Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник 391.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
3.29 Mб
Скачать
      1. Управление социотехническими системами в контексте необходимости обеспечения их информационной безопасности

Сегодня одним из важнейших цементирующих средств для социума является единство и качество его информационного пространства, которые могут нарушаться в результате реализации деструктивных информационных операций.

Для современных социальных систем характерна их значительная насыщенность техническими средствами и особенно ИКТ. Поэтому в дальнейшем корректнее было бы говорить об управлении социотехническими системами (СТС).

Процесс развития систем – процесс антиэнтропийный, т.е. связанный с упорядочением, формой которого является управление.

Обычно выделяют три класса систем - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Отсюда имеет место укрупненная классификация процессов управления:

- управление в неживой природе (в технических системах), являющееся предметом изучения технических наук;

- управление в живых организмах (в биологических системах), являющееся предметом изучения естественных наук;

- управление в обществе (в социальных системах) или социальное управление, являющееся предметом изучения социальных наук.

Под социальной системой обычно подразумевается любое более или менее устойчивое сообщество людей (находящихся в определенных взаимоотношениях, например, компьютерной взаимозависимости), противопоставляющее себя другим аналогичным сообществам (определяется ощущением комплиментарности «свой – чужой») и отличающееся своеобразным стереотипом поведения.

Предметом нашего исследования является рассмотрение различных аспектов обеспечения безопасности социотехнической системы, характерным примером которой является современный объект информатизации, представляющий собой сложную совокупность таких разнородных компонентов, находящихся во взаимодействии, как люди, информационные ресурсы, автоматизированные системы различного уровня и назначения, системы связи, отображения и размножения вместе с помещениями, в которых они установлены, а также помещения, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров.

Объектом и предметом теории социального управления как науки сегодня выступают СТС и системы управления ими.

Социальное управление имеет соответствующие уровни:

  • Государственное управление – то есть управление делами государства, осуществляется государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

  • Местное самоуправление - осуществляется органами власти муниципальных образований и муниципальными служащими.

  • Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений.

  • Негосударственное управление – то есть управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов и т. п.).

Первые две позиции в вышесказанном списке образуют пласт государственного и муниципального управления (ГМУ), имеющий особе значение для национальной безопасности.

Обычно процесс социального управления можно разделить на две категории:

  • стратегическое управление, областью которого является разработка и определение политики (система целей, задач и путей их решения);

  • оперативное управление (исполнительное, направленное преимущественно на технологическую организацию управления).

В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и образуемом ими социуме. Целью социального управления является достижение социального прогресса, выражающегося в более совершенных человеческих отношениях, в их материальном и духовном благополучии (сегодня это возможно только при активном использовании ИКТ). Социальное управление осуществляется в тех случаях, когда необходима организация и осуществление совместной деятельности людей или их коллективов (организаций, предприятий, учреждений, объединений, союзов, ассоциаций, концернов, холдингов муниципальных образований и т.п.).

Выделяют две разновидности социального управления: объективное, когда управление не зависит от желания и воли людей, и субъективное, при котором управление осуществляется людьми с помощью созданной ими системы управления. К объективному управлению относится смена формаций в обществе. Так, создание глобального информационного общества на базе ИКТ – неизбежно ожидаемый продукт объективного глобального менеджмента. Примером субъективного управления может служить ГМУ. Объектом ГМУ (регулируемой подсистемой) прежде всего является население. В качестве регулирующей подсистемы выступают структуры власти (субъект управления). Данные подсистемы взаимодействуют между собой путем обмена различного рода сигналами – материальными носителями информации, обладающими не только способностью передавать сообщения, но и в ряде случаев оказывать управляющее воздействие на население, в т.ч. посредством ИКТ.

При организации социального управления следует также учитывать, что люди имеют определенные физиологические и психологические особенности, что находит отражение и в характеристиках образуемых ими социальных систем.

Отсюда проблему формирования и реализации модели социального управления в отношении отдельных стран и их локальных территорий, муниципальных образований и конкретных организаций нужно решать дифференцированно, т.е. с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Поэтому, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (территории, города), может оказаться неприменимой для другой из-за различий в проявлении этнопсихологических особенностей.

Таким образом, психологический аспект, т.е. учет психологических особенностей личности и массового сознания, играет существенную роль в социальном управлении.

Цель управления достигается с помощью соответствующей системы управления, где цель управления трансформируется в главную задачу системы управления обществом (зачастую главной задачей является сохранение и укрепление существующего либо вновь создаваемого общественного строя).

Задачи управления разрабатываются для достижения поставленной цели управления, исходя из конкретного состояния общества и реальных возможностей его развития. Постановка конкретных задач управления и определение их приоритетности - сложный процесс, требующий учета множества экономических, политических, социальных и иных факторов, то есть системного подхода.

Цикл управления включает два этапа: на первом производится определение конкретных задач управления и их приоритетности (выработка и принятие управленческого решения), на втором - реализация каждой конкретной задачи (регулирование). Регулирование заключается в сравнении фактического состояния общества с конкретной задачей управления, то есть в выявлении рассогласования между ними, с последующей минимизацией этого рассогласования регулирующей подсистемой. Каждый уровень иерархической структуры управления (федеральный, уровень субъектов федерации и муниципалитетов) имеет свои задачи управления и особенности регулирования.

О корректности поставленной конкретной задачи управления судят на основании объективных показателей социально-экономического развития и субъективных данных (социологических опросов, материалов печати и др.). Ослабление сигналов рассогласования свидетельствует о правильности поставленной конкретной задачи управления и нормальном ходе управления.

Обратная связь поставляет в органы управления информацию о следующих параметрах: объективные социальные и экономические показатели состояния общества (скажем, уровень безработицы и т.п.); реакция населения на мероприятия властей, о которой можно судить по результатам социологических опросов, жалобам, демонстрациям, выступлениям в печати; процесс выборов, референдумов, революций, результаты которых могут привести к смене власти. Именно последняя составляющая есть побудительная причина для руководства к разработке и выполнению конкретных задач управления, к отбору наиболее способных, профессиональных управленцев. Две последние составляющие представляют собой готовые сигналы рассогласования, в то время как первая для получения сигнала рассогласования должна сравниваться с характеристиками конкретных задач управления.

Сигналы обратной связи могут быть близки к непрерывным (текущий курс валют) или быть дискретными, одномоментными (результаты выборов, референдумов). Обратную связь называют сильной, если все сигналы обратной связи без искажений и своевременно поступают в органы управления. Когда обратная связь охватывает не все структуры схемы, ее называют неглубокой.

Благодаря обратной связи система приобретает способность к саморегулированию, то есть к выполнению главной задачи управления в условиях различного рода негативных воздействий на систему, в т.ч. деструктивных ИО.

Способность системы управления противостоять внешним и внутренним угрозам называется устойчивостью, при обеспечении которой сохраняется способность выполнять главную задачу управления. Потеря устойчивости системой может быть вызвана рядом причин: чрезмерными воздействиями извне, недостаточным быстродействием системы, неполноценной обратной связью в системе и др. (таковы задачи вредоносных ИО).

К целям управления общество всегда относится неоднозначно (приближенно может быть разделено на три общности: одобрительное отношение и поддержка, категорическое неприятие и безразличное отношение).

Система управления обществом может нормально функционировать только в асимметричном режиме работы, то есть когда поддержка главной задачи управления превышает ее неприятие (позитивная асимметрия).

Целесообразно различать асимметрию естественную, характеризующуюся отсутствием ограничений на передачу сигналов обратной связи, и искусственную, которая осуществляется за счет ограничений на передачу сигналов обратной связи.

Искусственная асимметричность означает искажение информации, что, вообще говоря, противопоказано процессу управления и может применяться только в исключительных случаях на сравнительно короткое время, в течение которого должны принять меры к уменьшению рассогласования и переходу к естественной асимметричности. В противном случае недовольство населения будет нарастать в скрытой форме, то есть реальная асимметричность будет уменьшаться, и система управления в конечном счете достигнет предела устойчивости. Подавление сигналов обратной связи чревато потерей представления о фактической обстановке в стране, а также не позволяет судить о корректности поставленных задач управления и правильности самого управления. Увеличение естественной позитивной асимметричности равноценно увеличению запаса устойчивости системы. ИО могут создавать искусственную ассиметричность.

Инертность (быстродействие) системы характеризуется временем, которое проходит с момента появления сигнала обратной связи до начала регулирования, и определяется во многом скоростью поступления сообщений, и оперативностью принятия и реализации адекватных управленческих решений.

Достижение поставленных целей и задач обуславливает необходимость в получении объективной, достоверной и своевременной информации о положении дел в той или иной отрасли, в субъекте федерации, муниципальном образовании. Дефицит сведений о субъектах хозяйствования, территориях местного самоуправления и их объектах не позволяет сформулировать адекватное представление о реальной социально-экономической обстановке в социуме и соответственно принять эффективное управленческое решение, что создает почву для эффективного применения деструктивных ИО.

Комплексное обеспечение безопасности СТС вызывает серьезные трудности, связанные со сложностью информационных процессов и участием человеческого фактора как активного звена функционирования социотехнических систем. Вместе с тем, несмотря на разнородность своих компонентов, такие системы объединены общим объектом - используемой информацией, без которой немыслимо их управление.

Информационное управление - такое управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, т.е. субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает заданную линию поведения.

Причем, современный социум - это, по большому счету, все-таки СТС, включающая как совокупность автоматизированных информационно-коммуникационных систем, так и сообщество взаимодействующих с ними людей.

Рассмотрим информационное пространство как некую топологическую систему S, объединяющую по некоторому закону (предикату)  множества информационных ресурсов R и коммуникаций К, т.е.S(R, K, ),где инциденция компонентов определяется совокупностью трехместных предикатов

.

Именно этот инцидентор определяет топологию информационных потоков (инфраструктуру) исследуемого пространства S.

Выделим в рамках S две взаимодействующие подсистемы

S1 (R1, K1, 1) и S2 (R2, K2, 2),

где R1, R2R и K1, K2K, а 1 и 2 индуцированы . Каждая из данных подсистем имеет собственную цель

W1 (R1, K1; R/R1, K/K1) и W2 (R2, K2; R/R2, K/K2),

сформированную, исходя из собственных возможностей

(R1, K1 и R2, K2)

и параметров окружающей среды

(R/R1,K/K1и R/R2,K/K2).

Для жизнеспособных систем характерна цель развития

W1 (R1, K1) и W2 (R2, K2),

где R1R1, K1K1 и R2R2, K2K2.

Данный факт иллюстрирует рис. 3.30.

R2,K2

S

R1,K1

S2

R2,K2

R1,K1

R1,K1

S1

Рис. 3.30. Иллюстрация мотива соперничества или сотрудничества информационных систем

Рассмотрим варианты возможных отношений между S1 и S2, включая их мотивацию.

По большому счету таких вариантов два:

W1∩W2= или W1∩W2≠.

Первый из них иллюстрирует нейтральность этих отношений (нет пересечения интересов). Второй – может стать мотивом конфликта S1 и S2 вследствие столкновения их интересов (пересечения целей развития), либо приведет к содружеству S1 и S2 в части совместного освоения области пересечения W1 и W2. Соперничество или сотрудничество есть альтернативы, мотивированные контактом систем даже в гипотетической области пересечения их целей.

Особый теоретический и практический интерес представляет в данном случае конфликт, который, к сожалению, нередко становится реальной фазой развития отношения СТС в информационном пространстве S. Характерной особенностью этого конфликта является стремительная динамика параметров его фигурантов. Почти революционный рост мощностей множеств R и K в наше время, гиперразмножение подсистем S, очевидно провоцируют столкновение последних. Информационная теснота S, обусловленная повышенными коммуникационными и ресурсными возможностями, мотивирует риски возникновения конфликтов.

Индикатором конфликта может служить динамика эффективности социотехнических информационных систем (СТИС), которую для последних уместно характеризовать расстояниями до целевых значений основных компонентов СТИС. Полагая в этой связи, что

W1(R, K) и W2(R, K),

имеем эффективности рассматриваемых подсистем во времени t

Э1(t) = Э1{ρ[R1(t),R], ρ[K1(t),K]}

и

Э2(t) = Э2{ρ[R2(t),R], ρ[K2(t),K]},

где оператор ρ вычисляет удаленность состояния параметров множеств информационных ресурсов и коммуникаций (R1,R2 и K1,K2) от их целевых значений (R,R и K,K) в СТИС.

Если Э1(t) и Э2(t) имеют противоречивую динамику, т.е.

Э1(t) ↑→ Э2(t) ↓ и/или Э2(t) ↑→ Э1(t) ↓,

то наличествует конфликт СТИС, проявляющийся в снижении эффективности одной системы с ростом эффективности другой.

Зачастую он протекает в двух плоскостях. Действия одной стороны приводят к снижению либо препятствует росту информационного ресурса или коммуникационных возможностей другой стороны. Иными словами, соперничество, возможно и борьба, осуществляется в множествах R и K посредством соответствующих информационных операций (ИО). Это является признаком конфликтной ситуации между СТИС.

Возможно противоборство в пространстве целей W, когда СТИС стремится навязать противной стороне удобную для себя цель (ложную, ошибочную, отвлекающую и т.п.). Это реализуется в помощью активных ИО так называемого рефлексивного управления противником. Подобный сценарий развития событий также является одним из признаков наличия информационного конфликта.

Пусть в информационном пространстве S(R, K, ) конфликтуют системы S1(R1, K1, 1) и S2(R2, K2, 2), где R1, R2, R – их информационные ресурсы, K1, K2, K – коммуникации и 1 , 2, - предикаты топологии взаимосвязей данных множеств.

С учетом введенных обозначений проанализируем (смоделируем) возможные разновидности ИО в ходе конфликта.

Доминирование как тактика конфликтного взаимодействия предусматривает на определенном интервале времени τ=t2-t1 поддержание превосходства в информационном пространстве, т.е. имеют место следующие соотношения мощностей множеств

и ,

где S1, SiS, tτ. S1 в данном контексте доминирует над остальными системами Si. В случае, если |R1| соизмерима с |R|, можно говорить об абсолютном доминировании S1 в пространстве S за счет монопольной суперконцентрации информационных ресурсов и коммуникационных возможностей. Практика существования систем свидетельствует о том, что подобную монополию возможно удерживать весьма ограниченное время. Нарастающие в этом случае внутрисистемные (для S1) противоречия рано или поздно ликвидируют монополию.

Экспансия представляет собой цикл ИО постепенного подчинения компонентов информационного пространства. Фактически это наращивание мощностей множеств

|R2(t2)| = |R2(t1)|+ |Ri(t1)|

и

|K2(t2)| = |K2(t1)|+ |Ki(t1)|

за счет суммы ресурсных и коммуникационных возможностей систем Si, ставших адептами атакующей системы S1. Средством такой экспансии в СТИС может быть пропаганда образа жизни и навязывание собственной системы (ценностей, взаимодействия и т.п.).

Подавление есть злоумышленное воздействие, нацеленное на достижение (по отношению к одной из сторон конфликта) соотношения мощностей множеств

|R2(t2)| < |R2(t1)| и/или |K2(t2)| < |K2(t1)| при t2 >t1.

В первом случае сокращается информационный ресурс, а во втором – коммуникационные возможности для S2 в результате ИО, реализуемых S1. Если имеет место соотношение

|R2(t2)| << |R2(t1)| и |K2(t2)| << |K2(t1)|

подавление переходит в уничтожение СТИС.

Изоляция реализуется противной стороной S1 в целях нарушения связей другой стороны конфликта S2 с информационным пространством S. В этом случае может быть достигнуто условие

Γ2 Γ,

которое можно классифицировать как блокада.

Модификация в отличие от вышеприведенных ИО влечет за собой не столько количественные, сколько качественные изменения ресурса и коммуникаций одной из сторон конфликта S2

R2(t1) →R2*(t2) K2(t1) →K2*(t2)

в интересах другой стороны S1. Средством для такой модификации могут быть как психологические, так и кибернетические ИО в СТИС.

Представленный перечень может быть расширен. Кроме того, в реальных условиях возможно использование комбинации ИО, адаптированной к специфике конфликтующих СТИС.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]