Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГЛАВА 7.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
216.06 Кб
Скачать

7.9. Адвокатура психически больных

Движение в защиту гражданских прав людей с психическими заболеваниями и умственной отсталостью тесно связано с идеями интеграции, антидискриминационного подхода и психиатрией сообщества. С 1980-х гг., когда в США и других странах были возбуждены открытые уголовные процессы против насилия и злоупотребления в отношении психически больных, в некоторых учреждения появилась новая форма социальной работы и общественной защиты — адвокатура психически больных. Не меньший резонанс эта форма гражданской активности вызвала и в России, в особенности после того, как Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантировал соблюдение жизненных свобод и прав психически больных людей.

Адвокатура — защита прав и представление интересов безвластных групп объединениям, обладающим властью.

Вместе с тем перечисленные выше статьи Закона не всегда соблюдаются в полной мере. К примеру, решение о прекращении лечения или выписке пациента может приниматься без учета его мнения, причем сложности могут возникать в обоих случаях — когда психиатр задерживает пациента в стационаре, опасаясь ухудшения состояния, и когда пациент по оценке врачей, больше не нуждается в лечении но им писать его просто некуда. Поданным секции по защите психически больных при Уполномоченном по правам человека, нередки случаи принудительного назначения диспансерной учета. Грубейшие нарушения прав касаются и других положении Закона.

Статья 6. Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

  1. Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной но то органом здравоохранении, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжалован в суде.

  2. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Статья 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи.

Сведения о наличии v гражданина психического расстройства, фактах обращения нa психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов липа, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Об уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, см. статью 128.1 УК РСФСР.

Статья 23. Психиатрическое освидетельствование.

1. Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. <...>

  1. Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда, по имеющимся данным, обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

  2. Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона.

Статья 29. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Нарушения статьи 6, в соответствии с которой определяется крут профессий с психиатрическими противопоказаниями, затрагивают случаи повсеместного требования справок об отсутствии психического заболевания не только для получения водительских прав, ношения оружия, но и там, где это законами не предусмотрено. Подобные требования появляются как на местном, так и на государственном уровне, где не так давно рассматривалась необходимость подтверждения статуса здорового человека для работников образования и государственных служащих.

Статья о врачебной тайне также зачастую нарушается — больному, его родственникам и представителям могут не сообщить диагноз, тогда как работникам милиции, военкомата и работодателям такие сведения предоставляются. Назначение любых недобровольных мер медицинского характера является исключительной компетенцией суда, а заключение экспертов-психиатров должно оцениваться в совокупности со всеми обстоятельствами дела. Реально эта процедура часто не соблюдается. Вместе с тем психиатры не всегда склонны соглашаться с правозащитниками. Так, А.П. Коцюбинский считает, что статья 29 о недобровольной госпитализации должна быть существенно конкретизирована в части определения понятия «тяжести состояния больного», расшифровки пункта о «существенном вреде» для здоровья, который может причинить себе больной, а также относительно условий недобровольной госпитализации, когда психически больным нарушаются неотъемлемые права окружающих.

Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, предусмотренные статьей 37, защищены лишь частично. Дело не только в ограничении возможности пользоваться телефоном и соблюдать тайну переписки, но и в реализации права на лечение и содержание в психиатрическом учреждении. Повсеместной проблемой является нехватка средств на питание, на нужды больных тратится в 3 — 4 раза меньше денег, чем выделено и тем более предусмотрено. Зачастую используются устаревшие препараты, провоцирующие побочные эффекты. Для усмирения буйных больных часто нет иных успокаивающих средств, чем «вязки». В некоторых стационарах существенно нарушаются нормы жизненного пространства.

Статья 38, предписывающая создание специальной службы защитников прав психически больных, находящихся в стационарах, существует исключительно на бумаге, поскольку отказано в ее финансировании. Подобная государственная служба, как связующее звено между пациентами и институтами правовой защиты, крайне необходима. Работники психиатрических учреждений сами могли бы следить за соблюдением своих прав и прав пациентов при соответствующей юридической грамотности и наличии такой службы внутри и вне учреждений. Общественные организации пока в одиночку отстаивают права психически больных, выступая в качестве их представителей или социальных адвокатов в судах. Роль общественных объединений в защите прав лиц с психическими расстройствами также должна быть конкретизирована.

В отношении душевнобольных зачастую нарушаются фундаментальные права человека, в частности избирательное право, когда их голоса на выборах приписываются тому или иному кандидату. Люди, страдающие психическими расстройствами, оказываются совершенно беззащитными при отстаивании своих имущественных и жилищных прав. С ними заключаются браки, оформляются договоры купли-продажи, дарения, завещания, после чего они часто оказываются на улице или в интернатах. Нередко родственники инициируют иски о признании больных и престарелых недееспособными, оформляют опеку и затем отправляют их в интернат. Некоторые недобросовестные врачи-психиатры идут на нарушения этических норм, граничащие с уголовными преступлениями, злоупотребляют служебным положением с целью обогащения.

Информация о существовании и содержании Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» как основного правового документа должна быть доступна всем вовлеченным в процесс оказания и получения помощи, родственникам людей, страдающих психическими расстройствами, а также широкому сообществу. Во избежание ущемления прав психически больных следует предпринимать целенаправленные действия по ознакомлению пациентов психиатрических учреждений с их правами, проводить правовое обучение в рамках психообразовательных программ психосоциальной реабилитации. Действующий Закон должен быть доступен для ознакомления как в диспансерных, так и в стационарных службах — быть вывешенным в открытом месте наряду с другой необходимой информацией, например правилами поведения в отделении и инструкциями по посещению психически больных.

Правовая подготовленность сегодня необходима как для потребителей психиатрических услуг, так и для специалистов, работающих в психиатрических учреждениях, особенно для тех, кто патронирует дела пациентов. Правовая защита душевнобольных во многом зависит от внимания к их проблемам со стороны независимых организаций, институтов Уполномоченных по правам человека, судебных органов, средств массовой информации, общественности. К статьям Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», защищающим права пациентов, относятся нижеследующие:

Статья 7. Представительство граждан, которым оказывается психиатрическая помощь.

  1. Гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

  2. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия — администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения.

3. Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат. Порядок приглашения адвоката и оплаты его услуг предусматривается законодательством Российской Федерации. Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, за исключением неотложных случаев, предусмотренных пунктом «а» части четвертой статьи 23 и пунктом «а» статьи 29 настоящего Закона.

Статья 38. Служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.

  1. Государством создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.

  2. Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

Статья 46. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи.

1. Общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения в соответствии со своими уставами (положениями) могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. Право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений должно быть отражено в уставах (положениях) этих объединений и согласовано с органами, в ведении которых находятся психиатрические и психоневрологические учреждения.

2. Представители общественных объединений обязаны согласовать условия посещения с администрацией психиатрического или психоневрологического учреждения, ознакомиться с правилами, действующими в нем, выполнять их и подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]