Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Глава 5. Клиническая беседа с пациентом

чиненными. Есть ли у пациента друзья («настоящие» или просто «при­ ятели»)? Много или мало? Раньше? В настоящее время? Как он развле­ кается (воскресенья, каникулы)? Его хобби (спорт, искусство)? И акку­ ратно заданный и зафиксированный точно, но с тактом, важный вопрос; предпочитает ли он жить в одиночку или в группе?

Всегда уместно закончить беседу тремя вопросами: о чем ему бы еще хотелось сказать? Чего он ждет от этой встречи? Что, по его мнению, с ним не так?

Осмысление

То, что происходит во время беседы, не есть ни «случайность», ни «испытание», ни «обвинение», Это срез жизни. Это относительно ти­ пичный и повторяющийся опыт пациента, касающийся его конфлик­ тов, неудач, желаний и недостатков, его адаптации или менее удачных защит. Во время этой беседы (или этих нескольких последовательных бесед) наступает момент, когда субъект не может более разыгрывать ситуацию так, чтобы скрывать свою глубинную личность. Если психо­ логом выдерживаются все требуемые меры предосторожности, субъект вскоре последовательно и автоматически привнесет сюда свой живой способ отношений со своими страхами и фрустрациями, гневом и при­ тязаниями. Глубинной структуре не остается ничего иного, кроме как медленно проявиться перед тем, кто умеет слышать, слушать, ни к чему не принуждая и принимая все, не делая выбора.

Психолог не должен проявлять ни страха, ни раздражения, ему сле­ дует найти для каждого естественный и спокойный стиль, пусть несколь­ ко лукавый, но реально и глубоко аффективно искренний, что прекрас­ но и сразу же ощущается любым собеседником.

Не следует быть ни слишком амбициозным, ни слишком торопли­ вым или слишком «давящим»; следует также тщательно избегать часто встречающейся «корриды» бесед, проводимых излишне усердными «сле­ дователями», как неприемлемо и стремление быстро достичь «цели» (как если бы речь шла о казни); слушание поневоле остается неполным, фраг­ ментарным, имеющим тенденцию к продолжению со временем. Нужно уметь останавливаться после тридцати-пятидесяти минут (чаще всего), в зависимости от субъекта, до того, как у пациента появится досадное чувство опустошенности, «выпотрошенности».

Проблема молчания редко упоминается авторами, однако следует уметь выдерживать его без нетерпения, но и без потворства. Пациент вполне имеет право молчать, но цель беседы предполагает, что он здесь

155

Часть вторая. КЛИНИКА

для того, чтобы говорить. «Слушание молчания» не должно вызывать у психолога ни гнева, ни желания пособничать.

По этому поводу не будет лишним настаивать на опасности выказы­ вать определенную «любезность» по отношению Кпациенту. Часто это форма изысканного пренебрежения» столь болезненно воспринимаемо* го пациентом, что его враждебная напряженность и реакция протеста весьма часто оказываются оправданными.

Следует тщательно избегать отвечать на садистические либо мазо­ хистские провокации субъекта, уклоняться от соблазна доминировать над ним (будь то желание «все знать» о нем).

Следует понять и другую классическую ловушку: каждый раз, ког­ да пациент слишком явно подчеркивает генитальные и эдиповские со­ ставляющие, то это для того, чтобы замаскировать хорошо скрытые прегенитальные конфликты, и каждый раз, когда пациент демонстративно подчеркивает прегенигальные элементы (оральные и анальные), то $то затем, чтобы скрыть нижележащие эдиповские и генитальные конфлик­ ты. Это совершенно обычная уловка, но даже самые маститые аналити­ ки попадаются на нее, особенно те, кто работает с детьми или с отстаю­ щими в развитии взрослыми.

Любому, кто имеет дело с «психикой», обязательно следует прини­ мать меры предосторожности (несмотря ни на что, часто недостаточ­ ные), чтобы не провоцировать субъекта на агрессивные,, любовные или гомосексуальные чувства. Конечно, случаи «действий» такого рода ос­ таются столь же чрезвычайными, сколь и известными, но неприятные переживания могут дестабилизировать и без всякого действия, и доб­ росовестность требует их, тем не менее, избегать,

«Окончание беседы» — это выражение, не отражающее способа от­ деления двух собеседников: психологическая беседа на самом деле не имеет «окончания»; даже если психолог не должен впоследствии встре­ чаться с субъектом, беседа может остаться открытой. Ее цель —поста­ вить перед пациентом проблемы, более подлинные д глубокие, чем те, с которыми он к нам пришел. Пациент должен понять, что нет никакого смысла имитировать немедленное (здесь и сейчас) разрешение его про­ блем, реальных, но поверхностных, которые он чувствует и которые выставляет на первый план.

Психологическая беседа не может представлять собой глубинную психотерапию. Если она иногда приобретает аспект ургентной психо­ терапии и нарциссической поддержки, то лишь в качестве побочного эффекта и без долговременных последствий* Психологическая беседа чаще занимает место вступления, в той же степени для пациента, как и

156

Глава 5. Клиническая беседа с пациентом

для терапевтической бригады, к размышлению и решениям,*Касающйм* ся выбора лечения и, конечно, возможной психотерапии^сак изменений, вносимых в случае необходимости в жизнь пациента (смена профессий, образа жизни или даже госпитализация)* *

* *

Что касается обобщающей и материализованной (более или менее) записи беседы, то ее объем и стиль существенным образом зависят от личности психолога и типа случая, представленного пациентом. Ё лю­ бом случае следует знать, что делать минимум записей р присутствии пациента и максимум после его ухода наиболее мудрая практика, с одной стороны, позволяющая избежать излишнего страха у больного и, с другой стороны, обеспечивающая психологу наилучший синтез erQ проблемы.