Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эволюция понимания позитивного ментального здо...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
141.31 Кб
Скачать

2. Оптимизм/ пессимизм.

В 1985 году, Scheier и Carver предложили измерение оптимизма/ пессимизма, которые они описали как тенденцию верить, что любой опыт человека в жизни является либо положительным, либо отрицательным. Работая над влиянием ожиданий на деятельность и чувства, они выявили, что глобальные ожидания были стабильными на протяжении длительного времени и различных жизненных ситуаций. Было отмечено, что эти ожидания формировали основания важных индивидуальных характеристик. В ходе этого исследования они разрабатывали тест жизненных ориентаций (LOT). LOT использовался во многих исследованиях, чтобы оценить влияние оптимистических ожиданий на разнообразные результаты, включая те, которые связаны со здоровьем. Хотя некоторые из этих исследований были противоречивыми, все же большинство из них заключило, что оптимизм благотворно влияет на психологическое и физическое здоровье.

Лучшее совладание со стрессовой ситуацией является тем механизмом, который объясняет пользу психологического и физического состояний оптимистов. Carver, Scheier и Weintraub (1989) проверили эти выводы на выборке студентов и выявили, что оптимист более активно совладает со стрессами, меньше избегает их и больше желает вовлекаться в практики ментального здоровья.

3. Leighton и Murphy.

Leighton и Murphy (1987) утверждали, что индивиды, не имеющие симптомов заболеваний, из всей генеральной выборки могут классифицироваться, в соответствии с их личностным типом и их копинг стратегиями, на три группы:

  1. «кочанная капуста»: те, кто имеет незначительные стремления и достижения в собственной жизни;

  2. «елизаветинские»: люди, которые переживают интенсивные эмоциональные состояния в периоды счастья и несчастья;

  3. «краб отшельник»: люди, которые создают раковину, чтобы защитить себя от эмоциональных стрессов, возникающих в семье, межличностном общении и на работе. Люди из этой группы имеют высокий риск последующих нарушений, когда их защита разрушается.

Данная классификация ограничена, так как не включает людей, не имеющих симптомов низкого ментального здоровья, но все же использующих копинг стратегии, приводящие их к риску ментальных заболеваний.

4. Гибкость психической реальности как наилучшее определение.

Способность совладать с неблагоприятными условиями и избежать разрушения или различных проблем со здоровьем является чрезвычайно важной для людей, когда они борются со значительным стрессором. Этот феномен наблюдался и был изучен многими исследователями, приверженцами различных теорий.

Как заметил Rutter (1985, p. 598): «Однозначно, жесткий и грубый стрессор создает трудности, однако дети имеют способность противостоять им». Этот взгляд был поддержан работой Paykel над жизненными событиями, который выявил, что некоторые люди не подвержены депрессии при переживании неблагоприятного стрессового опыта (Rutter, 1985). В последнее время, Cederblad et al. (1995) отслеживал 148 людей, выбранных из предыдущего исследования (исследование Lundby), живущих в условиях риска ментальных заболеваний. Они выявили, что большинство из них было благополучным.

В 1970 году некоторые дети описывались исследователями как «неуязвимые», это означало, что у них был высокий уровень сопротивляемости, что не позволяло поддаться давлению стресса и неблагоприятных условий существования. Эти положения являются важными и лучше рассмотреть их в следующих трех аспектах: на его взгляд, сопротивляемость к стрессу является относительной, не абсолютной; основами сопротивляемости выступают окружающая среда и организм; степень сопротивляемости является нефиксированным качеством. Он предложил понятие «гибкости психической реальности» вместо идеи неуязвимости, определяя гибкость психической реальности как способность совладать с неблагоприятными условиями и избежать нарушений или различных проблем со здоровьем. Было выявлено некоторое количество факторов, которые влияют на повышение гибкости психической реальности.

Роль защитных факторов в когнитивной сфере.

Воздействия, модифицирующие, улучшающие или изменяющие ответ личности на опасность, поступающую из окружающей среды, которые также подразумевают малоадаптивные результаты, называются защитными факторами. Лучше сразу предупредить, что эти защитные факторы не приводят к чувствам наслаждения и счастья. Известно, что острый стресс в ранней жизни, например у животных, усиливает сопротивляемость к стрессам в последующей жизни. Этот эффект реализуется как «эффект закаливания», что было описано еще парашютистами. Защитные факторы могут не проявляться при отсутствии стрессора и могут больше касаться личностных качеств человека, чем жизненных событий (например: девушки менее уязвимы, чем парни во многих неблагоприятных ситуациях). Обладание защитными факторами не всегда может приносить радость и быть желанной чертой: люди, проявляющие больше «иммунитета» к стрессу, могут проявлять больше эгоизма, быть поверхностными и непостоянными в отношениях друг с другом (Rutter, 1985).

Интерактивные процессы могут иметь важность для стимуляции развития гибкости психической реальности. Например, это означает, что наличие работающей матери не является риском как таковым, но утрата восприятия матери в первое время после рождения из – за ее работы может становиться стрессом, если это совпадает с утратой отца (т.е. через расторжение брака). Другими словами, ранняя утрата родителей предрасполагает к депрессии, если это ведет к неадекватной заботе и потери эмоциональной стабильности в семье. Эта утрата заботы может иметь большое значение, становясь цепью эмоциональных событий, которые в своей комбинации предрасполагают к дальнейшим нарушениям. Каждое звено в этой цепи является фактором, влияющим на дальнейшую жизнь.

Нарушения ментального здоровья родителей является специфическим стрессом, который проявляется в прогнозе эмоциональных нарушений детей через связь с семейными разногласиями, особенно если ребенок вовлечен в конфликт. Выраженность ментального здоровья супругов, сохраняющая хорошие отношения между ними и восстанавливающая гармонию, выступает защитным фактором. Некоторые характеристики детей, такие, как легкий темперамент или противостояние сексуальным заболеваниям родителей, также имеют защитный эффект. Некоторые исследования семей больных шизофренией показывают следующее: если стрессы в этих семьях являются управляемыми и, в сущности, эти семьи имеют полезные цели, то здоровье детей является фиксированным и сопротивляемость стрессам усиливается. Помощь другим приводит к высокой морали и применению навыков решения проблем. Однако некоторые качества человека могут быть позитивными в одних ситуациях и негативными в других. Например, согласие, которое может быть адаптивным в одних учреждениях, также может быть неадаптивным в ситуациях, где имеет место оскорбление ребенка.

Исследования влияния множественных неблагоприятных социальных условий на детей подразумевает родительский контроль, чтобы их дети не были вовлечены в антисоциальные группы, например, делинквентные. В лонгитюдных исследованиях было выявлено, что на отсутствие делинквентного поведения влияют позитивные отношения родители – ребенок и хорошая поддержка от родственников, особенно от бабушек и дедушек (Werner, Smith, 1982; Rutter, 1985). Гибкость психической реальности связанна с хорошей по содержанию диспозицией, позитивной Я – концепцией и принятие на себя ответственности за младших братьев и сестер. Это означает, что успешное совладание, принятие на себя продуктивной роли и наличие близких семейных связей, приводит к личностной силе в негативных обстоятельствах (Elder, 1974, 1979; Rutter, 1985).

Важность определения ценности жизненных ситуаций выражается в формировании с их помощью когнитивных структур. Когнитивные структуры личности (самооценка личности, сила личности) могут быть основанием для успешного совладания со стрессовыми ситуациями. Копинг механизм лучше других механизмов способствует совладанию с трудными ситуациями. Существует целый ряд копинг процессов, утрата которых приводит к несчастью. Несчастье повышает вероятность того, что одно неблагоприятное условие будет влечь за собой другие. Лонгитюдные исследования показали, что когнитивные структуры не являются фиксированными качествами личности, и они могут меняться с изменением обстоятельств жизни. Гибкость психической реальности характеризует некоторый тип активности, определяет цели, находящиеся в нашем уме, и стратегии достижения выбранной цели. Это задействует личностную самооценку, доверие к себе, веру в собственную эффективность, способность справляться с изменениями и адаптироваться к ним и целый спектр навыков решения социальных проблем. Два фактора приводят к воспитанию гибкости психической реальности человека. Это – безопасные и стабильные межличностные отношения и опыт успеха и достижений. Необходимо обобщить потребности людей с учетом того, что они проявляются в определенных жизненных аспектах личности. Дистанцирование себя от устойчивых негативных ситуаций также является защитным фактором. Выявленные результаты являются основанием для предупреждающих и укрепляющих действий, направленных на детей в различных трудных ситуациях.