Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кондуфор Ю.Ю. (ред.). - История Украинской ССР...doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.11 Mб
Скачать

1. Греческая колонизация северного причерноморья

Причины греческой колонизации. За­селение греками Северного Причерно­морья не было единичным, случайным явлением в истории развития ан­тичного общества. В VIII—VI вв. до н. э. этот процесс охватил территорию Апеннинского полуострова, а также Северную Африку.

Миграция населения из Греции в VIII—VI вв. до н. э. происходила в условиях образования повой социаль­но-экономической формации — рабо­владельческого строя, перехода к бо­лее высокому уровню развития произ­водственных отношений. Колониза­ция была закономерным следствием относительного перенаселения — дав­ления излишка населения на произ­водительные силы при низком уровне развития последних, когда для сохра­нения жизнеспособности общества не­обходимо было ограничить количество населения на единицу площади. «В древних государствах, в Греции и Ри­ме,— писал К. Маркс,— вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общест­венного строя. Вся система этих го­сударств основывалась на определен­ном ограничении численности насе­ления, пределы которой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих условий существования антич­ной цивилизации».

Среди непосредственных причин переселения помимо аграрно-экономического важную роль играл социа­льный фактор, когда в результате острой внутриполисной борьбы, со­провождавшей процесс становления нового, рабовладельческого общества, группы населения, потерпевшие по­ражение, вынуждены были оставлять родину. Кроме того, определенное значение имел военный фактор. В ря­де случаев вражеские нашествия на города и примыкающие к ним сель­скохозяйственные зоны и их разоре­ние принуждали жителей иногда целых полисов переселяться в другие местности.

Греческие колонии нельзя сравни­вать с колониями эпохи капитализма. Греческие полисы (города-государст­ва), возникшие на колонизованных землях, в экономическом и политическом отношении не зависели от своей метрополии. Взаимоотношения с мет­рополией были равноправны и осу­ществлялись на договорных началах. Относительно же осваиваемых терри­торий сущность греческой колониза­ции, несмотря на преимущественно мирный характер процесса, состояла в эксплуатации как природных ресур­сов этих территорий, так и местного населения.

Основание колоний проходило, как правило, организованно. Обычно мет­рополия назначала или сами колони­сты выбирали руководителя пересе­ления — ойкиста, основной задачей которого было распределение земель­ных участков на месте нового посе­ления. Иногда он принимал, также участие в выработке определенных законоположений для новой колонии. Колонизационный поток состоял из разных социальных слоев населе­ния — обезземеленных земледельцев, ремесленников и др.

Развитию новых городов способст­вовала и активная торговля. В то вре­мя в Греции быстро росли население и количество городов с довольно раз­витыми ремеслами, которые требова­ли регулярного обеспечения их про­довольствием, сырьем, рабами. Коло­ниальная периферия греческого мира могла не только удовлетворить эти потребности, но и стать рынком сбыта ремесленной и некоторых видов сель­скохозяйственной продукции метро­полии.

В ходе колонизации VIII—VI вв. до н. э. определились греческие цент­ры, откуда переселялось наибольшее количество людей. Таким основным районом было малоазийское побере­жье Греции — Иония, в частности Милет. Значительные масштабы пе­реселения отсюда в VII—VI вв. до н. э. были вызваны почти беспрерыв­ной внутриполисной борьбой, перио­дическими разрушениями сельскохо­зяйственных округ, разорением граж­дан и т. п.

Заселение греками районов При­черноморья происходило постепенно. Так, в VIII в. до н. э. греческие мо­реплаватели освоили юго-восточное побережье Черного моря. К этому времени, вероятно, относится возник­новение здесь древнейших поселе­ний — Синопы и Трапезунда. Однако основание Синопы как города — ко­лонии Милета — датируется второй половиной VII в. до н. э. В конце VII в. до н. э. здесь возник Амис и на полстолетия позднее — единственная дорийская колония Гераклея Понтийская, выходцы из которой были осно­вателями Херсонеса. С конца VII в. до н. э. началось освоение западного побережья. В этом районе возникли такие города, как Истрия, Аполлония; в первой половине VI в. до н. э.— То­мы, еще позднее переселенцы из Ге-раклеи Понтийской основали Каллатис.

Появление большинства античных городов в Северном Причерноморье датируется VI в. до н. э., хотя, судя по раскопкам поселения на о. Березань (Очаковский район Николаев­ской области), начало колонизации его следует отнести еще ко второй по­ловине VII в. до н. э., а самое ран­нее знакомство греков с Северным Причерноморьем — ко времени гоме­ровской Греции.

Заселялось не только морское по­бережье, но и берега лиманов, причем местами плотность расположения не­больших поселений была довольно высокой. Иногда поселения находи­лись в прямой видимости одно от другого. Выделяются три основных, района сосредоточения античных городов и поселений: район Боспора Киммерийского (Керченский и Таманский полуострова) с наиболее крупными городами Пантикапеем (Керчь), Фео­досией, Фанагорией (вблизи ст. Сен­ной на Таманском полуострове), Гермонассой (ст. Таманская), Горгип-пией (Анапа); побережье Днепро-Бугского и Березанского лиманов с

самым значительным центром Ольвией (у с. Парутино Очаковского райо­на Николаевской области); район За­падного Крыма с основным центром Херсонесом (окраина г. Севастополя). Следует назвать и побережье Днест­ровского лимана с крупным городом Тирой, который по своим экономиче­ским и политическим связям и осо­бенностям развития тяготел к району Ольвии. Большинство названных го­родов было основано выходцами из Ионии.

Политическая организация античных городов-государств. Формой полити­ческой организации новооснованных городов-государств была, как прави­ло, рабовладельческая республика. В. И. Ленин писал: «Рабовладельче­ские республики различались по сво­ей внутренней организации: были рес­публики аристократические и демок­ратические. В аристократической рес­публике небольшое число привилеги­рованных принимало участие в выбо­рах, в демократической — участвова­ли все, но опять-таки все рабовладе­льцы, все, кроме рабов» '. По грече­ским законам прав гражданства не имели также женщины и иностранцы. Только отдельным иностранцам за бо­льшие заслуги перед государством предоставляли такие права. Незначи­тельной была роль в политической жизни и рядовых граждан. Они име­ли намного меньше реальных возмож­ностей занимать высокие должности, чем их состоятельные сограждане. Следовательно, понятие «демократи­ческая рабовладельческая республи­ка» было достаточно условным.

Обычно под влиянием разных об­стоятельств внутренняя организация античных государств со временем могла приобретать те или иные осо­бенности. В частности, это касается Боспорского государства, в состав которого вошли некоторые местные пле­мена и в котором на определенных этапах исторического развития суще­ствовала монархическая форма прав­ления. Однако она не была типичной для античных городов Северного При­черноморья. В других северопричерноморских государствах происходила аристократизация демократического строя, особенно усилившаяся в пер­вые столетия нашей эры.

Таким образом, основанные на чу­жих землях города-государства на первых этапах своего существования имели политическую организацию, подобную греческим полисам того времени,— рабовладельческую демок­ратию. Аналогичными были их систе­ма и органы власти. Эти государства состояли из города — экономического, политического и культурного центра государства и хоры — сельскохозяй­ственной округи. В процессе развития городов Северного Причерноморья проявились общие исторические зако­номерности развития античного об­щества в целом. Это были государства классового, рабовладельческого обще­ства.

Формирование важных особенно­стей в жизни тех или иных греческих колоний обусловливалось в значите­льной степени присутствием местно­го населения. Уровень развития мест­ных племен и характер их взаимоот­ношений с античными государствами способствовали появлению определен­ных отличий в истории, экономике и культуре последних. Это касается и северопричерноморских городов, кото­рые были тесно связаны с окружав­шими их племенами. Влияя на них, они одновременно испытывали и об­ратное влияние. От характера отно­шений с местными племенами в зна­чительной мере зависели не только экономика и политика, но и само су­ществование северопричерноморских городов. Все это наложило своеобраз­ный отпечаток на историческое раз­витие и культуру античных городов Северного Причерноморья. В частно­сти, нельзя представить Боспорское государство без его тесных взаимо­связей с племенами синдов, меотов, скифов и др. Эти связи хорошо про­слеживаются на протяжении всей ис­тории Боспора, но особенно усилива­ются в первые столетия нашей эры.

В составе населения античных, осо­бенно боспорских, городов с течением времени все больше возрастала про­слойка местных элементов, которые играли все более заметную роль в их жизни. Вместе с тем происходила оп­ределенная эллинизация окружаю­щих племен, ускорялся процесс их социально-экономического развития. В частности, в Боспорском государст­ве имел место довольно активный пе­реход, к оседлости местного кочевого скотоводческого населения.

В истории античных городов-госу­дарств Северного Причерноморья можно выделить два основных пе­риода их развития, каждый из кото­рых имеет свою специфику. Первый период охватывает время с VI по II ч. до н. э. и характеризуется относи­тельно самостоятельным развитием городов-государств, тесными связями с другими греческими городами. Вто­рой приходится на I в. до н. э.— IV в. н. э. Это время зависимости северопричерноморских городов сначала от Понтийского царства, а затем от Рим­ского государства, время разруши­тельных набегов гетов, готов, гуннов и других кочевых племен.