Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к НИУ ВШЭ.docx
Скачиваний:
341
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
9.49 Mб
Скачать

54. Сроки защиты гражданских прав. Соотношение материально-правовых и процессуальных сроков.

Защиты гражданских прав

Сроки защиты гражданских прав — предоставленные управомоченным лицам периоды времени для обращения к правонарушителю или к суду с требованием о защите или принудительном осуществле­нии своих прав.

К ним относятся:

  • претензионные сроки;

  • сроки ис­ковой давности.

Претензионные сроки устанавливают обязанность управомоченного лица предварительно (до судебного разбирательства спора) обратиться с заявлением об удовлетворении своих требований к предполагаемо­му нарушителю для их удовлетворения в добровольном порядке. Они могут устанавливаться добровольно — соглашением сторон или обычаями делового оборота — и в этом случае не затрагивать права упра-вомоченного (потерпевшего) лица на судебную защиту.

Вместе с тем угроза утраты права на предъявление иска из-за не­соблюдения обязательного (предусмотренного законом) претензион­ного порядка по сути делает претензионные сроки пресекательными и противоречит принципу свободного, самостоятельного осуществ­ления гражданских прав. Не случайно обязательный претензионный порядок неизвестен ни развитым правовым системам, ни междуна­родному коммерческому обороту. Поэтому действующее гражданское законодательство сохраняет его лишь как исключение, главным обра­зом в сфере транспортных обязательств (ст. 797 ГК).

Отграничение процессуальных сроков от иных промежутков времени.

Поскольку термин "срок" широко используется и в материально-правовых отраслях (прежде всего, в гражданском, семейном, трудовом праве), необходимо указать отличительные черты собственно процессуальных сроков, что позволит отграничить их от иных промежутков времени, которым законодатель придает юридическое значение:

-главная особенность процессуальных сроков состоит в том, что они устанавливают промежутки (моменты) совершения именно процессуальных действий (либо влекут конкретные процессуальные последствия). Процессуальные сроки не могут влиять на содержание спорного материально-правового отношения.

В этом состоит основное отличие процессуальных сроков от сроков, именуемых в гражданском праве судебными. Судебные сроки (см., например: п. 2 ст. 687 ГК) находятся вне процессуального правоотношения, определяя моменты, когда должна быть исполнена материально-правовая обязанность.

Следует также отличать процессуальные сроки от сроков исковой давности. Истечение последних по действующему российскому законодательству не влечет прекращения материального права и не препятствует возможности обратиться за судебной защитой (п. 1 ст. 199 ГК). Срок исковой давности по своей правовой природе является сроком, в течение которого лицо может обратиться с требованием о принудительном осуществлении и защите нарушенного права.

Между тем истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК). Можно ли утверждать, что наличие указанной нормы дает основания к отнесению сроков исковой давности к срокам процессуальным? Полагаем, что нет. Дело в том, что исковая давность в данном случае не устанавливает для суда какой-то конкретный временной промежуток или момент времени совершения процессуального действия. Исковая давность (в совокупности с заявлением стороны о ее применении) выступает лишь как основание для отказа в иске, в этом смысле мало чем отличаясь от любого другого материально-правового возражения ответчика, которое бы также повлекло отказ в удовлетворении исковых требований:

  • -установлению процессуальных сроков присущ публично-правовой элемент: процессуальные сроки устанавливаются либо законом, либо судом (ч. 1 ст. 107 ГПК). Соответственно лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию, не вправе своим соглашением изменить процессуальный срок:

  • -такие свойства гражданско-процессуальной формы, как детальность и императивность, влекут еще одну особенность - процессуальные сроки подлежат точному исчислению (ч. 2 ст. 107 ГПК).

Иначе говоря, процессуальные сроки по своей природе являются определенными (в отличие, к примеру, от сроков, предусмотренных в гражданском праве, где наряду с определенными широко используются и сроки неопределенные - "разумный срок", "достаточный срок" и др. Указание же на разумность (ч. 1 ст. 107 и ч. 1 ст. 136 ГПК), достаточность (ч. 3 ст. 113 ГПК) и необходимость (ч. 1 ст. 315 ГПК) при установлении судом процессуального срока следует рассматривать лишь как заложенный законодателем принцип определения конкретных (точных) сроков в тех случаях, когда такое установление производится на основе судебного усмотрения.