Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Rayli-Smit_Dzhonatan-Rytsari-gospitalyery_v_Ierusalime_i_na_Kipre___-_Vsemirnaya_istoria_-2021_a4

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Часть первая. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА

На Кипре Конвент госпитальеров, казалось, пытался сохранить нейтралитет. Если бейлифы ничем не ускорили падение тамплиеров, то они ничего и не сделали, чтобы помочь им. 6 мая 1308 г. на Кипр пришло письмо от Климента V, в котором папа приказывал сеньору Тира Амори арестовать тамплиеров и конфисковать их собственность. Сначала братья оказали сопротивление попыткам взять их под стражу, но 1 июня они сдались после трехдневной осады их резиденции. 29 мая Амори приказал виконту Никосии и конвентуальному приору Госпиталя опечатать резиденцию тамплиеров в Никосии и провести ее инвентаризацию. Еще ранее 8 мая Ги де Севрак передал кафедральному капитулу Никосии письмо от папы. Климент потребовал, чтобы рыцарям ордена Святого Иоанна были переданы доходы вакантной кафедры Никосии, а кроме них и та сумма, что была выдана тамплиерам по распоряжению папы. В сентябре 1309 г. Климент пошел еще дальше в своих распоряжениях в письме к своему легату и нунцию на Кипре. Доходы всего диоцеза Никосия, которые поступали тамплиерам, вместе с другой арендной платой следовало выплатить Фульку де Вилларе. Это должен был сделать Амори, который был хранителем земельных владений тамплиеров. Магистру ордена госпитальеров также передавались права главного распорядителя собственности тамплиеров.

Для изучения положения дел в ордене тамплиеров папа назначил своих специальных представителей, которые начали свою деятельность в апреле 1310 г. Их работа была прервана убийством Амори; и новое расследование началось 1 мая 1311 г., которое продолжалось до 5 июня. Комиссия рассмотрела все представленные свидетельства, прежде чем она признала невиновность тамплиеров. Среди свидетелей был Симон де Сарезарис, приор Госпиталя в Никосии. Его показания представляют интерес, хотя, как и многие другие, он не сообщил ничего важного. Он повторил множество слухов, об источниках которых он не знал или не мог вспомнить, и в итоге он признал, что не слышал ни о каких порочащих репутацию тамплиеров поступках во время их пребывания на Кипре. Приор был на-

202

Глава 7. ИНТЕРЛЮДИЯ НА КИПРЕ

строен несколько враждебно по отношению к тамплиерам, но все его утверждения после настойчивых расспросов членов комиссии оказались лишенными основания. Его поведение, видимо, было характерно для госпитальеров. Их неприятие тамплиеров скрывалось под маской безразличия. Возможно, они не хотели, чтобы люди подумали о том, что госпитальеры стремятся воспользоваться в своих интересах несчастьем тамплиеров. Их документы хранят почти полное молчание о процессе храмовников. Но это молчание, должно быть, скрывает глубокие чувства. Если тамплиеры могли быть уничтожены, то и госпитальеры могли оказаться в опасности. С другой стороны, стало возможным создание единого ордена, как мечтали крестоносцы и на условиях госпитальеров. Теперь становится ясным, что по мере того, как они приближали падение тамплиеров, французский король и папа готовились столь щедро отблагодарить орден Святого Иоанна, что, казалось, сбудутся самые дерзкие планы госпитальеров.

Климент V был возведен на папский трон 5 июня 1305 г. Он сразу же обратился к магистрам ордена тамплиеров и ордена госпитальеров с просьбой представить свои предложения по организации нового крестового похода. Оба магистра поделились своими соображениями в письмах к папе. Жак де Моле отверг план небольшой экспедиции в Киликийскую Армению. Незначительные по численности отряды крестоносцев почти наверняка понесут тяжелые потери как по причине плохих дорог, так и враждебности местного армянского населения, и они не смогут выйти в Сирию через горный хребет, отделяющий ее от Киликийской равнины. Необходимо подготовиться к масштабному походу, для которого потребуется 12—15 тысяч конных воинов и 5 тысяч пехотинцев. Следут также набрать 2 тысячи конных лучников. Египтяне при равных условиях не могли бы набрать больше. Требуется обеспечить тщательную подготовку. Следует строить прежде всего транспортные суда, часть галер может остаться на Кипре. Прежде чем флот отправится в плавание, десять быстроходных боевых галер должны выйти в море, чтобы очистить водные пути от вражеских судов. Папе необхо-

203

Часть первая. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА

димо строго запретить итальянским морским республикам торговать с мусульманами. Жак де Моле рекомендовал поставить во главе похода Рожера де Лориа, знаменитого итальянского адмирала. Он высказался против поставления на командные должности братьев тамплиеров и госпитальеров, поскольку если будут предприняты какиелибо враждебные действия против итальянских судов во время похода, то это может сказаться на положении представителей орденов в Венеции и Генуе.

Фульк де Вилларе представил более детальный план. Он явно предвидел кампанию против Египта. Как и Жак де Моле, он писал о необходимости эмбарго на продажу оружия сарацинам и также предложил предварить крестовый поход морской экспедицией. Однако в состав флота должны входить 25 галер; заботы о наборе их экипажей и вооружении должны взять на себя король Кипра, тамплиеры и госпитальеры. Целью флота будет блокада Александрии и побережья Египта. Далее он предложил следующее. Армаду из 50 или 60 галер, половина из которых была построена для транспортировки от 40 до 50 конных воинов на каждой, необходимо отправить на Восток за год до того, как начнется крестовый поход. За очень короткое время следует высадить десант в нескольких местах средиземноморского побережья, уничтожить все, что встретится на пути, захватить склады мусульман с запасами продовольствия и оружия и вынудить египетские войска перейти на новые позиции.

План был разработан во всех деталях. Сам папа призвал к крестовому походу и благословил священников на его проповедь и на раздачу индульгенций всем верующим христианам. Он назначил легата, который вместе с командующим войск возглавил поход. Папа обратил особое внимание на сбор необходимых денежных средств, и Фульк подробно объяснил, из каких источников будет финансироваться крестовый поход. Все предприятие было рассчитано на короткий срок, затягивание его привело бы к дополнительным трудностям. Папа не намеревался созывать Собор перед началом похода, потому что это привело бы к дополнительным расходам. В каждой провинции имен-

204

Глава 7. ИНТЕРЛЮДИЯ НА КИПРЕ

но те облеченные властью люди, что призывали народ к походу, должны были определить, какое количество воинов следовало мобилизовать и сколько денег необходмо собрать. Папа обязал магистра Тевтонского ордена участвовать в походе; и он также предупредил светских правителей, что они ни в коей мере не должны препятствовать духовно-рыцарским орденам в их подготовке к экспедиции. Папа, видимо, хорошо представлял себе положение дел в исламском мире и правильно оценивал силы крестоносцев и потому мог назвать конечные цели похода. Требовалось также иметь достаточные запасы продовольствия и продумать возможные пути снабжения армии на заморских территориях, так как она не могда продержаться больше двух месяцев без поставок с Запада.

Некоторые утверждали, что памятная записка тамплиеров разоблачает военные интересы Жака де Моле, а записка магистра госпитальеров раскрывает практицизм и финансовую сметку Фулька де Вилларе. По-видимому, папа Климент получил их в конце 1305 г. и в начале 1306 г. В июне 1306 г. он вызвал к себе обоих магистров, вероятно для обсуждения их предложений. В ноябре Генеральный капитул госпитальеров наделил Фулька полномочиями представлять интересы ордена на Западе, и ему предстояло на некоторое время остаться в Европе. Он проживал на Кипре до начала 1307 г., посетил Родос, где, вероятно, наблюдал последний этап завоевания острова, а в августе уже был у папы Климента в Пуатье. Когда он прибыл туда, следствие против тамплиеров уже началось, и вся ответственность за подготовку крестового похода неожиданно легла на него одного.

К 1308 г. от идеи большого крестового похода пришлось отказаться. Вместо этого было предложено подготовить небольшую экспедицию, во главе которой должен был встать сам магистр госпитальеров. 11 августа Климент издал буллу о крестовом походе. Он глубоко сожалел об утрате Святой земли и предупреждал об опасностях, угрожавших Кипру и Киликийской Армении. Он похвалил Филиппа IV Красивого, поддержавшего идею нового похода, за проявленное им религиозное рвение, и призвал

205

Часть первая. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА

госпитальеров быть готовым снова взяться за меч. Он предложил набрать в войско 1 тысячу рыцарей и 4 тысячи пехотинцев, которым предстояло остаться за морем на пять лет. Папа сам будет консультироваться с магистрами, приорами и командорами обоих орденов, прежде чем начать экспедицию. Деньги предстояло собрать всем христианским миром Запада. Фульк де Вилларе становился во главе крестового похода, командирами частей под его началом были братья ордена, а в управлении войском ему помогал папский легат.

В тот же день папа известил об этом всех прелатов. Теперь всю ответственность за организацию крестового похода несли госпитальеры. Средства на это предстояло собрать со всего христианского мира, и в церквях были выставлены сундуки для пожертвований верующего народа. Епископы объяснили, что в паломничество на Восток могут отправиться лишь те, кто принес обет сделать это. Чиновники, отправлявшиеся с крестоносцами в Святую землю, могли продолжать получать доходы со своих бенефициев в течение двух лет; и разрешение на это при желании могло быть продлено на следующие два года. Начало крестового похода планировалось на весну следующего, 1309 г.

Несколько месяцев продолжалась лихорадочная дипломатическая деятельность. Братья госпитальеры объездили все большие порты Европы, чтобы договориться о найме кораблей для перевозки крестоносцев. Подготовительные мероприятия выполнялись слишком медленно, когда 20 сентября Климент V попросил Филиппа IV Красивого передать госпитальерам деньги, собранные на экспедицию, и дать разрешение на вывоз из портов Франции грузов, предназначенных для крестоносцев. Папа просил также короля не допустить экспорта товаров, запрещенных для продажи сарацинам, и использовать все его влияние, чтобы убедить итальянских купцов, подданных морских республик, не участвовать в запрещенной торговле с мусульманами. В то же время папа обратился к тевтонским рыцарям с письменной просьбой помочь госпитальерам. 28 ноября папским легатом был назначен Петр де ПленШассань, епископ Родеза. Фульк писал королю Филип-

206

Глава 7. ИНТЕРЛЮДИЯ НА КИПРЕ

пу IV, чтобы он обеспечил безопасность епархии Родеза на время отсутствия Петра; его просьбу папа поддержал 6 января 1309 г.

Однако начали появляться признаки того, что дела складываются не лучшим образом. В начале 1309 г. Филипп IV Красивый пожаловался Клименту V, что Фульк не информирует его о своих планах и что он недоволен ни организацией экспедиции, ни структурой ордена. Вся его деятельность ущемляет права подданных короля и честь Франции. Более того, по наущению приора Сен-Жиля казначей госпитальеров в Париже сбежал с деньгами, собранными для похода. Фульк де Вилларе немедленно написал из Пизы примирительное письмо королю Филиппу IV, но становилось ясно, что все сроки задуманного предприятия все больше отстают от намеченного плана и что к Пасхе выйти в поход не удастся. Тем не менее Фульк сообщал о продолжавшемся строительстве большого количества судов в Каталонии, Нарбоне, Марселе, Генуе, Пизе и Венеции. Генуя и Венеция оснастили 7 галер. Три из них принадлежали госпитальерам, остальные — латинянам на Востоке; весной на них собирались выйти в море в пробное плавание, чтобы подготовить корабли к основному переходу в Святую землю. Лошади, продовольствие и оружие были закуплены в Испании, Каталонии, на Сицилии, в Апулии и Провансе. 500 братьев госпитальеров, проживавших в Европе, были вызваны в Авиньон для участия в походе.

Петр де Плен-Шассань намеревался отплыть в феврале, но, вероятно, это произошло несколько позднее. Однако Пасха наступила и прошла, а крестоносцы все еще не отправились в поход, и не все державы Европы оказали помощь. Некоторые сеньоры Франции даже конфисковали лес, предназначенный для постройки галер госпитальеров. Король Арагона Хайме находился в состоянии войны с мусульманской Гранадой и хотел прибегнуть к помощи госпитальеров, собиравших свои отряды в Испании для участия в походе. Папа приказал ему не чинить им никаких препятствий. Хайме получил письмо от папы в июне и уступил его требованиям, но скептически от-

207

Часть первая. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА

несся к грандиозным планам крестоносцев. В марте он писал, что госпитальеры все свои отряды задействовали на Родосе. Он слышал, что они обещали Клименту V овладеть Иерусалимом и Антиохией в течение пяти лет; вряд ли этого можно было достигнуть с их-то силами.

Но планы все же продолжали выполняться. В мае Главный командор госпитальеров прибыл в Никосию с посланием от папы, в котором тот извещал киприотов, что подготовка крестового похода, задуманного им и королем Филиппом IV, успешно продвигается и что во главе похода будет поставлен Фульк де Вилларе. В том же самом месяце король Англии Эдуард II дал разрешение магистру набрать воинов, лошадей и провиант в своем королевстве. 8 июня Климент V написал Филиппу IV, что получил новое сообщение от Фулька, и похвалил короля за доброе расположение к крестовому походу. На следующий день папа написал всем прелатам, призвав их молиться и служить мессы за успех экспедиции, и 8 августа францисканцам и доминиканцам было указано, чтобы они в своих проповедях обязательно сообщили о том, что те верующие, которые помогут госпитальерам, получат индульгенцию. Как уже было сказано, 24 сентября папа уполномочил Петра де Плен-Шассаня и Раймонда де Пена, своего нунция на Кипре, позаботиться о том, чтобы госпитальеры получили финансовую помощь для ведения похода из доходов вакантной кафедры Никосии и из подвергшихся секвестру земельных владений тамплиеров.

Однако весь проект в течение месяца попросту развалился. 22 октября до короля Хайме дошла весть, что крестовый поход был отложен на следующий год. Он обратился к госпитальерам, к кастеляну Ампосты и просил выслать ему сухарей, запасы которых хранились в замке последнего на случай похода. Король объяснял свою просьбу тем, что ему необходимо обеспечить свои войска продовольствием на время кампании против Гранады. 27 октября папа обратился в письме к королю Филиппу IV с просьбой оказать финансовую помощь госпитальерам, которым он сам уже дал в долг 50 тысяч серебряных флоринов. Непогода задерживала корабли, готовые к отплытию. В конце ноября лишь

208

Глава 7. ИНТЕРЛЮДИЯ НА КИПРЕ

нескольким судам удалось выйти в море и направиться на Восток. Но поход был на грани срыва — средств катастрофически не хватало. Всего лишь небольшая флотилия в 26—27 галер отплыла в начале 1310 г. с целью завершить завоевание островов у побережья Малой Азии, вызвав опасения венецианцев. Они получили известие, что возникла угроза их владениям в Эгейском море. Обещания помощи со стороны патриархий Антиохии и Иерусалима остались невыполненными, и госпитальеры отчаянно нуждались в деньгах. Еще до начала похода Фульк де Вилларе был глубоко озабочен нехваткой финансов у ордена. Теперь он был обременен большими долгами, и папа разрешил Фульку ввести чрезвычайный налог на пять лет, обязательный для всех филиалов ордена; за год удалось собрать всего 20 тысяч золотых флоринов.

Грандиозные планы крестового похода госпитальеров могли окончиться фиаско, но важность их от этого не умалялась. Часто высказываемая идея об объединении ду- ховно-рыцарских орденов могла повлиять на двух основных виновников разгрома ордена тамплиеров. В то же самое время они поддерживали организацию крестового похода госпитальеров. Можно рассматривать планируемый крестовый поход 1308—1310 гг. как попытку осуществить на практике идеи Карла II Анжуйского и Петра Дюбуа. Он был значимым для госпитальеров и потому, что он подготовил передачу им огромной недвижимости тамплиеров. Он выявил их полезную роль и скрыл их недостатки именно тогда, когда их самый главный соперник мог привести их вслед за собой к краху. Тот факт, что орден Святого Иоанна и поныне существует, вполне мог быть результатом реформ Гийома де Вилларе, приобретения Родоса и почти позабытым крестовым походом.

Ч а с т ь в т о р а я

ОРГАНИЗАЦИЯ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА

Г л а в а 8 ЧЛЕНЫ ОРДЕНА И КОНВЕНТ

Осенью 1303 г. орденские братья собрались в Лимасоле на заседание Генерального капитула. Им надлежало обсудить дело, представленное маршалом Герардом де Граньана. Приор Кастилии послал на Кипр своего представителя Суэро, который умер в Никосии. Маршал потребовал передать ему доспехи скончавшегося рыцаря. Он сослался на 11-й статут, утвержденный Генеральным капитулом в 1206 г., который свидетельствовал о его праве на это. Представитель приора в Лимасоле оспорил это требование и заявил, что доспехи должны быть отосланы обратно в провинцию. Суэро не был конвентуальным братом на Востоке, но прибыл с миссией из Испании и, более того, купил латы специально для поездки на деньги, выданные ему приором. После своего возвращения на Запад он должен был передать их своему настоятелю. Маршал снова взял слово и ответил, что не важно, носил доспехи Суэро или нет, но он был братом-воином, который прибыл на остров в доспехах. Суд, в состав которого входили братья ордена, выслушал обе стороны и изучил статут, предложенный ему на рассмотрение. Согласно ему, все доспехи, независимо от места их приобретения, признавались выморочным имуществом и передавались маршалу. Поскольку этот статут мог иметь широкую трактовку и, более того, как выяснилось, его применяли уже неоднократно прежде, капитул постановил: доспехи Суэро передать Герарду де Граньана.

210

Глава 8. ЧЛЕНЫ ОРДЕНА И КОНВЕНТ

Это судебное разбирательство показывает, насколько серьезно братья относились к своим законам и традициям, что обеспечивало поддержание строгой дисциплины в рядах ордена в Латинской Сирии. Эффективность военных действий и успешность благотворительной деятельности госпитальеров напрямую зависели от системы управления и организации ордена. Вот почему особенно важно исследовать в подробностях образ жизни братьев и организационную структуру их ордена.

Членство в ордене имело несколько форм. Вначале были только братья-священники, к XIII в. появились бра- тья-рыцари и сержанты. В конце XII в. появились также монахини ордена Святого Иоанна. Были также помощники из мирян: собратья (confratres) и дарители (donats). Братья жили в отдельных домах с общинным уставом, известных как конвенты. В Европе их основной организационной единицей стала коменда, во главе которой стоял командор. Коменды объединялись в провинции, которые назывались приорства, капитулярные коменды или капитулярные кастелянии. Их администраторы были в ранге капитулярных бейлифов, которых назначали или отзывали на Генеральном капитуле всего ордена. К концу XII в. приорства объединили в более крупные административные единицы — главные коменды, а к концу XIII в. их объединили в 7 ланжисов (Tongues). Коменды и кастелянии были также и на Востоке, но в Сирии и позднее на Кипре командор управлял большими территориями, чем администратор такого же ранга на Западе. Он пользовался правами капитулярного бейлифа, что соответствовало должности приора в Европе.

Штаб-квартиры ордена госпитальеров в Иерусалиме, Акре и Лимасоле называли конвентами. По своей структуре они мало в чем отличались от самых обычных домов, в которых проживали братья, хотя они и были более крупными, и их администраторы занимали более высокое положение. В конце рассматриваемого нами периода в администрацию ордена входило восемь высших чинов.

211