Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
LitVed_otvety.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
185.34 Кб
Скачать

Тема 2. Эстетики второй половины хv111 - начала х1х веков

Предромантический и романтический периоды развития литературоведения можно назвать эпохой синтеза. Именно поэтому исследователи в это время уделяли мало внимания специфике литературно-художественного произведения, занимаясь в основном общими законами прекрасного. Закономерно, что их теоретические построения, где в равной степени анализируются те общие свойства живописи, музыки, литературы, которые делают эти искусства прекрасными, именуются уже не поэтиками, а эстетиками.

Сам термин "эстетика" появился в середине ХV111 века. Его ввел немецкий ученый Александр Баумгартен для обозначения учения о красоте. Однако уже тогда термин "эстетика" (от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный) казался не совсем удачным, отчего некоторые исследователи предлагали называть новую науку каллистикой (от греческого kallos - красота). Однако и это наименование тоже было признано неудовлетворительным, поскольку новая наука рассматривала не прекрасное вообще, а только прекрасное в искусстве. Поэтому Гегель, назвавший свой курс лекций о прекрасном "Эстетикой", тем не менее считал, что "единственное выражение, отвечающее содержанию нашей науки, это - "философия искусства" или, еще более определенно, - "философия художественного творчества"3. Кстати, именно "Философией искусства" назвал свою эстетику Фридрих Вильгельм Шеллинг.

Принципиальное отличие предромантических эстетик от античных, средневековых и классицистских поэтик заключалось в том, что поэтики рассматривали искусства как подражание природе, то есть отказывали художественному произведению в самостоятельной ценности. Оно могло быть совершенно и прекрасно лишь настолько, насколько совершенно подражало природе. Так, Шеллинг сокрушался, что при тогдашнем положении вещей исследователю "остается лишь чисто умозрительная наука об искусстве, которая имеет в виду выработку не эмпирического, а интеллектуального созерцания искусства"4. Он же видел цель прежнего учения об искусстве (то есть - поэтики) в том, что оно "либо преподносит нам не более чем обманчивые отображения истины, либо всецело чувственно"5. Но такое обыденное осмысление искусства не должно занимать истинного философа: "для него искусство - необходимое явление, непосредственно вытекающее из абсолюта"6, то есть - из духа.

Эстетики же исходили из того, что "художественно прекрасное выше природы"7. Иными словами, в сознании личности конца ХV111 века чрезвычайно обострились противостояния духа и природы, идеального и материального. Причем, вопрос теперь решался в пользу духовного и идеального. Красота же искусства "является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа, и насколько дух и произведения его выше природы и ее явлений, настолько же прекрасное в искусстве выше естественной красоты"8. Степень приоритета духовного над естественно-природным можно понять из следующего полемически заостренного высказывания Гегеля: "формально говоря, какая-нибудь жалкая выдумка, пришедшая в голову человеку, выше любого создания природы, ибо во всякой фантазии присутствует все же нечто духовное, присутствует свобода"9. Иными словами, идеал переместился извне вовнутрь, из совершенного космоса античности и столь же совершенного Создателя средневековья во внутренний мир (дух) свободной личности.

Поэтому оценки в эстетике, зародившейся еще в недрах рационалистической философии Просвещения, но быстро дрейфующей к иррационализму и идеализму романтиков, быстро менялись. Так, еще Баумгартен считал эстетическое (то есть - чувственное) познание низшей, в отличие от разумного, ступенью познания мира. "Тогда в Германии, - пишет во "Введении" к своим "Лекциям по эстетике" Г. В. Ф. Гегель, - было принято рассматривать художественные произведения в связи с теми чувствами, которые они должны были вызывать, - например, чувством приятного, чувством восхищения, страха, сострадания и т. д."10. Однако сами чувства еще рассматривались как низшие, по сравнению с разумом, свойства личности. Но уже спустя несколько лет Иоганн Георг Гаман в своем эссе "Эстетика в орехе" (1762 год) утвердил чувственное (образное) познание как высшую форму умственной деятельности. Целостности образа он противопоставил "порочность разрозненного", то есть, в конце концов, ущербность аналитического мышления.

ЭСТЕТИКА КАНТА

"ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА" ШЕЛЛИНГА

ЭСТЕТИКА БРАТЬЕВ ШЛЕГЕЛЕЙ

"ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ" ГЕГЕЛЯ

РУССКОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]