Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП(ос) ОДО.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
691.2 Кб
Скачать

Правовые акты

  1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»//ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77.

  2. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «Об обороне»//СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

  3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (РГ. 1993. 21 сент.) с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 19 сентября 1997 Г.//РГ. 1997. 9 окт.

  4. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г.)//СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619. 172

  5. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. в редакции Указа Президента РФ от 24 января 1998 Г.//РГ. 1998. 3 февр.

Литература

  1. Ермакова Л.Д. Особо опасные государственные преступления. М, 1982.

  2. Ермакова Л.Д. Иные государственные преступления. М., 1987.

  3. Дьяков СВ. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999.

  4. Клягин B.C. Ответственность за особо опасные государственные преступления. Минск, 1973.

  5. Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Комментарий к главе 29 УК РФ. М., 2001.

Тема 15. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Вопросы

1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Злоупотребление должностными полномочиями.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

4. Превышение должностных полномочий.

5. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

6. Присвоение полномочий должностного лица.

7. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

8. Взяточничество.

9. Служебный подлог.

10. Халатность.

Научно-методические рекомендации

При решении задач необходимо уяснить юридическую и социальную природу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (далее - должностные преступления), которые представляют собой осуществляемое изнутри, самими субъектами властной деятельности, посягательство на нормальное функционирование публичного управленческого аппарата (в том числе и в воинских формированиях), государственных и муниципальных учреждений. В этом смысле наибольшее практическое значение имеют две группы обстоятельств.

Точное установление и процессуальное закрепление связи неправомерных действий виновных с занимаемым ими служебным положением, или, проще говоря, установление факта использования служебного положения вопреки публичным интересам. При этом необходимо учитывать, что в некоторых должностных преступлениях (например, предусмотренных ст. 289-290 УК) имеется в виду использование виновным своего служебного положения в широком смысле слова (т.е. компетенции и связей по службе, авторитета и значимости занимаемой должности), в других (например, предусмотренных ст. 285-285 УК) - в узком (только компетенции), в третьих (ст. 287, 293 УК) закон подразумевает неисполнение либо ненадлежащее исполнение виновным возложенных на него обязанностей. Во всех этих случаях особое значение приобретает установление прав и обязанностей виновного, правовых актов, их регламентирующих (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от ДО марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»).

Правильное понимание вопроса о том, кто может нести ответственность по нормам гл. 30 УК. За исключением дачи взятки субъект во всех этих преступлениях специальный. Наибольшее число должностных преступлений совершается должностными лицами. Необходимо иметь в виду, что признание лица должностным в не уголовном законодательстве вовсе не предрешает аналогичного решения с точки зрения Уголовного кодекса. Уголовно-правовое понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК, в силу которого следует выделять три категории должностных лиц: а) лица, выполняющие функции представителя власти (см. примечание к ст. 318 УК); б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, вооруженных вилах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие там же административно-хозяйственные функции. Одно и то же лицо может выполнять функции всех трех (или двух) видов, но для признания его должностным достаточно выполнения какой-либо одной разновидности указанных функций. Возможны ситуации, когда наряду с выполнением организационно-распорядительных, или административно-хозяйственных функций лицо осуществляет и чисто профессиональные обязанности (например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, руководит подчиненными и распоряжается денежными средствами учреждения в пределах утвержденной сметы, а с другой - осуществляет лечение больных). Ответственность за должностное преступление такое лицо будет нести лишь в связи с действиями (бездействием) в процессе выполнения обязанностей первого вида. Следует внимательно изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», в котором раскрывается содержание соответствующих функций, а также решается вопрос об отграничении должностных от иных служебных (гл. 23 УК) преступлений.

В четырех составах преступления (ст. 285, 286, 287 и 290 УК) квалифицирующим признаком является совершение соответствующих деяний лицами, занимающими государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, а также главой органа местного самоуправления (кроме ст. 287 УК). Все эти лица являются должностными, но они занимают особо ответственное должностное положение. Отнесение субъекта к числу указанных особо ответственных должностных лиц сопряжено с известными трудностями. Понятие лиц, занимающих государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, дается в примечаниях 2 и 3 /к ст. 285 УК, а также в ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ» и спец11ально принимаемых в субъектах РФ законах о государственных должностях соответствующего субъекта РФ. На федеральном уровне подобный закон отсутствует, хотя и существует достаточно давно изданные и явно неполный перечень государственных должностей РФ утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях РФ». Понятие главы органа местного самоуправления в позитивном законодательстве не используется. Однако сопоставление ст. 36 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принцип организации местного самоуправления в РФ» с соответствующим положениями УК позволяет заключить, что главой органа местного самоуправления следует считать исключительно главу муниципального образования.

Субъектом некоторых должностных преступлений являются государственные служащие органов местного самоуправления (публичные служащие). Понятие этих категорий лиц устанавливается на основе положений ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службе РФ» и от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в РФ».

Необходимо помнить, что должностное лицо и публичный служащий – пересекающиеся в логическом плане, но не идентичные понятия, ибо есть должностные лица, не состоящие на публичной службе (судьи, Президент РФ присяжные и арбитражные заседатели, капитаны судов, осуществляющие функции дознания и т.п.) и, с другой стороны, вовсе не любой публичный служащий выполняет указанные в примечании 1 к ст. 285 УК функции.

Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется тем, что должностное лицо совершает формально правомерные, находящиеся в границе его компетенции действия (или бездействует), которые направлены против интересов службы, им противоречат, не обоснованы и не вызываются необходимостью. Побудительной причиной к такому поведению выступают специальные мотивы - корыстная или иная личная заинтересованность; их содержание раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. Должностное злоупотребление причиняет общественно опасные последствия, описываемые в законе не с использованием оценочных признаков. Идентично последствия описываются в ст. 286 УК, весьма схоже — в ст. 288 УК- Обоснование причинения по конкретному делу таких последсТ81™ является весьма сложной в практическом плане задачей. Известные ходя не вполне определенные ориентиры в этом отношение содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. Вывод о том, что деяние виновного повлекло именно существенное нарушение правоохраняемых интересов, должен быть мотивирован. Сказанное в полной мере относится и к такому квалифицирующему признаку должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий, как причинение тяжких последствий.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. Уголовный кодекс дополнен двумя новыми нормами, посвященными нецелевому расходованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Ранее соответствующие деяния квалифицировались как злоупотребление должностными полномочиями, однако по действующему законодательству нецелевое расходование указанных средств не требует специального мотива. Учитывая, что диспозиции обеих новых норм бланкетные, установление признаков нецелевого расходования предполагает обращение к нормативным правовым актам финансового права и права социального обеспечения (например, Бюджетный кодекс РФ). Особое внимание следует обратить на отличие в процедуре расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, имея в виду, что только в отношении бюджетных средств реализуется процедура казначейского — под контролем финансовых органов государства — исполнения обязательств. Необходимо учитывать, что криминообразующим признаком обоих видов нецелевого расходования является крупный размер деяния (примечание к ст. 285 УК), в противном случае наступает лишь административная ответственность.

Требуется понять отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими. Закон исходит из того, что при превышении должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав по должности. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. и в учебной литературе приводятся типовые формы этого преступления. Следует иметь в виду, что одна из них — совершение должностным лицом действий, которые он мог совершить при наличии определенных условий, предусмотренных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации, — делает превышение должностных полномочий весьма похожим на злоупотребление ими, в связи с чем в судебной практике часто одни и те же действия квалифицируются то по ст. 285, то по ст. 286 УК.

Особое внимание необходимо обратить на квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. 3 ст. 286 УК, в частности имея в виду, что неосторожное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью охватывается данным составом преступления.

При прочих равных условиях преступления, предусмотренные ст. 286 и 288 УК, отличаются по субъекту: если полномочия другого должностного лица присваиваются в свою очередь должностным лицом, ответственность наступает по ст. 286 УК, а если публичным служащим, не являющимся должностным лицом, — по ст. 288 УК.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности по общему правилу является дисциплинарным проступком. Преступном является лишь такое участие, которое связано с предоставлением организации, в составе которой виновный осуществляет предпринимательскую деятельность, льгот или преимуществ либо с покровительством ей в иной форме.

В процессе решения задач о взяточничестве следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

а) по общему правилу привлечение к уголовной ответственности одного лица за получение взятки немыслимо без обвинения другого лица в ее даче. Исключения из этого правила предусмотрены в примечании к ст. 291 УК;

б) взяткой может считаться лишь такое предоставление в пользу должностного лица, которое имеет имущественную природу (например, передача ценных бумаг или бесплатный ремонт автомобиля);

в) в составах получения и дачи взятки необходимым признаком является связь между фактом ее вручения и ответным поведением должностного лица, осуществляемым с использованием занимаемого служебного положения в широком смысле слова. Разновидности служебного поведения, которое обеспечивается (обусловливается) взяткой, предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 290 УК и истолкованы в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Для признания дачи и получения взятки оконченными преступлениями вовсе не требуется фактического совершения этих действий (бездействия);

г) если должностное лицо за взятку совершает какое-либо преступление, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей статьей Особенной части (например, ст. 299, 300 УК). Взяткодатель, осведомленный, что взяткой он побуждает должностное лицо к совершению какого-нибудь преступления, также отвечает по совокупности ч. 2 ст. 291 УК и соответствующей статье особенной части со ссылкой на ст. 33 УК;

д) вымогательством взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК) Верховный Суд РФ признает не любое требование ее дачи под угрозой совершения действий (бездействия) по службе, а только то, которое подкрепляется угрозой нарушить именно законные интересы потерпевшего. Так же узко высший судебный орган трактует и завуалированную форму вымогательства взятки. Следовательно, если должностное лицо требует взятку под угрозой совершения правомерных действий (бездействия) по службе (например, предъявить обвинение в действительно совершенном, преступлении), вымогательство взятки отсутствует.

При квалификации служебного подлога особое внимание следует уделить предмету этого преступления. К сожалению, судебная практика нередко отступает от легального понятия официального документа, данного в ФЗ от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов».

Халатность является единственным должностным преступлением, совершаемым по неосторожности. Необходимо помнить, что ФЗ от 8 декабря 2003 г. по-новому обрисованы общественно опасные последствия этого преступления. Поскольку халатность совершается в форме чистого или смешанного бездействия, надо знать условия ответственности за бездействие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]