Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
geopolitika_otvety.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

22 Вопрос

Поль Видаль де ла Блаш (1845—1918) — основатель француз­ской школы «географии человека», занимающейся главным обра­зом изучением воздействия географической среды на человека, в частности местных природных условий на историю данного райо­на.

Будучи профессиональным географом, Видаль де ла Блаш был увлечен «политической географией» Ратцеля и строил свои теории, основываясь на этом источнике, хотя многие аспекты немецкой гео­политической школы он жестко критиковал.

В отличие от германской политической географии конца XIX — начала XX века, из которой Видаль де ла Блаш почерпнул немало идей, французскому автору был чужд географический фатализм. Он придавал большое значение воле и инициативе человека. В статье 1898 г., посвященной Ратцелю, Видаль дела Блаш впервые выдви­нул тезис о том, что «человек, так же как и природа, может рассматриваться в качестве географического фактора» — и не столько пассивного, сколько активно воздействующего и направляющего процессы на земном шаре, но действующего не изолированно, а в рамках природного комплекса. В своей книге «Картина географии Франции» (1903) де ла Блаш обращается к теории почвы, столь важной для немецких геополити­ков: «Отношения между почвой и человеком во Франции отмечены оригинальным характером древности, непрерывности... В нашей стра­не часто можно наблюдать, что люди живут в одних и тех же местах с незапамятных времен. Источники, кальциевые скалы изначально привлекали людей как удобные места для проживания и защиты.

Эта критика чрезмерного возвеличивания пространственного фак­тора у Ратцеля привела Видаль де ла Блаша к выработке особой гео­политической концепции — «поссибилизма» (от лат. possibilis — возможный). Согласно этой концепции, политическая история имеет два аспекта — пространственный (географический) и временной (ис­торический). Географический фактор отражен в окружающей среде, исторический — в самом человеке («носителе инициативы»)59. Ви­даль де ла Блаш считал, что ошибка немецких «политических геогра­фов» в том, что они считают рельеф детерминирующим фактором политической истории государств. Тем самым принижается фактор историзма и человеческой свободы. Сам же он предлагает рассматри­вать географическое пространственное положение как «потенциаль­ность», «возможность», которая может актуализироваться и стать дей­ствительным политическим фактором, а может и не актуализиро­ваться.

Человек во взаимодействии с окружающей средой форми­руется сам, обретая себя, в то же время природа раскрывает свои возможности только в рамках этого теснейшего взаимодействия с человеком.

Специфика Европы заключается, по мнению Видаль де ла Блаша, в том, что здесь как нигде в мире весьма близко соседствуют друг с другом самые различные географические условия: горы и моря, лесные массивы и степи, большие реки, текущие с юга на север и связывающие различные зоны, плодородные прибрежные почвы, наиболее изрезанная морская линия побережья, а также во многом обусловленный этими условиями климат, не способствую­щий паразитизму, но и не столь суровый, чтобы парализовать энер­гию человека.

Примечательно, что ни Ратцель, ни Видаль де ла Блаш не отрицали возможности образования мирового государ­ства. Ратцель, однако, связывал эту возможность с территориаль­ным ростом государств, который он считал универсальной тенден­цией. Видаль де ла Блаш также уделял большое внимание вопросам коммуника­ций, считал возможным создание в будущем мирового государства в результате взаимодействия отдельных локальных очагов.

Важной особенностью концепции Видаль де ла Блаша является тезис о постепенном преодолении противоречий между морскими и континентальными государствами за счет складывания принци­пиально новых отношений между землей и морем: континенталь­ные пространства становятся более проницаемыми, разветвленная сеть коммуникаций ориентирует их в сторону морских путей, море в свою очередь все больше становится зависимым от связей с конти­нентальными зонами. Это «взаимопроникновение» земли и моря есть универсальный процесс — таков вывод Видаль де ла Блаша.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]