-родственные коллективы образовывали сложную генеалогическую систему, связи внутри которой отчасти заменяли политическую организацию.

Состав объединений, который мы обычно называем племена, не был стабилен: в них принимались чужаки, индивидуально или целыми родами на правах адаптированных членов. Во главе племени стояли вожди, приобретавшие свое главенствующее положение благодаря личному авторитету или богатству, а чаще всего и тому и другому. Появление же государственных образований кочевников, выделение племенной верхушки, усиление неравноправных отношений между чужаками и родственными племенами – все это можно было рассматривать как начало разложения примитивного общества.

После гибели княжеств в Аравии возник политический вакуум. Не было не только сильной общеаравийской государственной власти, но и сколько-нибудь значительной региональной, которая могла бы стать центром притяжения при формировании единого государства. В этих условиях кочевая вольница бедуинов получила почти безграничную власть над Северной и Центральной Аравией, особенно над внутренними районами. Функции государственной власти, там, где недавно существовали довольно развитые государственные образования, пытаются вершить наиболее удачливые военные предводители племен.

Таким образом, условия, в которых рождались новая религия и новое мировое государство, были не так просты и однозначны.

В религиозном отношении Аравия представляла собой пеструю картину. Арабы в подавляющем большинстве были язычниками. Получают распространение монотеистические религии Ближнего Востока: Иудаизм и Христианство. Они проникли в Южную Аравию почти одновременно. Но основная часть Аравии оставалась языческой. Каждое племя предпочитало иметь дело со своими собственными богами.

В конце VI века, когда социальный и политический кризис в Аравии достиг предела, на западе полуострова, в Хиджазе, усиливается племя курайш, обосновавшееся в Мекке. Через Хиджаз, вдоль побережья Красного моря проходил древний караванный путь, имевший важное значение для племен, осевших на перевалочных пунктах этой торговой дороги. Мекка становится одним из экономических и политических центров Хиджаза. С Меккой соперничает город Йасриб. Этим городам предстояло сыграть решающую роль в объединении Аравии.

Возвышению Мекки, кроме экономических и политических причин, способствовали и идеологические факторы. Город имел важное и религиозное значение в жизни арабских племен. В его окрестностях находились различные храмы и места для поклонения. Важнейшим из них являлась Кааба (рис. 2), в одну из его стен был вделан Черный камень, олицетворявший небесную силу. Это и придавало храму особую святость. В строго определенное время года арабы совершали паломничество в Мекку, чтобы поклониться Черному камню. В этот период по древней традиции прекращались все межплеменные войны и распри.

Рис. 2. Кааба. Рисунок начала ХХ века

Общепризнанными хранителями Каабы с середины V века становятся курайшиты, они хранили ключи от храма и следили за соблюдением религиозных ритуалов, что давало им ряд привилегий и возвышало над другими племенами.

Итак, на рубеже VI-VII веков Аравия пережила политический, социальный, идеологический кризис. Не было общеаравийского политического центра. Родовой строй кочевников разлагался. Социальные противоречия, особенно среди городского населения обострились. Обособленные племенные культы, многобожные верования препятствовали объединению племен в одну народность. Разрешить этот кризис можно было путем выработки новых идей, направленных на объединение племен, создание централизованного государства, смягчение социальных противоречий. В исторических условиях средневековья на эту роль могла претендовать новая религиозная идеология. И этой идеологией стал ИСЛАМ.