Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 2136

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
7.14 Mб
Скачать

умершего друга, не потому что ему безразлична смерть товарища. Он рассуждает: «Если бы ботинки могли бы принести Кеммерлиху пользу, то Мюллер предпочел бы ходить босиком по колючей проволоке». Под страхом смерти самые участливые и отзывчивые в мирной жизни люди на поле боя превращаются в зверей. «Мы не сражаемся, мы спасаем себя от уничтожения… мы бежим, подхваченные этой неудержимой увлекающей нас волной, которая делает нас жестокими, превращает нас в бандитов, убийц, я бы сказал – в дьяволов».

Однако война не может истребить человеческое в человеке – тоску по дому, сердечную теплоту, нежность к родным и фронтовое товарищество. Его друзья идут на поиски Пауля под пулями, рискуя жизнью. Пауль слышит их голоса, и безграничная благодарность переполняет его сердце: «Они для меня дороже моей спасенной жизни, эти голоса, дороже материнской ласки и сильнее, чем любой страх, они – самая крепкая и надежная на свете защита – ведь это голоса моих товарищей».

Тяжело раненый Пауль прилагает неимоверные усилия ради спасения своего друга. Он из последних сил тащит уже мертвого товарища. Таких примеров самоотречения, жертвенности немало в произведении. Пауль убежден, что фронтовое товарищество – это единственно хорошее, что породила война. Доброта Пауля распространяется и на так называемых врагов, русских военнопленных. Оторванные от привычного крестьянского труда и брошенные в жезл непонятной и чудовищной войны, изнемогшие от голода, они вызывают у Пауля искреннее сочувствие. Особенно сильное впечатление производит эпизод, когда Пауль убивает французского солдата, рабочего-печатника, ибо война не дает ему иного выбора: «Товарищ, я не хотел убивать тебя, теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я. Я помнил только о том, что у тебя есть оружие: гранаты, штык; теперь же я смотрю на твое лицо, думаю о твоей жене и вижу то общее, что есть у нас обоих. Прости меня, товарищ ! Мы всегда слишком поздно прозреваем. Если бы мы бросили наше оружие и сняли наши солдатские куртки, ты бы мог быть мне братом».

Этот роман вышел из печати, когда в Германии уже набирали силу фашистские тенденции и все шире распространялась милитаристская литература. Книга Ремарка – предупреждение о последствиях преступления против человечества, воспринималась как приговор агрессорам. Все творчество Ремарка направлено на осуждение фашизма и войны.

110

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.А. Барбюс как основоположник социалистического реализма в литературе.

2.Антифашистская литература: Ю. Фучик и его фраза: «Люди, будьте бдительны». Современна ли она сегодня.

3.Описание немецкой действительности во время фашизма в романе «Седьмой крест».

4.Роман «Мертвые остаются молодыми» – проблема социальнополитического развития Германии на протяжении 25 лет.

5.Тема войны и потерянного поколения в романе Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен».

Рекомендуемая литература

1.Барбюс А. Огонь. Любое издание.

2.Зегерс А. Седьмой крест. Любое издание.

3.Зегерс А. Мертвые остаются молодыми. Любое издание.

4.Ремарк Э.М. «На Западном фронте без перемен». Любое издание.

5.Матвеев М.А. Образ войны в произведениях Ремарка и Хемингуэя.

6.Луков Зарубежная литература ХХ века. М., 2000.

Стефан Цвейг (1881-1942 гг.)

Родился в Вене 28 ноября. Свою юность он провел в Вене в доме своего отца, богатейшего фабриканта. Она была безоблачна, и ничего не предвещало никаких трудностей. Цвейг учился в Венском университете, занимался

111

романскими и германскими языками, путешествовал по Европе, Алжиру, Индии, был в США, Панаме, Кубе.

В 1928 году он побывал в СССР, где праздновали столетие Льва Толстого. В 1901 году он опубликовал книгу своих стихов «Серебряные струны». И все это прервалось в страшном 1914 году, когда началась первая мировая война. Он был мобилизован в армию и поступил на службу в архив австрийского военного министерства, а затем в редакцию военного журнала.

Ему удалось уехать в Швейцарию, где должны были ставить его драму «Иеремия». Он использовал библейский сюжет о пророке Иеремии, который уговаривал царя и народ не воевать с Вавилоном, в противном случае он предрекал гибель Иерусалима. Этот сюжет приобретал в годы войны особенное звучание. Цвейга всегда привлекали жанры историко-биографического романа. Он более 30 лет работал над биографией Бальзака, библиографический цикл «Строители мира», в который вошли очерки о Достоевском, Диккенсе и других писателях.

Большой интерес представляют такие биографические произведения как «Мария Антуанетта» (1932) о погибшей на гильотине французской королеве, «Триумф и трагедий Эразма Роттердамского» (1934). Его произведения отличаются глубоким проникновением в тайны человеческой души.

Убежденный противник всякой войны, он поддерживал любое антивоенное и антифашистское выступление. О своем неприятии фашизма Цвейг говорил накануне второй мировой войны, позже оказался в Бразилии. Он очень переживал за свою родину. Он писал: «Мир моего родного языка погиб для меня, и моя духовная родина, Европа, уничтожила самое себя. Когда тебе за 60, нужны необыкновенные силы, чтобы все начать заново. Мои же силы исчерпаны...

Я приветствую всех моих друзей. Возможно, они увидят зарю после долгой ночи. Я же, самый нетерпеливый, ухожу раньше их». 23 февраля в отеле города Рио-де-Жанейро Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством.

Творческое наследие его чрезвычайно разнообразно в жанровом отношении: стихотворения и поэмы, очерки, эссе, путевые заметки, репортажи. Широкую известность приобрел цикл исторических миниатюр «Звездные часы человечества» (1927-1936). Главные герои – не самые большие знаменитости: прокладчик межконтинентального телеграфного кабеля Сайфур Филд.

Произведение «Первое слово из океана». В нем Цвейг обращается к техническому достижению 19 века – прокладке телеграфного кабеля между Европой и Америкой, результатами которого человечество продолжает пользоваться, даже не вспоминая того, кому принадлежит заслуга осуществления проекта.

112

В этой истории писатель усмотрел материализованное стремление людей к объединению, которое было заветной мечтой Цвейга, представлявшего будущее как грандиозный мировой союз, возросший на основе «единого человеческого сознания».

В другой миниатюре «Гений одной ночи» автор рассматривает человека. Главный персонаж – молодой человек, капитан фортификационного корпуса Руже де Лиль. Цвейг показывает историю Франции: вот Людовик 16 объявляет войну против австрийского императора и прусского короля. Читатель становится свидетелем воодушевления, охватившего Страсбург. Описывает прощальный вечер для уходящих на фронт. Вдруг к де Лилю обращается мэр Страсбурга с вопросом, не напишет ли тот что-нибудь строевое для французской армии. Руже не мнит себя известным великим поэтом, его произведения не пользуются популярностью. Но он соглашается. Он вдохновляется до небесных высот, и в одну ночь становится известным, написав необыкновенной силы произведение. Оно вырывается на простор и достигает Марселя, становится его походным маршем, зовом к победе, национальным гимном всего народа. Известное всему миру Марсельеза.

Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног! Нам враждебны златые кумиры; Ненавистен нам царский чертог!

Мы пойдем в ряды страждущих братий, Мы к голодному люду пойдем;

С ним пошлем мы злодеям проклятья, На борьбу мы его позовем:

Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врагов, брат голодный!

Раздайся крик мести народной! Вперед!

Богачи, кулаки жадной сворой Расхищают тяжелый твой труд. Твоим потом жиреют обжоры; Твой последний кусок они рвут.

Голодай, чтоб они пировали!

113

Голодай, чтоб в игре биржевой Они совесть и честь продавали, Чтоб ругались они над тобой!

Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врагов, брат голодный!

Раздайся крик мести народной! Вперед!

Тебе отдых — одна лишь могила! Каждый день недоимку готовь; Царь-вампир из тебя тянет жилы! Царь-вампир пьет народную кровь!

Ему нужны для войска солдаты: Подавай, же сюда сыновей! Ему нужны пиры да палаты: Подавай ему крови твоей!

Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врагов, брат голодный!

Раздайся крик мести народной! Вперед!

Не довольно ли вечного горя? Встанем, братья, повсюду зараз!

От Днепра и до Белого моря, И Поволжье, и Дальний Кавказ! На воров, на собак — на богатых! Да на злого вампира царя!

Бей, губи их, злодеев проклятых! Засветись лучшей жизни заря!

Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врагов, брат голодный!

Раздайся крик мести народной! Вперед!

114

И взойдет за кровавой зарею Солнце правды и братства людей. Купим мир мы последней борьбою: Купим кровью мы счастье детей. И настанет година свободы, Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,

Исольются в едино народы

Ввольном царстве святого труда...

Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врагов, брат голодный!

Раздайся крик мести народной! Вперед!

(Перевод П.Антокольского)

Цвейг пишет, разве не ради такого звездного часа живет человек пусть после этого он возвращается в свою обычную незначительность, пусть умрет в нем творец, поэт, но он изведал высокое счастье творчества, счастье победы.

Наиболее существенное место в его творчестве занимают психологические новеллы. Однажды Цвейг сказал, что его страсть разгадывать психологические загадки переросла в манию. И эта страсть проявилась именно в новеллах. Каждая имеет свой сюжет, но их объединяют – душевные страдая, мир сильных чувств и эмоций. Повествование ведется обычно от первого лица, который в передаче своей тайны раскрывает перед слушателем свой внутренний мир, свои переживания. Лучшие новеллы Цвейга: «Гувернантка», «Амок», «Письмо незнакомки» и др.

Кчислу подлинных шедевров относится новелла «Незримая коллекция».

Водном купе едут несколько человек и разговаривают о разном. Один из попутчиков рассказал историю, которая перевернула душу антиквара. Антиквар отправился в провинцию, чтобы приобрести несколько антикварных вещей. Там у одного известнейшего антиквара должно было быть большое количество гравюр. Оказалось при знакомстве, что старик ослеп и имеет одно утешение в своей коллекции, которую он ежедневно просматривает. Радостный от визита настоящего знатока искусства, старик спешит показать гостю свое сокровище, собранием которого он занимался всю жизнь. Слепой старик и не подозревает, что его коллекции больше нет. Он с увлечением перелистывает, щупает, пересчитывает произведения, состоящие из чистых листов бумаги. От его дочери

115

гость узнает о судьбе сокровищ: не имея средств к существованию, сестра и мать, чтобы не умереть с голода, начали продавать гравюры. Они делают это втайне, не желая расстроить старика, который умер бы с горя, узнав о продаже антиквара.

Дочь умоляет гостя поддержать спасительный обман. Каждый переживает по-своему: владелец лжеколлекции – блаженство и успокоение, гордость и душевное равновесие; посетитель – ужас от обмана слепого коллекционера, стыд и горечь; дочь и мать – скорбь и горячую благодарность за подаренные старику мгновения счастья. Жертвенность женщин вызывает у читателя сочувствие и уважение, нежели страсть старика-коллекционера. Они посвятили свою жизнь спасению жизней близких людей. «Может быть мы дурно поступили с ним, но ничего другого нам не оставалось. Надо же было как-то жить… и разве человеческие жизни, разве четверо сирот не дороже картинок… ». В этой новелле раскрылось дарование писателя искусство реалистического повествования.

Бертольд Брехт (1898-1956 гг.)

Немецкий писатель, режиссер. Крупнейший реформатор театра и драматургии ХХ века. Родился в Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. Окончил гимназию, поступил в Мюнхенский университет, но не закончил его, так как началась первая мировая война, и он был мобилизован в армию. Он

116

служил санитаром в одном из госпиталей. Затем поступил на философский факультет Мюнхенского университета и одновременно учился на медицинском факультете. Часто посещал лекции по театроведению. В 20-х годах – он представитель левого, пролетарского искусства Германии и сближается с коммунистами, пишет стихи без рифмы, баллады и песни протеста.

Его песни «Песня единого фронта» и «Хвала партии» стали боевыми гимнами немецких рабочих. Как драматург он прославился в те годы произведением «Трехгрошовая опера»(1931год). Это произведение – злая саркастическая издевка над миром, где нет разницы между гангстером и бизнесменом, между преступностью и так называемым приличным обществом, где правят законы наживы и эксплуатации, уродующие людей. Один из персонажей говорит: Стать добрым! Кто не хочет добрым стать? Но вот беда – на нашей злой планете хлеб слишком дорог, а сердца черствы. Мы рады жить в согласье и совете, да обстоятельства не таковы. И значит, в мире нет добра, И значит, это все – мура!

С приходом к власти Гитлера Брехт вынужден был эмигрировать в Европу (Прагу, Вену, переехал в Данию и Швецию, потом в США). В те годы наблюдался расцвет его творчества. В острых антифашистских пьесах «Страх и нищета третьей империи» (1938), «Мамаша Кураж и ее дети» (1939) писатель показывает ту атмосферу всеобщего страха, при которой и возможно существование диктатуры.

В те годы Брехт активно выступает против фашизма. В 1941 году он с семьей приезжает в СССР, в Москву. До этого он не раз бывал в СССР. Он проезжает через всю страну до Владивостока, где, сев на корабль, поплыл в США, чтобы присоединиться к большой группе немецких писателей. Пребывание в США закончилось вызовом в 1947 году в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, после чего писатель решил покинуть США.

Он переезжает в Швейцарию, а в 1948 году, когда после войны Германия была разделена надвое, переезжает в ГДР. Там он осуществляет реформу театра и создает «Берлинер ансамбль», театр, который после гастролей в 1956 году в Англии и Франции был признан самым новаторским театром современности. К сожалению, послевоенная деятельность была непродолжительной: 14 августа 1956 года он скончался от инфаркта. Писатель разработал новую теорию эпического театра.

Теория эпического театра. Еще в 20-х годах Брехт задумал изменить театр. Вначале он хотел сблизить театр со спортом. Театр без публики – это нонсенс, писал он в 1926 году. Спектакль должен быть так же непредсказуем, как

117

спортивный мяч. Далее он следовал положению Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить». Следуя этому принципу Брехт меняет театр, что сделало его великим реформатором театра.

Публику нужно озадачить, показав знакомое с необычной стороны. Брехт критикует современное ему модернистское искусство и излагает основные положения своей теории. Эти положения касаются актерской игры, построения драматического произведения, театральной музыки, декораций, использования кино и др. Свою драматургию Брехт называет «неаристотелевской», а эпической. Такое название обусловлено тем, что обычная драма строится по законам, сформулированным еще Аристотелем в своей книге «Поэтика» и требующим обязательного вживания актера в образ. Театр должен стать школой мысли, говорил Брехт, показывать жизнь с подлинно научных позиций, в широкой исторической перспективе, пропагандировать передовые идеи, помогать зрителю понять меняющийся мир и самому изменяться. Разницу между драматической формой и эпической Брехт описывал в таблице

 

Таблица

драматическая форма

эпическая форма

 

 

представляет собой действие;

представляет собой рассказ;

 

 

активность зрителя понижается

пробуждает активность зрителя эмо-

зритель остается на уровне эмоций

ции через сознание превращаются

 

в выводы

 

 

зритель сопереживает

зритель изучает

 

 

человек неизменен человек

изменяется и изменяет действитель-

 

ность

 

 

события развиваются по прямой

события происходят неожиданно

 

 

бытие определяется сознанием

сознание определяет бытие

 

 

обращается к чувству зрителя

обращается к разуму зрителя

 

 

Все черты его пьес: философичность, жесткая логика, анализ с игрой, эмоции и разум – особенно ярко проявились в его пьесе «Матушка Кураж и ее дети». Показана 30-летняя война 17 века. В основу произведения положена по-

118

весть немецкого сатирика и публициста 17 века Гриммельсгаузена «Обстоятельное и диковинное жизнеописание великой обманщицы и бродяги Кураж».

Торговка Анна Фирлинг за свой нрав прозванная «Кураж» (смелость бедных) хочет нажиться на войне и отправляется со своим фургоном и детьми вслед за войсками. Она знает, что такое война, но желание обогащения сильнее. Дети ее – настоящие дети войны, два сына и немая дочь. Каждый имеет свою фамилию, их отцы – солдаты разных армий. Хотя действие происходит в трагическое для судьбы Германии Тридцатилетней войны 17 века, она тесно связана с самыми актуальными проблемами современности.

Всем своим содержанием пьеса заставляла зрителя и читателя в канун второй мировой войны подумать о ее последствиях. О том, кому она выгодна и кто от нее страдает. В пьесе звучит не только антивоенная тема, но и политическая незрелость простых трудящихся Германии, их неспособность понять подлинный смысл происходящих событий, поэтому многие стали жертвами фашизма. Война для Кураж – источник дохода. Она даже не понимает, что явилась виновницей гибели своих детей.

Вербовщик интересуется ее сыновьями. Но она не хочет, чтобы ее дети воевали. Она устраивает так, что ее дети получают бумажку с отметкой – смерть. И ее мошенничество становится пророчеством. Одного за другим она теряет детей. Она проверяет на зуб монету – не фальшивая ли. А в этот момент вербовщик уводит ее старшего сына. Старшего сына казнят за мародерство. Он сумел убить четверых крестьян и захватить 20 волов для провианта армии.

Брехт сознательно подчеркивает грязный характер войны: сын стал героем. Второй сын гибнет из-за жадности матери - нужно заплатить выкуп в 200 гульденов, но она слишком долго торговалась за его выкуп. Она предает своих детей, но дело ее процветает, она поет гимн войне-кормилице. О морали хорошо рассуждать сытым, а на голодный желудок – вредно. Мамаша Кураж, не зная отдыха, проходит со своим фургоном Польшу, Моравию, Баварию, Италию.

Однажды матушка Кураж отправилась в город Галле (Германия), чтобы взять у голодных горожан ценности в обмен на еду. В это время осаждающие город проникают в него, чтобы устроить резню в городе. Катрин, дочь, узнает это, влезает на крышу дома и бьет в барабан, предупреждая население. Ее убивают, но женщины и дети спасены. Лишь смерть дочери освящена высоким смыслом. Не зная счастья и любви, она гибнет ради спасения людей. Но мамаша, пропев песню над своей мертвой дочерью, придя в себя, отдав деньги крестьянам на похороны дочери, тащит свой фургон дальше. Казалось бы, настало

119