Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК Принуждение в гражданском пра...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
694.27 Кб
Скачать

Тема 9. Гражданско-правовые меры самозащиты и оперативного воздействия

Согласно статье 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. В законе содержаться требования, которые должны быть соблюдены, чтобы самозащита была правомерной. Это соразмерность способов самозащиты нарушению и то, что самозащита не должна выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения.

Под самозащитой гражданских прав следует понимать совершение управомоченным лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.

Следует отметить, что авторы в целом правильно и обоснованно очерчивают сферу применения самозащиты, указывают ее особенности и основание применения.

Основной чертой мер самозащиты является их компенсационный характер. Он выражается в том, что меры самозащиты применяются в случае нарушения субъективного гражданского права (или в случае создания угрозы его нарушения) с целью защиты нарушенного права. В связи с этими чертами самозащита отнесена к способам защиты гражданского права.

Меры самозащиты (в узком смысле слова) применяются при нарушении вещных прав во внесудебном прядке. Реализация заключается в принудительном воздействии на правонарушителя с целью приостановления, пресечения начавшегося нарушения права либо немедленной ликвидации последствий состоявшегося нарушения. Такой цели можно достигнуть только активными действиями.

Таким образом, принуждение выражается здесь в том, что действия в порядке самозащиты одного лица вынуждают другое лицо (против его воли, без согласия) прекратить противоправное действие, ликвидировать его последствия или совершить иные действия по восстановлению права.

В отличие от мер оперативного воздействия действия по самозащите права носят фактический характер, то есть не влияют на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Кроме того, это односторонние действия – юридические поступки.

Формы самозащиты определяются законом (охранительные меры). Лицо должно осуществлять самостоятельные действия только в этих формах, иначе действия лица могут быть обжалованы в судебном порядке.

В юридической литературе к мерам самозащиты принято относить необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. По нашему мнению, меры самозащиты подобно всем остальным гражданско-правовым мерам правового воздействия реализуются в охранительном правоотношении.

Согласно ст. 12, 14 ГК РФ любой субъект гражданского права имеет возможность осуществлять самозащиту своего права (субъективное право на самозащиту).

Данное право является элементом содержания правоотношения, в котором оно возникает, существует и прекращается, когда правоотношение прекращается (например, когда нарушенное право восстанавливается).

Право на самозащиту не может существовать вне правоотношения. Такая ситуация исключается гражданско - правовой наукой. Данное правоотношение не может быть регулятивным, поскольку оно возникает из неправомерного юридического действия – нарушения или создания реальной угрозы нарушения гражданского права. Правовая связь направлена на обеспечение защиты гражданских прав.

Субъектами данной связи являются потерпевшее лицо (собственник) и нарушитель, имеющий охранительную обязанность прекратить свои противоправные действия либо ликвидировать, устранить негативные последствия своих действий, возникших в имущественной сфере собственника.

Например, собственник может самостоятельно отразить угрозу уничтожения имущества, самостоятельно немедленно завладеть своей вещью, которой незаконно владеет нарушитель, или устранить препятствия по пользованию вещью и т.п.

В ГК РФ определение необходимой обороны нет. В Уголовном кодексе РФ (ст. 37) сказано, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применений такого насилия.

Необходимая оборона используется субъектами гражданского права с целью защиты своих личных неимущественных прав (жизнь, здоровье) либо имущественных прав в ситуации, когда нарушитель пытается уничтожить, повредить или завладеть имуществом обладателя права на самозащиту (собственника). Необходимая оборона в гражданском праве считается правомерной, если не превышены пределы обороны, т.е. действия, явно не соответствующие характеру посягательства.

Собственник или обладатель неимущественного прав вправе совершить самостоятельные действия по защите своего права в случае противоправного посягательства на них.

Необходимая оборона в гражданском праве – это самостоятельные действия по пресечению (приостановлению) начавшегося нарушения абсолютного права путем психического (путем убеждения, без причинения вреда) или физического (путем причинения вреда) принуждения на правонарушителя.

В законе и судебной практике предусматриваются ряд требований, при соблюдении которых необходимая оборона признается правомерной. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ № 6/8 от 1 июля 1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ» сказано, что при разрешении споров, возникающих в связи с защитой принадлежащих гражданам и юридическим лицам гражданских прав путем самозащиты (ст. 12 и 14), следует учитывать, что самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения, и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный.

Таким образом, необходимая оборона в гражданском праве должна быть соразмерной и своевременной, применяется только в отношении должника правоотношения и направлена на защиту абсолютного права от неправомерного поведения обязанной стороны правовой связи.

В случае несоблюдения данных требований необходимая оборона «превращается» в правонарушение, влекущее возникновение деликтного обязательства.

Согласно ст. 39 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный.

С учетом изложенного, можно утверждать, что основное отличие необходимой обороны и крайней необходимости в гражданском праве заключается в том, что противоправное поведение при крайней необходимости не является нападением на лицо, действующее в состоянии необходимости.

Данное лицо защищает своими самостоятельными действиями право собственности либо неимущественные права (абсолютные гражданские права).

Действия должны быть своевременными, направленными на защиту нарушаемого права при этом ценность «защищаемого» блага должна быть выше (больше), ценности «защищающего» (вред причиненный должен быть меньше, чем предотвращенный).

Если данной требование не соблюдается, то имеет место превышение пределов крайней необходимости, что влечет возникновение деликтного обязательства и деликтной ответственности (по общему правилу, вред подлежит возмещению лицом, причинившим вред, либо тем лицом, в интересах которого действовал кредитор).

В статье 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав указана самозащита прав и прекращение или изменение правоотношения.

Появление в ст. 12 ГК РФ данного способа защиты гражданских прав не случайно. Это результат продолжительной и плодотворной научной дискуссии о наличии в гражданском праве самостоятельной группы мер правового воздействия – мер оперативного воздействия, которая появилась еще в советский период развития гражданского права.

В гражданском праве в отличие от отраслей публичного права принуждение может исходить не только от государственных органов (суда), но и от самих субъектов гражданского права.

В случае неправомерного применения самозащиты лицо вправе обжаловать в суд правомерность применения соответствующих мер правового воздействия.

Самозащита и оперативное воздействие, таким образом, - это формы негосударственного принуждения, поскольку реализуются во внесудебном порядке.

Меры оперативного воздействия – это предусмотренные в законе или соглашении сторон меры юридического воздействия на неисправного должника в договорном обязательстве, применение которых заключается в совершении управомоченным лицом односторонних действий по изменению или прекращению договорного обязательства в связи с нарушением обязанностей со стороны контрагента.

Необходимость в применении мер оперативного воздействия возникает в ситуации, когда нарушается договорное обязательство.

Важнейшим условием реализации анализируемых мер является закрепленная в законе (в охранительной норме) или договоре возможность их применения к нарушителю.

Меры оперативного характера применяются во внесудебном порядке в одностороннем порядке независимо от согласия нарушителя на их осуществление (т.е. являются мерами принуждения).

Следующая черта мер оперативного воздействия заключается в том, что их применение носит восстановительный характер. Указанное свойство заключается в том, что анализируемые меры направлены на защиту нарушенного субъективного гражданского права в обязательственных (договорных) отношениях. Они применяются, когда нарушается договорное обязательство.

Кроме восстановительного свойства, для оперативных мер характерна обеспечительная черта, выражающаяся в стимулировании участников гражданского оборота к надлежащему исполнению обязательств.

Специфичен и механизм правового воздействия на нарушителя. Правовой эффект здесь достигается благодаря тому, что реализация данных мер приводит к изменению или прекращению правоотношения. Следовательно, применение оперативного воздействия носит юридический характер.

По юридической природе оперативные меры являются односторонними сделками, т.е. правомерными юридическими действиями, влияющими на изменение договорного правоотношения. Реализация данных мер в форме бездействия исключается.

В случае неправомерного применения мер оперативного воздействия (с нарушением требований ГК РФ или иных федеральных законов), как отмечалось, лицо вправе оспорить их применение в суде. Возможность использования анализируемых мер принуждения в гражданском праве связана с субъективным гражданским правом на оперативное воздействие.

Поскольку существование субъективных прав вне правоотношений невозможно, реализация его может быть только в самостоятельном правоотношении. Право на применение конкретной меры оперативного воздействия возникает, когда нарушается договорное обязательство и субъективное право стороны обязательства. В этот же момент появляется охранительное правоотношение.

Представляется, что право на оперативное воздействие и соответствующие меры реализуются в рамках данного правоотношения. При этом (в зависимости от вида меры) регулятивное правоотношение может прекратиться или развиваться наряду с охранительным правоотношением по реализации оперативных мер.

Обязанность исполнить регулятивное обязательство (оплатить работу, услугу) направлена на удовлетворение имущественной потребности. Нарушение договорной обязанности является основанием применения мер оперативного воздействия. У правонарушителя при этом появляется самостоятельная охранительная обязанность восстановить нарушенное право. И хотя она по своему объекту может соответствовать (а может и нет, например, если обязательство частично исполнено) объекту регулятивной обязанности, но характер обязанности меняется.

К числу мер оперативного воздействия относится удержание, отказ от (исполнения) договора, отказ от принятия ненадлежащего исполнения, приостановление встречного исполнения и др.

Согласно ст. 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства в срок обязательства по оплате этой вещи возмещению кредитору связанных с ней издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но и возникшее из обязательства, стороны которого действуют как представители.

Удержание - это способ обеспечения исполнения обязательств, который реализуется в акцессорном обязательстве. Однако удержание – это и мера оперативного воздействия (мера принуждения), осуществляемая в охранительном правоотношении. Возникновение удержания может быть в силу закона или в силу соглашения сторон (ст. 359 ГК).

Удержанием обеспечиваются только требования, связанные с этой вещью (общее правило). Однако в случае, когда стороны договорного отношения являются предпринимателями, удержание вещи обеспечивает любые требования кредитора. Важно, чтобы вещь поступила во владение кредитора законно. С учетом сказанного, основанием возникновения обязательства по удержанию может быть неисполнение любого обязательства (не только по оплате вещи), если стороны действуют как предприниматели.

Должник обязательства вправе продать вещь, удерживаемую кредитором. В этом случае возникшее право удержания не прекращается. В обязательстве изменяется субъектный состав (появляется новый должник). Теоретически возможно изменение обязательства по содержанию.

Возникшее право удержания реализуется кредитором обязательства своими действиями. Срок удержания зависит от того, когда будет исполнена обязанность по оплате вещи либо убытков.

Кредитор может удовлетворить свои требования к должнику из стоимости в объеме и порядке, предусмотренных законом для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК).

Основным же способом прекращения удержания является надлежащее исполнение (по оплате вещи). После этого кредитор должен возвратить вещь должнику.

Отказ от договора – мера оперативного воздействия, применяемая в случаях, предусмотренных в законе. Например, по договору купли-продажи покупатель вправе отказаться от договора в случае, существенного нарушения продавцом требований к качеству товара (ст. 475 ГК) либо при невыполнении продавцом требования покупателя о доукомплектовании товара (ст. 480 ГК).

Отказ от исполнения договора относится к мерам оперативного воздействия, который может быть совершен в устной или письменной форме путем направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения от договора.

Основанием применения данной меры правового воздействия является нарушение договора. Наличие вины, причинной связи, вреда (убытков) не требуется для применения данной меры. Реализуется мера в одностороннем порядке путем самостоятельных действий лица. Правовым последствием применения данной меры является прекращение правоотношения и восстановление нарушенного права.

Так, в соответствии со ст. 475 ГК в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Управомоченная сторона вправе применить меру оперативного воздействия - отказ от исполнения договора немедленно после нарушения, заявив об этом в устной или письменной форме.

Кредитор, не утративший интерес в исполнении, вправе направить должнику претензию, в которой он излагает свое намерение отказаться от договора, если договор не будет исполнен надлежащим образом.

Поскольку отказ от договора представляет собой по юридической природе одностороннюю сделку, то должны соблюдаться все условия действительности сделок. В частности, отказ может быть совершен в устной форме. Письменная форма должна соблюдаться в случаях, предусмотренных ст. 168 ГК РФ.

При нарушении одного из условий действительности сделок отказ от договора не повлечет те юридические последствия, которые наступают при реализации данной меры оперативного воздействия.

Моментом наступления правовых последствий применения отказа от исполнения отказа от исполнения договора является время получения уведомления кредитора об отказе от договора.

К мерам оперативного воздействия относится отказ от ненадлежащего исполнения.

Если отказ от договора является односторонней сделкой, то отказ от ненадлежащего исполнения представляет собой юридический поступок. В отличие от сделок реализация данной меры оперативного воздействия специально не направлена на наступление юридических последствий, что имеет место при отказе от ненадлежащего исполнения.

Право на отказ от ненадлежащего исполнения возникает при нарушении договора только в случаях, предусмотренных в законе. Например, согласно ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предоставленных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Следующая мера оперативного воздействияэто приостановление исполнения (ст. 328 ГК). Охранительными нормами, на основе которых реализуется данная мера принуждения применительно к отдельным договорам, являются правила ст. 486, 719 ГК РФ и др.

Законность применений мер оперативного воздействия в рамках анализируемых охранительных правоотношений может быть обжалована в судебном порядке. Если суд установит необоснованность реализации мер оперативного воздействия, односторонняя сделка может быть признана недействительной. В этом состоит элемент государственного принуждения применения указанных мер.