Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
5.01 Mб
Скачать

этого придется выйти на съемку пораньше, пока небо на западе еще слегка светится и силуэты зданий, ко­ торые попадут в кадр, еще отчетливо вырисовывают­ ся на нем.

В последнее время в журналах довольно часто по­ являются цветные снимки ночного города, для кото­ рых приходится применять сравнительно большую вы­ держку— несколько десятков секунд (аппарат при этом, разумеется, стоит на штативе). А так как на ули­ цах и набережных современных крупных городов даже поздним вечером не затихает сплошной поток машин, то их фары и задние фонари прочерчивают на снимках белые и красные полосы, словно это трасси­ рующие пули. Снимки с такими полосами вошли в моду, хотя, по правде сказать, они довольно безоб­ разны, совершенно не передают зрительного впечат­ ления от ночных улиц, а только свидетельствуют, что цветная пленка пока еще недостаточно чувствитель­ на для съемки такого рода. Думается, что лучше брать в качестве переднего плана временно непо­ движный и притом ярко освещенный предмет, напри­ мер, троллейбус, только* что подошедший к останов­ ке. А уж на заднем плане пусть пролетают автомаши­ ны: полосы, прочерченные их огнями, не так будут бросаться в глаза на снимке.

Съемка праздничного салюта производится таким образом. Аппарат устанавливают на штатив или какойнибудь другой устойчивый массивный предмет (это может быть крыло автомобиля, ступенька высокого подъезда, балконные перила, парапет набережной) и направляют объектив в ту сторону, откуда ожидается взлет пучка ракет. Спуск затвора следует нажать в

7 0

момент вспышки фейерверка, а отпустить только тогда, когда ракеты, падая вниз, уже начинают гас­ нуть. 1 Таким образом, выдержка длится несколько секунд. Это нужно для того, чтобы получить на сним­ ке не только момент вспышки, но и разноцветные дугообразные линии, прочерченные в воздухе ра­ кетами.

Объектив при этом можно не диафрагмировать (как, впрочем, и во всех случаях ночной съемки)

Небо на снимке. На черно-белых снимках голубое небо, как правило, выходит бледноватым, и его при­ ходится «притемнять» с помощью желтого свето­ фильтра. На цветных снимках, напротив, голубой цвет неба получается достаточно густым, если, конечно, небо не «передержано». А передержанным оно ока­ зывается лишь в сравнительно редких случаях: при съемке против света и при пейзажной съемке с тем­ ным передним планом.

Съемка цветов. Цветы — это такой сюжет, который как бы специально создан для цветной фотографии. Черно-белый снимок может дать полное представле­ ние о произведениях архитектуры, скульптуры, о свое­ образии улиц того или иного города, о красоте чело­ веческого лица. Но .черно-белые снимки цветов выхо­ дят очень обедненными. Достаточно сказать, что пыш­ ная роза выглядит на таком снимке похожей на рых­ лый кочан капусты.

На черно-белую пленку, пожалуй, имеет смысл фотографировать только белые цветы, например лан­

1 Это один

из

редких случаев, когда,

снимая на цветную

лленку, можно

не

заботиться о показаниях

экспонометра.

71

дыши. А на цветной прекрасно получаются даже са­ мые скромные и непритязательные полевые коло­ кольчики, клевёр, «смолка», серые с малиновым го­ ловки репейника.

Нужно только, чтобы они не терялись на пестром фоне, образуемом другими такими же растениями. Глубина резкости цветного снимка в таких случаях должна быхь очень небольшой. Прекрасные резуль­ таты обычно дает съемка освещенного солнцем цвет­ ка или растения на темном фоне. Найти в природе та­ кое расположение предметов, при котором ярко ос­ вещенный цветок четко выделяется на темном фоне, притом нейтральном по цвету (сером, коричневато­ сером, черном), легче всего в лесу. Если такой случай не представляется, то в качестве фона можно исполь­ зовать лист темной бумаги или картона. Только по­ верните его так, чтобы солнце не освещало его по­ верхность, обращенную к аппарату.

При съемке в крупном масштабе, т. е. с расстоя­ ния в несколько десятков сантиметров, придется вос­ пользоваться насадочной линзой или переходными кольцами. При этом для получения достаточной глу­ бины резкости (хотя бы 5-;—6 сантиметров) надо будет сильно уменьшить отверстие диафрагмы. Между тем чувствительность цветной пленки, как известно, еще отстает от чувствительности черно-белых фотомате-. риалов. Уже одно это заставляет применять довольно длительные выдержки. А тут еще необходимость

сильно диафрагмировать объектив

фотоаппарата!

В общем получается,

что при съемке цветов и расте­

ний выдержка даже

в солнечные летние дни сплошь

и рядом будет доходить до Vio> Чъ

или ‘/г секунды.

72

Значит, для крупномасштабной съемки понадобится штатив.

Но это только одна сторона дела. Разумеется, ап­ парат, укрепленный на штативе, не шелохнется при любой длительной выдержке, но за эту долю секунды может переместиться наш объект. Неожиданный по­ рыв ветра пригибает стебель с цветком, на который мы навели объектив, и снимок оказывается испорчен­ ным. В безветренный день на цветок клевера опу­ стился шмель, и как ни хочется сделать снимок, пока насекомое еще не улетело, все же приходится выжи­ дать момент, когда прекратятсяколебания цветка...

Пчелы хлопочут в белой кроне яблони, снуют то вверх, то вниз, пронизывая во всех направлениях цве­ тущие «этажи». Здесь уж приходится пожертвовать глубиной резкости и поставить затвор на Ую о се­ кунды, а то и на более короткую выдержку и отодви­ нуть объектив подальше, на несколько десятков сан­ тиметров. Иначе отчетливые силуэты пчел пропадут, и на снимке вместо них мы увидим короткие серые мазки.

Свести глубину резкости к минимуму, т. е. обой­ тись диафрагмой 5, 6 или 8, вместо того чтобы «затя­ гивать» диафрагму до 11, 16 или 22, очень часто удается благодаря удачному повороту отдельного фотографируемого нами соцветия или целой ветки. Например, фотографируя ветку яблони, вишни или боярышника, осыпанную белыми цветами, нетрудно найти такую точку съемки, чтобы эта ветка не оказы­ валась протянутой к аппарату, а шла параллельно плоскости пленки.

Очень интересные результаты дает съемка с крат-

73

чайшего расстояния— 10— 15 сантиметров, когда мы «заглядываем» объективом в венчик лилии или тюль­ пана, и на снимке во всех подробностях, со всеми нежнейшими цветовыми оттенками выходят бархати­ стые от пыльцы тычинки и пестик, освещенные жел­ тым, розовым или оранжевым светом, прошедшим сквозь лепестки цветка. Однако диафрагму при этом необходимо «затягивать» до отказа, и выдержка мо­ жет достичь нескольких секунд. Для такой съемки лучше всего пользоваться боковым светом, а если ле­ пестки цветка особенно светлые и тонкие, то можно использовать и контровой свет.

При фотографировании живой природы не следует забывать, что красота цветов и растений вообще очень недолговечна. Сегодня парковая лужайка сплошь покрыта золотыми узорами цветущих одуван­ чиков, но, как назло, стоит облачная погода. Назавтра опять пасмурный день. Когда небо, наконец, прояс­ няется, у нас не оказывается возможности выкроить час-другой на съемку. А через неделю, придя на то же место, мы видим вместо золотых головок белые пушистые шары...

Помню, как-то майским вечером я принес домой свежую ярко-красную сережку тополя и положил ее на стол под электрическую лампу, рассчитывая на другой день, когда будет солнце, сфотографировать ее в натуральную величину и в естественных красках.

Но

наутро она

уже совершенно «выцвела» и из

нее

сыпалась желтая пыльца: за ночь в теплой ком­

нате

раскрылись

крохотные красные коробочки

с пыльцой, придававшие сережке ее привлекательную окраску.

74

Снимать ее уже не было смысла.

Натюрморт. На выставках художественной фото­ графии встречается немало фотографических натюр­ мортов в красках. Они поразительно верно передают действительность. Отчетливо ощущаешь объем каж­ дой виноградинки, каждого стебля, каждого прута в стенке корзины с фруктами. А просвечивающие влажные ломтики лимона даже вызывают во рту со­ ответствующий терпкий вкус...

В общем имитация формы, красок и фактуры изо­ браженных здесь листьев, цветов и плодов полу­ чается безупречной. Но вот беда: фотографические натюрморты, случается, неприкрыто подражают рабо­ там известных художников. Чаще всего бросается в глаза более или менее явное сходство — ив компо­ зиции, и в красках — с натюрмортами, получившими широкое распространение в виде репродукций.

Четверть века назад, когда многослойные цветные фотоматериалы были еще очень малочувствительны­ ми, натюрморты и пейзажи, т. е. неподвижные объек­ ты, являлись неизбежным уделом фотографа-«цвет- ника».1

Сейчас почти нет таких объектов, которые были бы недоступны цветной фотографии. В этих условиях натюрморт, естественно, отодвигается на задний план.

1 Многослойные материалы были в ту пору не только низ­ кочувствительными, но и очень капризными. Сейчас мы при­ выкли к тому, что цветные репортажные кадры и целые фото­ очерки то и дело встречаются в журналах, очень распростра­ ненной стала цветная кинохроника, а раньше фоторепортер, отправляясь на ответственную съемку, даже в яркий летний день не рискнул бы зарядить аппарат цветной пленкой.

75

Правда, на всех фотографических выставках-продол­ жают обязательно появляться натюрморты, притом довольно однообразные и слащавые, сплошь и рядом до предела «зализанные», то есть носящие отпечаток многократной прикидки, примерки, раскладки изобра­ женных на них богатств, прямо-таки выстраданные их авторами. Это объясняется прежде всего тем, что ор­ ганизаторам каждой выставки хочется показать на ней хоть несколько первоклассных по технике цветных ра­ бот. А то обстоятельство, что такие натюрморты от­ крыто подражают живописным образцам, кажется, никого не смущает.

Это, конечно, очень печально.

Именно потому, что так расширился круг объек­ тов, доступных цветному фотографированию, теперь четко определилась роль натюрморта: на нем можно учиться строить цветной кадр, создавать лаконичную, четкую, выразительную и предельно верную по цвету фотографическую композицию.

На натюрморте вовсе не обязательно должны фи­ гурировать фрукты и другие дары природы. Почему бы не попытаться составить такую композицию, ис­ пользуя, например, ножницы, катушки разноцветных ниток, блестящую иглу, воткнутую в кусок клетчатой ткани? Лишь бы это был не случайный набор предме­ тов, а такое их сочетание, в каком они могут встре­ титься нам в повседневной жизни.

Ну, а если все-таки сфотографировать фрукты? В этом случае особенно важно чувство меры. Пусть наши натюрморты как можно меньше напоминают рога изобилия. Не надо разыскивать и старинные вазы, чтобы поставить в них цветы. Вообще посуда,

76

включаемая в композицию кадра, должна быть проще и современней.

На современном натюрморте с фруктами может фигурировать минимальное количество различных предметов. Например: угол деревянного некрашеного стола, на нем стакан, наполненный прозрачной водой. И за край стакана зацеплены две сросшиеся светлые вишенки— одна в воде, другая снаружи. А в дальнем углу кадра виднеется часть сероватого фаянсового блюда, тоже наполненного вишнями. Вот и все.

В чем же проявились художественные способности фотографа при таком скромном сюжете? Очень во многом. Прежде всего в скупом отборе предметов, которые представлены на снимке. Во-вторых, в их продуманном размещении. Стакан занимает здесь са­ мое выигрышнее положение. Сместить его при съем­ ке или при печати чуть-чуть в сторону— значило бы получить уже не то впечатление. В поперечном свете четко выделяются волокна сосновых досок, стола. Из­ нутри на стенке стакана, обращенной к нам, мерцают пузырьки. Все это, может быть, выглядит очень буд­ ничным, повседневным, но ведь в любом виде искус­ ства о мастерстве художника судят не только по тому, что изображается, но и по тому, как это изо­ бражено.

А вот другой пример. На этот раз — полированный стол, и на его поверхности в резком горизонтальном луче солнца— несколько апельсинов. По-вмдимому, при съемке на объектив был надет диффузор. Это он дал здесь такой своеобразный эффект-—мь; не ви­ дим четкого контура фруктов, который бы резко от­ делял их от темного фона: под ярким лучом они как.

77

бы «дымятся», и когда смотришь на снимок, явствен­ но чувствуется морозная атмосфера улицы, откуда они, должно быть, только что принесены. Конечно же, снимок сделан в середине зимы— недаром здесь и солнце такое низкое, ударившее откуда-то сбоку!

О вкусе и чувстве меры автора этой работы гово­ рит еще одна, совсем незначительная деталь. Как из­ вестно, современная фотографическая оптика может

сабсолютной точностью воспроизвести каждую пору

икаждый мельчайший бугорок на кожице лимона или апельсина. Многие фотолюбители почему-то стре­ мятся во всех случаях «выжать все» из техники, ока­ завшейся в их руках. И вот в выставочных залах на зрителя то из одного, то из другого угла смотрят чу­ довищно пористые физиономии, ощетиниваются не­ бритые, специально «высвеченные» подбородки, где каждый волосок превращен в сверкающий кусочек проволоки, светятся капельки пота на лбах сталева­ ров, легко, дают себя пересчитать ресницы киноакт­ рис. Объектив видит намного «жестче», чем челове­ ческий глаз, но это уже довольно старая истина и во­ все незачем доказывать ее вновь и вновь, а тем бо­ лее злоупотреблять ею.

Автор данного натюрморта был совершенно прав, не желая, чтобы структура апельсинной корки полу­ чилась у него рыхлой, как пробка. Применив мягкорисующую насадку, он убил сразу двух зайцев. Во-

первых, фрукты на его снимке окружены как бы лег­ ким сиянием, о чем уже говорилось. Во-вторых, не режет глаз пористость их кожицы, несмотря на боко­ вой свет.

Кто-нибудь скажет: стоит ли уделять внимание та-

78

ким мелочам? Думается, что стоит. Подчеркнуть одни детали, одни особенности объекта съемки, смягчить или убрать другие — в этом по существу и заключает­ ся работа над любым произведением художественной фотографии, работа, начинающаяся с подготовки объ­ екта, опробования разных вариантов освещения и за­ канчивающаяся уже в фотолаборатории при печатании снимков. Иные, но, пожалуй, столь же «мелочные», педантичные требования предъявляются к снимкам подобных предметов, сделанным с научной целью. О них будет речь дальше. А сейчас поговорим о са­ мой сложной области цветной фотографии— о порт­ ретной съемке.

Портретная съемка. Каждого новичка в цветной фотографии необходимо предостеречь: не надо на­ чинать с портретов! К сожалению, такие предупреж­ дения далеко не всегда принимаются во внимание: для фотолюбителя очень уж велик соблазн преподне­ сти цветные снимки'своим друзьям и родным, тем более, что многие из них, вероятно, впервые в жизни снимаются на цветную пленку.

Поэтому лучше всего сразу конкретно перечис­ лить те неожиданные трудности, с которыми прихо­ дится сталкиваться при первых попытках получить портретные снимки в естественных цветах и которые делают портретную съемку наиболее «неподатли­ вым» жанром цветной фотографии (как, впрочем, и черно-белой).

Начать с того, что цветная негативная пленка ДС рассчитана на съемку при солнечном свете. Значит, портреты, сфотографированные в пасмурную погоду или хотя бы в солнечный день, но в тени, будут иметь

79

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ