Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Учение о конституции 2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
119.3 Кб
Скачать

IV. Гарантии конституционности

Отмена неконституционного акта представляет собой основную и самую эффективную гарантию конституции.

1. Конституционный суд

Не существует гарантии правомерности, также как и гарантии конституционности, когда отмена неправомерных актов находится в компетенции органа, их издавшего. Единственной формой, при которой возможна эффективная гарантия конституционности - признание неправомерности независимым органом и вменение обязанности органу-автору неправомерного акта его отменить

Критика такой системы:

  1. потому, что такой орган несовместим с суверенитетом парламента.

отмена законодательного акта органом, отдельно стоящим от законодательного, представляет собой посягательство на «законодательную власть».

2. Объект конституционного контроля

Законы, предполагаемые неконституционными, являются основным объектом конституционной юстиции.

В компетенцию конституционного суда должны входить все акты, имеющие форму законов, даже содержащие индивидуальные нормы, а также бюджет и другие акты, которые несмотря на их форму закона рассматриваются традиционной доктриной, по каким бы то ни было причинам, как просто административные акты. Контроль их правомерности может быть доверен лишь конституционному суду. Конституционность других актов парламента, которые имеют в соответствии с конституцией обязательный характер, но необязательно обладают формой закона (их публикация в своде законов не требуется), например, регламент парламента или голосование бюджета (в тех случаях, когда предусматривается, что они не имеют форму закона) (...) должны быть контролируемы конституционным судом.

Компетенция конституционного суда не должна ограничиваться конституционным контролем законов.

Она должна распространяться в первую очередь на акты исполнительной власти, имеющие силу закона, непосредственно подчиненные конституции и правомерность которых состоит исключительно в их конституционности (что мы уже указали выше).

Сточки зрения государственного правопорядка, международные договоры должны быть непосредственно подчиненными конституции.

Чаще всего они содержат нормы общего характера. Если необходимо ввести контроль их правомерности, то его необходимо доверить конституционному суду. Являясь источником права, равнозначным закону, международный договор может отступать от закона. Таким образом, оправдан политический интерес в его соответствии конституции и, в частности, нормам, определяющим содержание законов и таких договоров. Нормы международного права не препятствуют существованию такого контроля.

Стоит ли передавать в компетенцию конституционной юстиции индивидуальные юридические акты? Индивидуальные акты, принятые административными властями, не обязательно должны быть переданы в компетенцию конституционного суда, даже если они непосредственно подчинены конституции. Для четкого разграничения компетенций они в принципе могут оставаться в компетенции административных судов. Относительный характер различия между прямой и посредственной конституционностью может повлечь за собой отсутствие четкого разграничения компетенций, существование конфликтов компетенций1, двойных компетенций.

Таким образом,

а) мы оставляем в компетенции конституционного суда индивидуальные юридические акты, исходящие от парламента, принятые в форме закона либо в форме международного договора, но они войдут в его компетенцию в связи с их качеством законов и регламентов.

б) Мы можем также оставить в его компетенции акты, не имеющие форму законов и договоров, а также акты, не непосредственно подчиненные конституции, лишь при условии, что они имеют общеобязательный характер.

в) Мы можем добавить к компетенции конституционного суда, по каким бы то ни было причинам, контроль некоторых индивидуальных актов главы государства и правительства.

Целесообразно распространить конституционный контроль на отмененные нормы. Так происходит, когда общая норма – речь здесь идет только об общих нормах – отменяет другую общую норму без эффекта ретроактивности. Так, власти должны будут продолжать применять отмененную норму по отношению к фактам, имевшим место на момент ее действия. Если мы хотим избежать этого, ввиду неконституционности такой отмененной нормы, необходимо, чтобы такая неконституционность была установлена аутентичным образом и чтобы такая норма была лишена всякой остаточной применимости. Это возможно лишь решением конституционного суда.