Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
предвыб кампании общее.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
53.34 Кб
Скачать

Оживший миф

Сказанное еще раз подтверждает необходимость гибкого планирования кампании. Невозможно сначала построить имидж, а затем, собственно, провести кампанию. Строительство имиджа кандидата идет на всем протяжении кампании, и это встречный процесс — от избирателя к кандидату и от кандидата к избирателю. В процессе этого встречного движения и разыгрывается тот миф, мифологема, которая как бы подспудно лежит в глубинах коллективной психики. В этом смысле предвыборная кампания представляет собой оживший на время миф, разыгрываемый мифологический сюжет. Чем напряженнее кампания, чем существеннее выбор, тем больше в нем мифологического. Именно актуализация мифа вызывает к жизни ту энергетику, которая питает кампанию, и придает ей тот элемент не-обычности, не-повседневности, «особости», который ей свойствен.

Следует оговориться, что, прикасаясь к глубинным пластам, мы вызываем к жизни энергию, которая может выйти из-под контроля. В этом состоит смысл завершающего этапа кампании, момента выборов, функция которого — ограничить, задать предел, дать возможность отреагировать всплывшие эмоции, пропустить в повседневную жизнь лишь необходимую часть поднятой из глубин энергии.

Ритуал голосования

Поэтому момент голосования является наиболее ритуализированным элементом кампании, и праздничная атмосфера есть необходимый компонент этого ритуала. Активность избирателей во многом зависит от того, насколько подготовлено это ритуальное завершение. Можно даже сказать, что активность избирателей, готовность к выбору напрямую связаны с тем, насколько подготовлена ситуация отреагирования эмоций на финише. При этом праздник не столько мотивирует избирателей принять участие в голосовании, сколько создает ситуацию, благоприятную для проявления активности, как бы дает избирателю «разрешение» на активность.

Понятие ритуала завершает цепочку тех ассоциаций, которые кажутся нам существенными как в плане теоретического понимания сущности предвыборных кампаний, так и в плане конкретной практики их сопровождения: управляемый социальный конфликт — социальная игра — короткоживущая самоорганизующаяся система — особое состояние сознания — диалог — выбор — архетип — миф — ритуал. Эти понятия задают поле вторичных ассоциаций и тем самым помещают понятие предвыборной кампании в широкий культурологический контекст.

Далее мы рассмотрим каждую цепь ассоциаций, каждую новую систему связей более глубоко. Сформированный круг понятий-ассоциаций станет для нас инструментом более углубленного анализа хода предвыборных кампаний и разработки технологий их сопровождения. Мы последовательно рассмотрим структуру и динамику, формальную сторону предвыборных кампаний, а также их содержательный аспект.

Избирательная кампания как сложный социо-культурный феномен

Завершая же первый круг, хотелось бы подчеркнуть, что в данном контексте понятие предвыборной кампании приобретает статус сложного культурного феномена, в котором, как и в других подобных сложных феноменах, переплетаются множество факторов. С этой точки зрения, говорить о «прозрачности» предвыборной кампании для управления ею не приходится. Становится очевидным, по крайней мере, то, что методы управления кампанией не могут быть сведены к простым технологическим цепочкам.

Вера в возможность создания универсального набора эффективных технологий присуща технократическому подходу. Стандартизация приемов предполагает наличие одинаковых или сходных условий для их применения. В политическом же PR, понимаемом как коммуникационный менеджмент, вооружившись универсальным набором «отмычек», трудно рассчитывать на успех, особенно в нынешнее время — время экстремальных ситуаций и нестандартных людей. Поэтому сегодня, как, может быть, никогда раньше, наиболее практичной и эффективной в политическом PR является одна универсальная технология — творческий подход. Цель данной работы мы видим как раз в том, чтобы стимулировать творческий поиск «ноу-хау» в каждой кампании. Именно стратегический и креативный, а не узкотехнологический PR является, по нашему убеждению, перспективой российского политического PR.