Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.48 Mб
Скачать

Монгольское завоевание руси

Когда из-за вершин далёких гор выглянуло утреннее солнце, шаманы слаженно ударили в бубны. Длинные ряды со­бравшихся в ожидании рассвета людей пришли в движение. Молящиеся снимали шапки, расстёгивали и набрасывали на шеи пояса и принимались бить поклоны в сторону восхода. Так по заведённому ритуалу в Каракоруме — столице Монгольской империи — начинался очередной курултай (съезд знати). Шёл 1235 год. По призыву главного хана Угэдэя, сына и преемника Чингихана на монгольском престоле, со всех концов огромной державы собрались наместники и военачальники. Правящей верхушке империи предстояло обсудить планы дальнейших за­воеваний.

К тому времени монголы уже захватили Южную Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, часть Китая и Ирана. Все покорённые земли присоединялись к разным улусам — удельным ханствам, которые Чингихан некогда раздал сыновьям. Северо-западные территории он отвёл своему первенцу Джучи. Самого Джучи к 1235 г. уже не было в живых, но подросли его дети. Они желали управлять отцовским улусом и расширять его пределы, подчинив соседние народы. Теперь старшие сыновья Джучи — Орду и Бату (Батый) — тоже явились на курултай.

После поклонения Солнцу началось многодневное пиршество. В перерывах между здравицами и возлияниями шло обсуждение государственных дел. Верховный хан Угэдэй напомнил участникам курултая, что Чингихан когда-то распорядился, чтобы Джучи организовал поход «против оросутов и чэркисютов», т. е. на Русь и Северный Кавказ. Смерть помешала Джучи выполнить волю отца. «Теперь долг монгольской знати, — говорил Угэдэй, — осуществить это завещание Чингихана». Но народы Восточной Европы очень сильны и многочисленны. Поэтому сил одного Улуса Джучи недостаточно, и вся империя обязана помочь Орду и Бату в этой войне.

Курултай приговорил: во-первых, во главе сборного войска встанет Бату, потому что завоёванные земли будут присоединяться непосредственно к его уделу. Удел же его старшего брата, Орду, был к тому времени уже полностью сформирован на территории Казахстана. Во-вторых, все прочие улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка «в помощь и подкрепление Бату». В-третьих, поскольку у Бату не было пока опыта длительных завоевательных походов, главным военачаль­ником в его армии назначался старый соратник Чингихана, полководец Субедэй.

Нашествие

В казахские степи стали стекаться монгольские войска для подготовки большого похода на запад. По грозному приказу из Каракорума к ним присоединялись отряды из завоёванных монголами местностей. Сведения о численности этой армии, содержащиеся в различных источниках, и подсчёты разных историков очень расходятся. Называют цифры от 15 тыс. до 600 тыс. человек. Скорее всего действительная численность воинства Бату составляла около 200 тыс. конников, из которых непосредственно против Руси выступало до 130 тыс. человек.

Монголы разгромили кочевников-половцев, обитавших в степях между Уралом и Доном; после кровопролитных сражений заняли

Чингихан.

Солнечное затмение 1236 г. Летописная миниатюра.

199

ВОЙСКО

МОНГОЛОВ

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были пол­ностью приспособлены для длитель­ного пути. При перекочёвке или во­енной экспедиции тратилось не бо­лее часа на установку войлочной юрты и ещё меньше — на её раз­борку и упаковку на спине вьюч­ного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряжённые быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и ота­рами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.

Семьи воинов могли сопровож­дать и наступающую армию. В по­ходные стойбища, что располага­лись неподалёку от мест сражений и осад, монгольские богатыри сно­сили военную добычу; они не забо­тились о пропитании и не разлуча­лись надолго с жёнами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вды­хали дым дорожных костров и бое­вых пожарищ, наблюдали за воен­ными действиями, учились обра­щаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и му­жественными бойцами.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на рас­стоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязатель­ной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. В ходе завоевания соседних стран армия Чингихана научилась пользоваться осадными орудиями — таранами и метатель­ными устройствами. Обычно коче­вое войско делилось на три части: центр и два фланга («крыла»). Ког­да начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвку­шении победы теряя осторожность, то «крылья» наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Умелое веде­ние боёв, очень сильное и дисци­плинированное войско, использова­ние политической раздробленности в окрестных государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.

Волжскую Булгарию (государство, находившееся на территории нынешних Татарстана и Чувашии). Поздней осенью 1237 г. Бату и Субедэй подвели свою рать к русским границам.

Русь в то время состояла из нескольких обособленных княжеств и земель. Самыми значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское княжества и Новго­родская земля. Черниговские, смоленские и владимиро-суздальские князья не ладили между собой, нередки были стычки между дружинами разных княжеств. Русь оказалась раздробленной и расколотой перед лицом страшного врага. Первое сражение с монголами в Половецкой степи на реке Калке (31 мая 1223 г.), в котором были полностью разгромлены войска нескольких русских князей, не привело к сплочению перед грядущей опасностью. То поражение было воспринято как печальный эпизод, случайный набег неведомого народа, исчезнувшего так же быстро и неожиданно, как и появившегося. И вот теперь эти «незнаемые языци» в огромном множестве двигались на Русь.

Заснеженная, лесистая страна не имела торных торговых путей, по которым конница завоевателей могла бы победоносно мчаться от одного города к другому (как это бывало в Средней Азии и Китае). В основном неприятельские всадники рассчитывали передвигаться по льду рек и по просекам в надежде, что их укажут русские проводники или прорубят русские пленники.

Забеспокоился рязанский князь Юрий Игоревич, чьи владения граничили с кочевыми степями. Он послал гонцов за помощью во Владимир и Чернигов, но не встретил там понимания. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович по-прежнему не воспринимал монголов как серьёзного противника. Не получив поддержки от соседей, рязанские ратники схватились с отрядами Бату в чистом поле и почти все полегли под ударами кривых сабель. Встретив отказ Рязани выплатить тяжёлую дань, хан приказал начинать втор­жение. Зимой 1237—1238 гг. разразилась катастрофа.

21 декабря 1237 г., после пятидневной осады и штурма с использованием таранов и метательных орудий, пала Рязань. Город был сожжён, его жители частью истреблены, частью уведены в полон. В течение января монголы опустошили Рязанское княжество. Русские войска потерпели ещё одно поражение — под Коломной, на границе Владимиро-Суздальской земли. Попавшуюся по дороге маленькую деревянную Москву завоеватели сровняли с землёй.

Разрозненность в действиях княжеских дружин и городских ополчений не уменьшала воли к сопротивлению у русских людей. Уже с первых недель нашествия монголам пришлось столкнуться с упорным противоборством местных жителей. Сохранился полу­легендарный рассказ о рязанце Евпатии Коловрате, который с небольшим отрядом уцелевших земляков начал партизанскую войну в тылу завоевателей, когда те отошли от уничтоженной ими Рязани. Каждый город превращался для монголов в труднопреодолимое препятствие, каждая крепость требовала многодневной осады, кровопролитных штурмов, значительных людских потерь. Наиболее впечатляющим эпизодом этой борьбы стала оборона маленького Козельска в Черниговском княжестве, который держался в течение семи недель.

Несмотря на довольно медленное продвижение (из-за трудностей зимней дороги и сопротивления русских), армия Бату приближалась к стольному Владимиру. Князь Юрий Всеволодович удалился в глухие леса верхнего Поволжья, где начал собирать войска вассальных (подвластных ему) князей. Оставшаяся почти без защиты столица Подверглась трёхдневной осаде, и 7 февраля 1238 г. сквозь проломы в стенах монголы ворвались в город. Вскоре на его месте дымились развалины. Из Владимира Бату и его военачальник

200

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]