Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4722.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
720.32 Кб
Скачать

37

наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушение их выполнения, а также по этому же (внешнему) «сценарию» создаётся четко сформулированная социально-профессиональная структура, определяемая формальными отношениями членов группы, обусловленными должностным статусом индивида, а не личными качествами и интересами.

В неформальных малых группах всё происходит стихийно и подчинено законам естественной социальной среды. К анализу этих стихийных и естественных процессов, происходящих в малых неформальных группах, мы и переходим.

Психологическое “устройство” малых неформальных групп

Сутью психологического «открытия» малой группы как особой реальности человеческих отношений является непосредственный контакт («лицом к лицу») небольшой группы людей, совместно достигающих общую цель при одновременном удовлетворении личных потребностей. Это с неизбежностью приводит к зарождению «надиндивидуальных» или собственно групповых (системных) психологических феноменов. К ним относятся: ранговое структурирование группы (статусно-ролевая структура), групповая сплоченность, система групповых норм, санкций и др.

Структура малой неформальной группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные её члены, а также с точки зрения межличностных отношений в группе. Согласно «ситуационной теории лидерства» сама ситуация как бы «выдавливает» из состава группы того, кто молчаливо признаётся группой лидером (ситуативный лидер). Такой член группы просто лучше других может актуализировать присущую ему черту (черты) личности (характера), наличие которой (которых) может быть и у других членов группы. Однако зависимость между ситуацией и «зарождением» Ситуативного лидера не является абсолютной. В этом процессе значительную роль играют и иные, чисто психологические факторы. Так, если кто-то стал лидером в одной ситуации, то не исключено, что его «права» будут признаны группой и в другой ситуации (срабатывает стереотип «лидер вообще»). Более того, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, а последний «работает» в дальнейшем на то, что данного человека «выдвинут» лидером и в другой раз.

И наконец, отдельным индивидам свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты», и отличаются такие «типы» от других членов группы не наличием у них каких то «харизматических» черт, а наиболее высоким уровнем влияния.

Таким образом, лидерство в группе - это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их активным носителем и

38

проводником в жизни. За ним признаётся право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств, быть «социальной властью» в группе.

Российским психологом Р.Л. Кричевским разработана оригинальная концепция ценностного обмена как механизма рангового структурирования малой группы. Базовой основой для неё послужила одна из ведущих в современной социологии теорий - теория обмена (Дж. Хоманс).

И действительно, в процессе общения людей непрерывно осуществляется взаимный обмен не только деятельностями, но и представлениями, идеями, установками, интересами и т.д.1 Согласно концепции Р.Л. Кричевского, значимые свойства личности члена малой группы (направленность, умения, опыт и др.) как ценностные характеристики, актуализируемые ими в ходе групповых деятельностей с пользой для партнёров и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание (ключевые компоненты статуса в группе), которые также являются для человека ценностями. И чем значительнее ценностный вклад члена группы, тем выше его групповой статус, то есть мера «вознаграждения» группой. Именно от этого и зависит статусно-ролевая позиция в группе каждого его члена2.

Витоге каждый член малой неформальной группы самой группой как субъектом наделяется статусом - совокупностью прав и обязанностей. А роль - это не

что иное, как динамический аспект статуса. Осуществляя права и выполняя свои обязанности, каждый член малой группы «играет» свою роль3.

Вмалых неформальных группах с положительной социальной направленностью поведения большинство её членов является конформистами (соглашателями). Они относительно легко поддаются групповому влиянию, «душой и телом» принимают групповые нормы, тем самым закрепляя их («цементируя»). Если этот тип личности в силу определённых черт своего характера (повышенная внушаемость, зависимость от других, замкнутость и пассивность в коммуникативных ситуациях) интериоризирует безропотно групповые нормы, то целесообразные конформисты - это личности с «двойным стандартом», «люди

вмасках». Когда они находятся в группе, то чисто внешне демонстрируют свою «преданность» групповым стандартам. Истинными же мотивами такого «камуфляжного» поведения являются корыстно-эгоистические цели. В статусноролевой структуре малой неформальной группы есть «ниши» и для негативистов, бунтарей, изгоев.

Негативисты - члены малой неформальной группы, всегда занимающие активную негативную позицию относительно мнения других. Делают они это под влиянием присущего им «духа противоречия», потребности «говорить всё наоборот». Такой у них характер - характер «врождённого оппозиционера», от

1Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. М., 1977. С. 166; Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 37-38.

2Киричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. С. 80-91.

3Тернер Дж. Структура социальной теории. М., 1985. С. 228.

39

которого они нередко сами и страдают. По мнению Г.М. Андреевой, своим немотивированным негативным отношением к чужому мнению негативисты как бы подчеркивают свою зависимость от группы, но лишь с обратным знаком («конформность наизнанку»)1.

«Бунтари» (агрессивные, враждебные) - члены малой неформальной группы, обычно не брезгующие морально невыгодными средствами для навязывания своего мнения, агрессивным напором в попытках заставить окружающих отказаться от выражения своей точки зрения, противоречащей их собственной.

Отвергаемые (изгои)2 - члены группы которые ни с кем в группе не связаны близкими взаимоотношениями и не оказывающие заметного влияния на формирование групповых норм.

Важно подчеркнуть, что в ходе развития малой неформальной группы происходит не просто «заполнение ниш» структурно-ролевой «решетки» этой социальной общности, не просто продуцирование группой некоторых норм, ценностей и усвоение их членами группы, а осуществляется интеграция группы. В этом процессе ценности группы всё в большей степени разделяются отдельными её членами не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что члены группы оказываются включенными (как элементы целого) в саму совместную деятельность. Именно совместная деятельность и является системообразующим фактором.

Индикатором степени интегративных процессов, происходящих в группе (степени зрелости взаимосвязей и взаимозависимостей членов группы), является феномен, именуемый групповой сплоченностью. Это показатель степени совпадения оценок, установок, позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям, целям и т.д.), наиболее значимым для группы в целом; это степень структурирования чувства «МЫ». Групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней.

Факторами, усиливающими сплоченность группы являются:

-удовлетворение личных потребностей членов группы в самой группе или при помощи группы;

-разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

-цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями;

-степень кооперации индивидуального участия в достижение групповых целей;

-выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненной пользы от него;

-престижность группы, а значит, и членства в ней;

-совместное (в группе) переживание положительных эмоций;

1Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 181.

2Изгой – в древней Руси человек, вышедший из своего прежнего социального состояния и лишенный средств существования (вышедший на волю холоп, разорившийся купей).

40

-соперничество с иной (иными) группой;

-присутствие в группе девианта;

-«психологический климат» группы и др.

Помимо описанных групповых феноменов («новообразований»), по мере «созревания» группы в ней формируются групповые нормы поведения, нарушение которых отдельными членами группы повлекут применение групповых санкций. «...Нормы, - пишет Теодор-Ньюком, - формируются по отношению к чему-либо и ко всему, что является предметом интереса, разделяемого двумя и более людьми, которые взаимодействуют друг с другом… это основной факт взаимозависимости людей не только в детстве, но и на протяжении всей жизни...»1 Нормы - это правила общепринятого и ожидаемого поведения, они описывают, как поступает большинство, то есть то, что считается нормальным. В каждой малой неформальной группе свои нормы и свои санкции.

Итак, малая неформальная группа как «живой организм», как социальная микросистема функционирует по известным «системным законам» социальных общностей.

Тематические рамки настоящего пособия лишают нас возможности анализа других, не менее важных вопросов (развитие малых групп, диалектика энтропийных и негэнтропийных тенденций в малых группах и др.). Ограничимся лишь следующим. Учитывая ответы на вопросы о том, чем опосредуются межличностные отношения в малой группе и что является «цементирующим», усиливающим сплоченность (степень кооперации) группы, Л.И. Уманский и А.В. Петровский выделяют ряд стадий «созревания» малой группы

(«диффузная», «номинальная», «группа - ассоциация», «группа - кооперация» и др.)2.

Малая неформальная группа как социальная микросистема возникает и функционирует по известным «системным» законам социальных общностей.

Психология примитивных малых групп

(Дайджест3 работ: Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общение и возрастные особенности). – Минск, 1976; Добрович А.Б Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987; Он же. Общение: наука и искусство. – М., 1995).

Становление человека как личности, приобретение им социальных свойств и качеств, позволяющих ему быть полноценным и активным членом общества, осуществляется в процессе социализациипроцессе присвоения и усвоения

1Ньюком Т. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: МГУ, 1984. С. 20.

2Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов //

Всб.: Методология и методы социальной психологии. М., 1977; Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

3Дайджест (англ.) букв. – краткое изложение; периодическое издание, сокращенно перепечатывающее материалы из других изданий.

41

индивидом социальных норм, ролевых функций, морально-культурных традиций, выработке привычек, навыков и умений законопослушного поведения. Процесс этот не ограничен временными рамками и продолжается всю жизнь.

Однако необычайно важным периодом на этом пути является начальный период - период детства и юношества. Именно в этом возрасте психика ребенка и подростка необычайно пластична и очень легко подвержена влияниям макросоциальной среды. Среди многих личностно формирующих факторов этого периода необходимо отметить прежде всего два - фактор культуры и фактор социальной организации.

Фактор культуры - это гигантский свод знаков, регулирующих поведение целой цивилизации. В этих знаках, меняющихся, но в какой-то части неизменных, накоплено все важное и ценное, что было достигнуто чередой поколений в поисках истины о мире и человеке. Мы черпаем из этих знаков информацию о том, как "правильно", "гуманно" и "бесчеловечно", "благородно" и "низко" вести себя в обществе.

Источники такой информации многообразны - это книги и чертежи, полотна художников и здания, рисунки танца и машины, юридические нормы и предметы, созданные для удобства быта и облегчения человеческого труда. Это, пожалуй, в первую очередь язык и система традиций, передаваемые от родителей к детям. Во всем перечисленном и мерцают знаки, с помощью которых культура регулирует взаимодействия индивида со средой, ограничивая и видоизменяя в человеке примитивные побуждения.

Фактор социальной организации – устойчивый способ взаимодействия в конкретной группе людей, будь то малая (семья, группа в детском саду или яслях и т.д.) или большая группа.

Личность и характер человека - это конечный "продукт" процесса социализации индивида. Но вот качество этого "продукта" у каждого человека имеет как общие, так и сугубо индивидуальные особенности. Не останавливаясь на конкретизации этой мысли, отметим лишь две общие тенденции. В тех случаях, когда деформированная в плане социальных идеалов микросреда внесла свою "лепту" в формирование личности в детском и юношеском возрасте, в конечном "продукте" будут акцентированы примитивно-биологические тенденции. В тех случаях, когда ребенок и подросток были включены в достаточной степени "окультуренную" микросреду (с учетом относительного влияния биологически обусловленных факторов) - конечным "продуктом" будет гармонично сформированная, полноценно приспособленная к цивилизованному бытию личность.

Оказалось, что лиц, носителей примитивно-биологического "наследия", в обществе, мягко скажем, предостаточно. Попытки таких примитивных личностей "внедриться" в группы социально полноценных личностей, как правило, заканчиваются неудачей. А это побуждает их стихийно формировать сообщества таких же примитивных, как и они "собратьев".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]