Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая по ВР и ВК.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
127.49 Кб
Скачать

Глава 2. Характеристика валютного кризиса в Юго-Восточной Азии

2.1. Финансово-экономический кризис в Юго-Восточной Азии

Неожиданное событие 1997 - 1998 гг. - финансово-экономический кризис в Восточной Азии. До середины 90-х годов государства этого региона развивались необычайно высокими темпами, за что были прозваны "тиграми". Азиатскую модель экономического развития ставили в качестве примера другим странам, в частности и бывшим социалистическим государствам Центральной и Восточной Европы.

Кризис на азиатских финансовых рынках начался 2 июля 1997 г. В тот день произошла девальвация таиландского бата по отношению к доллару США более чем на 20 %. Это спровоцировало волну обесценивания валют соседних государств в регионе, и события приобрели глобальный характер. До начала кризиса экономика Таиланда имела высокие темпы роста, достаточно консервативную фискальную политику государства (последние 10 лет Таиланд имел бездефицитный бюджет), высокую долю сбережений. Единственным негативным фактором был значительный дефицит платежного баланса, который, скорее всего, являлся дефицитом инвестиций в экономику страны.9

Основной проблемой Таиланда была уязвимость финансовой системы: долларовая задолженность многих клиентов банков перед кредиторами; большой объем краткосрочной внешней задолженности, что могло привести к кризису ликвидности; сильная коррумпированность банковских и других финансовых структур. В ходе валютного кризиса в Юго-Восточной Азии со 2 июля по 31 октября 1997 г. девальвация национальных валют по отношению к доллару США составила, %: в Таиланде - 39,5, Индонезии - 33,2, Малайзии - 26,8, на Филиппинах - 24,3, в Сингапуре - 9,5, Южной Корее - 8.10

За по­трясениями на валютном рынке последовали огромные продажи на фондовых рынках стран Азии. На крупнейшей бирже региона - в Гонконге - 23 октября 1997 г. рынок акций обрушился: произошло падение индекса Напд-Зепд на 1.211 пунктов (10,4 %). Были затронуты интересы иностранных инвесторов развивающихся стран Латинской Америки, стран Восточной Европы и СНГ.

Существует несколько причин, объясняющих глобальное влияние этого кризиса на остальной мир: на долю стран Азии, исключая Японию, приходилась половина величины прироста в производстве мировой промышленной продукции, несмотря на то, что их доля составляла только 20 % мирового суммарного ВНП. При снижении темпов роста производства в странах Юго-Восточной Азии перекрывался запланированный прирост производства в странах Восточной Европы.

Усиление конкурентоспособности азиатских производителей из-за снижения курсов национальных валют может в ближайшем будущем нанести удар по мировым ценам и мировой экономике. Восточная Азия до последнего времени являлась крупнейшим импортером капиталов. Согласно данным, опубликованным в декабре 1997 г. в газете "Ртапаа! "Птез", объем предоставленных странам региона ссуд на конец 1996 г. составил 757 млрд дол., в том числе Гонконгу - 207, Сингапуру - 189, Корее - 100, Таиланду - 70, Индонезии - 55, Малайзии - 22 млрд дол.

Оценка этого кризиса заслуживает внимания. В отличие от инфляции, когда наблюдается бегство от обесценивающихся денег к товарам, что стимулирует рост производства, при дефляции происходит обратный процесс. Иными словами, предложение превышает платежеспособный спрос, вследствие чего начинается массовое перепроизводство товаров. Рынок реагирует на это падением цен, что неизбежно приводит к сокращению сбыта и капиталовложений, снижению прибыльности, росту безработицы, т. е. начинается период банкротств.

В основе азиатского кризиса 1997—1998 гг. лежит перепроизводство, возникшее отчасти по вине транснациональных корпораций (ТНК) и банков. За последнее десятилетие ТНК, главным образом американские, японские и европейские, создали в Юго-Восточной Азии многочисленные филиалы, обладающие высокой конкурентоспособностью из-за сравнительно низкой заработной платы. Местные концерны поддались общему экономическому буму, занимая для этого крупные средства в местных банках, а те, в свою очередь, брали кредиты в банках промышленно развитых стран. Быстрое повышение акций местных компаний вызвало невиданный приток иностранных портфельных и краткосрочных инвестиций, повышение курсов акций. Эта финансовая "пирамида" могла поддерживать здание экономического роста только временно. После появления первых признаков затоваривания цены снизились, за ними упали курсы валют и доходы компаний. Платить по кредитам стало нечем. Иностранные инвесторы начали лихорадочно изымать капиталы. Финансовый кризис привел к кризису в промышленности и экономике в целом.

После девальвации национальных валют и падения котировок на рынках акций над странами Юго-Восточной Азии нависла угроза финансового голода. По мере появления проблем в кредитующих странах и повышения риска невозврата вложенных средств инвесторы стремились изъять инвестированные деньги для их сохранения и размещения в менее рискованных финансовых инструментах. Проблема усугублялась тем, что долгосрочные активы, деноминированные в национальной валюте, финансировались за счет краткосрочных заимствований в долларах США. Состояние текущей ликвидности стран Юго-Восточной Азии стало главной причиной кризиса.

Снижение рейтинга кредитоспособности влечет за собой увеличение премии к процентной ставке заимствований из-за рубежа. Правительства стран Азиатского региона были вынуждены обратиться за чрезвычайной помощью к Международному валютному фонду (МВФ). По мнению многих специалистов, кризис 1997-1998 гг. был спровоцирован самим МВФ.

Призванный иметь дело со странами, живущими не по средствам (с высоким дефицитом бюджета, большой долей импорта готовой продукции, инфляцией и низким кредитным рейтингом), этот фонд считал вымывание средств у населения одним из несомненно действенных способов достижения цели. Хорошим уроком для него послужил мексиканский кризис 1995 г., когда МВФ совместно с США предоставили кредит Мексике в размере 50 млрд дол., позволивший ей оправиться от шока излишней монетарной экспансии, выразившейся в непомерном увеличении импорта, и восстановить былую инвестиционную привлекательность страны.11

Ошибка МВФ по отношению к Азии состояла в применении точно таких же мер. Азиатский кризис является результатом не чрезмерного потребления, а избыточного производства. Страны Азии инвестировали в производство около 20 % ВНП, а в Таиланде данный показатель составил 40 %. Имели место перегрузка производственных мощностей и излишнее производство товаров. В условиях неразвитости местных внутренних рынков сбыта это повлекло за собой падение экспортных цен. Еще больше положение усугубило финансирование обязательств по иностранным инвестициям.

Несмотря на предоставленную помощь МВФ, кризис в странах Юго-Восточной Азии продолжался. Международный валютный фонд и его партнеры поставили перед государствами-реципиентами следующие условия финансирования с целью выхода из кризиса: повышение местных налогов; резкое удорожание кредитов; сокращение государственных расходов на поддержку экономики, кроме прямого выкупа долгов частных банков; принудительное банкротство и раздробление концернов.12

С целью преодоления кризиса и стабилизации экономической обстановки страны Юго-Восточной Азии должны были использовать методы экспансионистской фискальной политики. Банковская система региона нуждалась в оздоровлении, но ситуация была слишком серьезная, чтобы применить ограничительные меры по сокращению потребления. Правительства азиатских стран могли прибегнуть к гарантиям и средствам морального порядка, чтобы использовать сбережения населения своих стран для поддержания ликвидности банковской сферы, а также содействия возврату банкам их проблемных кредитов.

Универсальных, заранее подготовленных мер по преодолению экономических кризисов не существует. Постсоветским странам можно извлечь отсюда следующий урок: рынок наказал страны Юго-Восточной Азии за элементарные вещи - отсутствие объективной и регулярной статистической отчетности, несоответствие системы банковского регулирования, бухгалтерской отчетности компаний и правил функционирования финансовых рынков международным стандартам. Так, в Южной Корее реальный объем краткосрочных долгов оказался гораздо большим, чем объявлялось; Таиланд долгое время держал в тайне свои валютные резервы и т. д.

Постсоветские страны ведут себя точно так же. Например, их политика банковского кредитования остается сложной для понимания западными экспертами, считающими, что кредиты можно выдавать только успешно работающим предприятиям и лишь на эффективные проекты. В Украине же прокоммунистическое лобби все время добивается выдачи кредитов убыточным государственным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, угольным шахтам и другим подобным операторам рынка.13