Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК по дисциплине специализации Преступления пр...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
385.02 Кб
Скачать

Тема 6. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

Все преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина условно можно подразделить на следующие виды: преступления против политических прав человека и гражданина (ст. 136, 141, 141.1, 142, 142.1, 149 УК РФ); преступления против личных прав человека и гражданина (ст. 137, 138, 139, 140, 148 УК РФ); преступления против социально-экономических прав человека и гражданина (ст. 143, 144, 145, 145.1, 146, 147 УК РФ).

Для примера, рассмотрим по одному составу преступления из каждой группы.

Преступления против личных прав человека и гражданина. В юридической литературе справедливо отмечается, что уголовный закон защищает указанные блага даже в большей степени, нежели международные стандарты по правам человека. Так, если Всеобщая декларация прав человека (ст.12), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 17) говорят о необходимости охраны только личной корреспонденции, то ст. 138 УК РФ под уголовно-правовую охрану ставит также тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, что в настоящее время весьма актуально.

В УК 1996г. впервые предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). Право каждого на неприкосновенность частной жизни и является непосредственным объектом данного состава преступления. Дополнительным объектом основного состава являются те конкретные жизненные блага, которым причинен вред в процессе посягательства.

Предметом ст. 137 УК РФ являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну.

Частная жизнь человека – особая сфера его жизнедеятельности, контролируемая самим лицом по его внутреннему убеждению и имеющая своей целью удовлетворение его личных потребностей.

Личная тайна представляет собой конфиденциальные сведения, касающиеся одного лица, а семейная затрагивает интересы членов семьи и родственников.

Исходя из буквального толкования диспозиции ст. 137 УК РФ можно предположить, что иные сведения о частной жизни лица, не являющиеся его личной или семейной тайной, не охраняются уголовным законом и их распространение без согласия самого лица допустимо с точки зрения закона. Это, однако, явно противоречит названию самой статьи «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и конституция РФ, которая ставит под защиту частную жизнь человека в целом, а не только ту его часть, которая составляет личную или семейную тайну (ст. 23).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления состоит из двух альтернативных действий: 1) собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну без его согласия; 2) распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну без его согласия. Совершение любого из указанных действий образует самостоятельный состав преступления.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом.

Субъект состава преступления – любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Преступления против социальных прав и свобод. Рассмотрим состав преступления, предусмотренный ст. 144 УК РФ (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов). Несмотря на то, что традиционно данное преступление относится к группе преступлений против социальных прав и свобод, есть мнение, согласно которому данное преступление относится к группе преступлений против личных прав (Л. Г. Мачковский). Аргументом такой позиции является то, что ст. 144 УК РФ, представляет собой посягательство на свободу слова, относимую им к числу общегражданских (личных) прав.

Объектом данного преступления является свобода массовой информации.

Объективная сторона деяния состоит в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Установление уголовной ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов является гарантией обеспечения конституционного права на свободу массовой информации (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Закон РФ от 27 декабря 1991г. (с последующими изменениями) «О средствах массовой информации» в ст. 58 дает достаточно широкий перечень способов воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. Однако не все они наказуемы в уголовно-правовом порядке. Об уголовной ответственности речь идет лишь в случаях, когда воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов осуществляется путем принуждения их к отказу от распространения информации. Однако УК РФ умалчивает о том, что в данном случае следует понимать под принуждением. Пробел в законе соответственно порождает и разнее решения этого вопроса не только в судебной практике, но и в теории уголовного права. Ряд авторов сводят принуждение лишь к психическому воздействию на волю журналиста с целью воспрепятствовать его законной профессиональной деятельности (например, А. Н. Красиков). Вряд ли с этим можно согласиться. Такое толкование термина «принуждение» представляется слишком узким. Принуждение, исходя из его смыслового значения, нельзя сводить к психическому воздействию на человека. Это более широкое понятие, охватывающее собой как психическое, так и физическое воздействие на лицо против его воли, ограничивающее свободу выбора поведения, имеющее целью заставить действовать потерпевшего согласно воле принуждающего (этой же позиции придерживаются, например, В. А. Блинников; В. В. Иванова). Не случайно ст. 40 УК РФ в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, предусматривает физическое или психическое принуждение.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом.

Субъект состава преступления – любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Преступления против политических прав человека и гражданина. Рассмотрим ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них».

Статья 31 Конституции РФ гласит, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. На обеспечение реализации этого права направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». Согласно ст. 2,3 указанного закона:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: а) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; б) добровольность участия в публичном мероприятии.

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Объект преступления – конституционное право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Объективная сторона преступления может быть выражена как действием, так и бездействием, и заключается: а) в незаконном воспрепятствовании проведению или участию в публичном мероприятии. б) в принуждении к участию в нем.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является: а) лицо, достигшее 16-летнего возраста, если преступление совершается с применением насилия или угрозы таковым. б) должностное лицо, когда это преступление совершается путем использования служебного положения.