Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текст опросника кеттеллла форма с 105.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
122.79 Кб
Скачать

Фактор f

1-3 стена = озабоченность:

Сдержанность, скрытность, склонность к умалчиванию. Склонность к самобичеванию.

Иногда суровость, стойкость, непреклонность. Пессимизм.

Чрезмерная осмотрительность, обдумывание. Склонность к точности, рассудительности.

Со стороны воспринимается как  чопорный,  ограниченный,  самодовольный человек.

Спокоен, молчалив, серьезен. Склонен к самоанализу.

Заботливый, флегматичный, вдумчивый,  необщительный,  медлительный, осторожный.

8-10 стенов = беззаботность:

Бодрость, веселость, активность, разговорчивость, откровенность, открытость, эмоциональная выразительность.

Восторженность, невнимательность, небрежность, беспечность.

Сообразительность, чувство юмора, живость, импульсивность.

Считается, что вопросы, составляющие фактор F значимы для определения поведенческих и характерологических личностных особенностей, обозначаемых как экстраверсия — интроверсия.

Базовые особенности такой поведенческой типологической градации, когда экстраверсия понимается как общий личностный вектор, направленный на внешний мир, а интроверсия — на внутренний, и так ограниченное количество  темпераментных типов сводит всего к двум.

Полюс интроверсии сформируют поведенческие особенности, свойственные обладателям слабого темпераментного типа и сильного, уравновешенного, инертного. Полюс экстраверсиисильный, неуравновешенный тип и сильный, уравновешенный, подвижный.

Под попытками различения поведенческого вектора направленности на внешний или внутренний мир, кроме  внешних  проявлений поведенческой активности иных значимых оснований не прослеживается. 

Диагностика личности как экстраверта или интроверта и, как следствие, превалирование в факторе F озабоченности или беззаботности без разграничения темпераментных особенностей, сформировавших такие личностные поведен ческие направленности, практически ничего не дает для построения личностной модели деятельности.

Интроверсия и озабоченность обладателя сильного, уравновешенного, инертного темпераментного типа также значимы для эффективного осуществления деятельности, как и экстраверсия и беззаботность обладателя сильного, уравновешенного, подвижного типа.  И, наоборот, озабоченный  слабый тип и беззаботный сильный, неуравновешенный своими поведенческими особенностями могут мало  соответствовать эффективной управленческой деятельности.

Фактор F больше подтверждает наличие личностных свойств и качеств, определенных другими факторами и методиками, чем дает диагностически значимую информацию.

Фактор g

1-3 стена = корыстность:

Неустойчивость в достижении целей. Часто небрежность.

Не прилагает усилий в групповых начинаниях и соблюдении моральных требований. Могут проявляться антисоциальные действия.

Иногда эффективен в работе, так как игнорирование ограничений и правил способствует осуществлению деятельности в «собственном стиле».

Несогласие с общепринятыми стандартами.

Недобросовестный, непостоянный, переменчивый, легкомысленный. Потворствует своим желаниям. Небрежный, ленивый, независимый.

Подвержен влиянию случая и обстоятельств.

8-10 стенов = совестливость:

Высокая нормативность, сильный характер.

Добросовестный. Настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный. Упорный, стойкий, решительный. Достойный доверия.

Эмоционально дисциплинирован. Собранный, развитое чувство долга.

 Соблюдает моральные стандарты и правила.

Настойчивость в достижении цели. Точность, деловая направленность.

Слабое суперэго или корыстность, состояние психики, введенное в систему знаний о человеке З. Фройдом как элемент, отражающий  структурное  психическое строение.

С момента опубликования основ психоанализа и на протяжении почти 40 лет, основоположник психоанализа З. Фройд пытался разработать систему структурного взаимодействия в психики трех ее основных составляющих: бессознательного, предсознательного и сознательного.

З. Фройд стремился объективно и всеобъемлюще объяснить психические механизмы личностной жизнедеятельности.

Начав  психическое  структурное  строительство с определения представительства в нем бессознательных, предсознательных и сознательных систем, где система понималась и как психическое состояние и как средства и способы взаимодействия между собой и внешним миром, З. Фройд пришел к выводу, что такое структурное строение отражает больше количественное выражение их взаимодействий и слабо показывает динамику.

Пытаясь исправить этот недостаток, он предлагает более динамически выраженную структуру, вводя понятия «эго» и «суперэго» как систем, через которые бессознательное осуществляет взаимодействия с внешним миром.

Собственно и такая структурная концепция не отражала всех психических особенностей, в силу чего З. Фройд предлагает более совершенную структуру, вводя понятия «Оно», «Я» и «СверхЯ», пытаясь уже в рамках новых понятий взаимодействия этих систем ликвидировать предыдущие изъяны.

Насколько ему это удалось и как вообще  относиться к  психоаналитическим концепциям строения и функционирования психики является вопросом, лежащим в плоскости концептуальных разногласий психологических школ и в нашем случае не дискутируется.

Необходимость экскурса в историю  разработки  структуры психики вызвана тем, что используя промежуточную концепцию строения психики, Р. Кеттелл волей или неволей унаследовал и ряд существенных недостатков, ей присущих.

Пытаясь через  систему  моральных  норм и правил и их исполнение выразить значимые поведенческие особенности, Р. Кеттелл столкнулся с ситуациями массовых групповых норм поведения, значимо отличающихся друг от друга.

В одних случаях, следование внутригрупповым правилам одобряемо членами этой группы и расценивается как поведение, соответствующее сильному суперэго. В то же время, внегрупповая оценка такого поведения вполне может определяться как свобода  от  влияния  группы  и соответствовать слабому суперэго, что, по существу обесценивает в плане диагностики такой личностный  поведенческий комплекс как совесть.

Моральные критерии и устои принимают различные формы в разных религиозных, возрастных и иных  общественных группах.  В силу  этого  можно сделать вывод, что у фактора G серьезные проблемы и с валидностью и с надежностью.

Проблемным  для  данного  фактора  является  и то, что для поведенческих особенностей, демонстрируемых представителями его полюсов нет значимых ба зисных темпераментных оснований или  характерологических черт и свойств, формирующих такое поведение и определяемых другими методиками.

В любой из полюсов, с равным на то основанием может  попасть и обладатель слабого темпераментного типа и сильного, уравновешенного, подвижного, личность с преобладанием психопатических  характерологических свойств, либо ипохондрических.

В  профессиональной  производственной  деятельности  сильное  суперэго (совестливость) может выражать и исполнительность,  как нормальную форму осуществление деятельности и педантизм, как скрупулезное исполнение условий без учета результата.

Слабое суперэго (корыстность), как свобода от влияния группы, может выражать и высокую  креативность,  способствующую  эффективности деятель ности и психопатическую самостоятельность в реализации личностной активности по своим правилам и представлениям, часто не имеющим ничего общего с результатом совместной групповой деятельности.

В диагностической практике, лица с выраженными и приемлемыми для эффективного осуществления производственной деятельности поведенческими и характерологическими свойствами,  определенными  другими факторами и методиками, в факторе G часто демонстрируют средние значения.

Показатели данного фактора мало что могут прибавить или убавить в процесс диагностического моделирования производственной деятельности.