Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Корнев А.Н..doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

III. Анализ каллиграфических характеристик письма,

автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости. Мы уже отмечали, что у многих детей с этим рас­стройством нарушена каллиграфия, почерк неровный и не­стабильный. Движения руки при письме нередко скован­ны, что приводит к быстрому мышечному утомлению во время письма. Для диагностики нарушений моторного ком­понента письма может быть использован тест Кортиса [Краснопольский Э., Столпова М., 1927] и данные Гурьянова (1962). Ребенку предлагают как можно быстрее писать фра­зу: «Маша пришла в школу» в течение 2 минут. Затем под­считывается среднее количество знаков, написанных за 1 минуту, по формуле:

Количество знаков, написанных за 2 мин. 2

В таблице 26 приведены возрастные нормативы теста Кор­тиса.

Таблица 26

Возрастные нормативы теста Кортиса

(Э. Краснополъский, М. Столпова, 1927)

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

Среднее количество знаков за 1 мин.

Среднее отклонение

Среднее количество знаков за 1 мин.

Среднее отклонение

8

28

1,6

27

2,8

9 26,4

7 28

5,2

10 29,6

6 28,4

5,8

11 33,9

10 40,4

11,8

12 33,4

7,8 40,4

10,5

13 39,7

13,3 46,3

13,4

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

В процессе дифференциальной диагностики необходимо отграничить следующие формы нарушений письменной ре­чи: а) первичные, специфические расстройства от вторич­ных, обусловленных умственной отсталостью, тугоухостью или педагогической запущенностью; б) разные виды специ­фических нарушений письма и чтения друг от друга: дис-фазическую дислексию от дисгнозической, дисграфию от дисорфографии.

Отграничение дислексии и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при общем психическом недоразвитии

Как известно, навыки письма и чтения усваиваются умственно отсталыми детьми медленнее, чем в норме [Феофанов М. П., 1955, Лалаева Р. И., 1983]. При снижении, интеллекта до степени имбецильности это, за редким исключением, становится вообще невозможным. Навык чте­ния обладает сравнительно меньшей когнитивной сложно­стью и менее уязвим к снижению интеллекта, чем письмо и тем более математика. За 2-3 года детям со снижением ин­теллекта до степени легкой дебильности обычно удается ов­ладеть чтением целыми словами. Однако оно надолго оста­ется маловыразительным, монотонным, с недостаточным пониманием прочитанного. Наиболее выражены трудности в чтении и письме в букварный период. Детям трудно дают­ся осознание звуковой стороны слов, фонематический ана­лиз и графо-моторные навыки. При дислексии же чаще ос­новные трудности выявляются к концу 1-го класса и позже (особенно при «дисгнозическом» варианте дислексии).

Дети со специфическими нарушениями письменной речи социально адаптированнее, находчивее и сообразительнее в быту. Эмоциональные реакции у них дифференцированнее и живее. Даже в наихудших своих способностях — вербально-логическом мышлении — они опережают умственно отсталых детей и, что особенно важно, могут продуктивно использовать оказанную помощь и осуществлять перенос усвоенного навы­ка при решении аналогичных задач. Важной особенностью, отличающей их, является неравномерность, мозаичность

структуры интеллектуальных функций. Для умственной от­сталости типична тотальность недоразвития [Сухарева Г. Е., 1965]. Еще более выражены различия между этими двумя группами в невербальных способностях.

Более трудную задачу представляет отграничение дис­лексии, осложняющей умственную отсталость, от неспеци­фических нарушений письменной речи. В ее решении по­могает использование СМИНЧ и АВМ - WISС. Снижение КТЧ на 15 баллов и более по сравнению с ОИП является веским доводом в пользу специфической природы обнаруженных нарушений чтения. Кроме того, клиника психического не­доразвития, осложненного дислексией, обычно своеобраз­на, атипична по синдромальной структуре [Исаев Д. Н., 1982]. В большинстве случаев это дети с астенической фор­мой олигофрении, характеризующейся неравномерностью интеллектуального развития, относительной сохранностью эмоционально-волевой сферы и способности сознавать соб­ственную несостоятельность. Наш опыт свидетельствует, что ошибки в дифференциальной диагностике дислексии у ум­ственно отсталых детей происходят довольно часто, особен­но на 1-м году обучения. На 2-3-м годах обучения ошибки случаются реже. Без использования стандартизованных ме­тодов оценки чтения (типа СМИНЧ) и сопоставления ре­зультатов с данными АВМ- WISС диагностические ошибки представляются нам неизбежными. Следствиями же подоб­ных ошибок являются неправильный выбор коррекционных методик и затягивание сроков коррекции.