Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
предвыб кампании общее.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
53.34 Кб
Скачать

Вставьте рисунок 2 Штаб кандидата в последний день перед выборами

«Измененное» состояние сознания избирателя

Особое состояние социального субъекта не может не находить свое отражение и на индивидуально-психологическом уровне. Здесь уместно использование понятия «особого состояния сознания», которое предполагает, с одной стороны, его сужение («все помешаны на выборах и ни о чем другом даже думать не способны» — распространенная оценка, не правда ли, особенно по отношению к активным участникам кампании?), а, с другой, — расширение (человек вдруг начинает разбираться в тонкостях и нюансах, которые в обычной жизни находятся вне поля его интересов).

Ниже мы подробнее остановимся на характеристиках этого особого («измененного») состояния сознания. Здесь же пока подчеркнем его трансовую природу, сходство с гипнотическим состоянием. Психологи, занимавшиеся массовидными явлениями , неоднократно обращали внимание на трансовую природу психологии толпы, ее внушаемость по отношению к лидеру и т. п. Находясь в ситуации выборов, человек выходит за пределы своей индивидуальной, повседневной жизни и становится «человеком толпы», человеком в особом состоянии сознания. Поэтому при взаимодействии с ним необходимы и особые методы коммуникации. Этот момент хотелось бы подчеркнуть, поскольку, с нашей точки зрения, речь идет не о гипнотическом или квазигипнотическом воздействии, а о взаимодействии с человеком, находящемся в особом состоянии сознания, или взаимодействии с особыми структурами в сознании человека.

Экологичность избирательных технологий и их диалоговая природа

В связи с практикой применения в предвыборных кампаниях приемов, связанных с прямым или косвенным гипнотическим внушением, вновь встает сложный вопрос об экологичности избирательных технологий. Для ряда сложившихся в отечественном политическом PR подходов именно такие приемы являются основными. Речь, в частности, идет о технологиях «нейролингвистического программирования» (НЛП), предполагающих обращение к подсознательным механизмам переработки информации.

Конечно, было бы лицемерием отрицать тот факт, что любые технологии воздействия или взаимодействия, рассчитанные на большие социальные группы, несут в себе гипнотические элементы. Психологические исследования показали, что чем больше группа и чем экстремальнее ситуация, тем больше группа будет воспринимать эмоциональную составляющую информационного сообщения и тем меньше — рациональную. Воздействие же на эмоциональном уровне всегда несет в себе гипнотическую составляющую, элемент внушения.

Таким образом, в любом диалоге происходит взаимовлияние и взаимовнушение. Гипнотические же технологии являются лишь фрагментом, вырванным из контекста целого, звеном или аспектом коммуникативного акта, которому придается самостоятельное значение. Безусловно, такая часть, оторвавшаяся от целого, форма, оторвавшаяся от содержания («форма превращенная» по М. К. Мамардашвили ), может быть весьма эффективной, поскольку позволяет сконцентрировать усилия в одном направлении.

Вопрос о регулировании использования таких технологий по сути дела является тем же вопросом о границах недопущения насилия, в данном случае — насилия психологического. Однако в контексте коммуникации как диалога эффективность подобных технологий не столь уж безусловна. Технологии внушения могут обеспечивать сильный, но краткосрочный эффект. Специалисты, изучающие проблему гипноза, давно показали, что за фазой зависимости неизбежно наступает фаза отторжения, и чем сильнее первая фаза, тем сильнее эффект отторжения . Достаточно вспомнить телевизионных «психотерапевтов» начала 90-х годов Анатолия Кашпировского и Алана Чумака. Период, когда вся страна замирала у телевизора, внимая их внушениям, продлился недолго. Прошло немного времени, и их выступления стали вызывать только смех. Сегодня имена этих персонажей встретишь разве что в анекдотах. Кстати попытка А. Кашпировского в 1993 году стать депутатом Государственной Думы в одном из округов в Ярославской области также закончилась ничем.

Вставьте рисунок 3 Достаточно вспомнить телевизионных «психотерапевтов» начала 90-х годов Анатолия Кашпировского и Алана Чумака. Период, когда вся страна замирала у телевизора, внимая их внушениям, продлился недолго. Прошло немного времени, и их выступления стали вызывать только смех

Применение гипнотических технологий, формирование отношений по принципу «кумир—толпа» неизбежно впоследствии приводит к свержению кумиров. Эффективное противостояние грубым гипнотическим технологиям в предвыборных кампаниях предполагает профилактику внушаемости, с одной стороны, и использование этой естественной динамики процесса, с другой. Усилив и ускорив процесс отторжения, можно обернуть использованные технологии против тех, кто их применил.

Говоря о взаимодействии, о диалоге, о диалоговых технологиях, мы вновь должны осуществить привязку к практике, чтобы эти идеи не остались «красивыми словами». Основной принцип диалога предполагает наличие прямой и обратной связи, двустороннее движение. Если возможности применения этого принципа во встречах с избирателями и в агитации «от двери к двери» очевидны, то в отношении СМИ и наглядной агитации это кажется весьма натянутым, поскольку мы имеем дело по большей части с однонаправленным процессом. Конечно, можно говорить о компенсации этой однонаправленности подсистемами обратной связи (мониторинговые исследования, общественная приемная и т. п.), которые присутствуют в любом избирательном штабе. Однако дело обстоит несколько сложнее.

Диалогический подход к предвыборной кампании предполагает наличие прямых и обратных связей внутри каждой из ее подсистем. Здесь уместно вспомнить о «диалогичности» слова в понимании М. М. Бахтина . Он считал, что слово диалогично, когда внутри него звучит одновременно другой голос, когда появление этого слова, реплики определяется не только отправителем сообщения, но и его получателем.

Следуя принципу диалогичности, мы рискуем впасть в другую крайность — в подстраивание под толпу, популизм. Последний, по сути, является псевдодиалогом, его имитацией. Рабское следование за обратной связью столь же неэффективно, как и ее игнорирование.

Приведем пример. Макет листовки может на фокус-группах получить отрицательную оценку, но это еще не является достаточным основанием для ее отвержения. Если учесть технологический цикл ее изготовления, то мы должны считаться с тем, что листовка попадет к адресату спустя несколько дней или недель. За это время могут произойти события, которые принципиально изменят ее восприятие. В результате окажется, что мы отвергли (руководствуясь, как и полагается в таких случаях, негативной обратной связью) то, что в другой момент, в изменившихся обстоятельствах было бы весьма эффективным.

Принцип диалогичности предполагает безусловный учет обратной связи, но не зеркальный, а творческий. Лидер должен учитывать ожидания, установки, интересы избирателей, но, как мы говорили выше, выражать их точнее и раньше других. Таким образом, соединяются два аспекта взаимодействия — подстройка и ведение, но не как два разделенных во времени этапа, а как одновременно присутствующие элементы. Уже на стадии диагностики электоральной ситуации точность сформулированного вопроса предопределяет информативность полученного ответа. Точно также и в ходе фокус-групп, чтобы получить адекватную информацию, мы должны, исходя из прогноза, смоделировать будущую ситуацию, изначально оказав определенное «воздействие» на наших респондентов.

Если говорить о рекламном ролике, листовке или газетной статье, то их эффект прямо зависит от доступности (и в этом смысле диалогичности) формы для конкретного адресата. Но в еще большей степени их воздействие зависит от того, насколько в ее содержании адресат узнает свое собственное видение, свою собственную мысль, возвращенную ему в новой, переработанной и не банальной форме. Так, в период 1999–2003 гг. в лозунгах многих кандидатов ключевым было слово «порядок», отражавшее суть запроса избирателей на структурирование их жизненной перспективы .

Эта проблема «встречного движения» в познании и понимании неоднократно обсуждалась в философии и психологии . Некий зазор между банальностью и оригинальностью, которая, тем не менее, узнаваема, образует зону проявления творчества, интуиции, таланта, не поддающегося прямой технологизации. Безусловно, в каждой избирательной кампании есть общие элементы, и потому возможны стандартные рецепты подготовки лозунгов или текстов. Но поскольку у каждой кампании своя ключевая линия напряжения, то стандартные технологии всегда имеют ограниченную эффективность. Диалогический принцип предполагает выстраивание уникального сюжета кампании из множества более или менее стандартных компонентов, подобно тому как уникальная мысль выражается стандартным набором слов.