Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
02 Инновационные циклы.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
588.29 Кб
Скачать

2. «Нулевой» Кондратьевский цикл (от Петра I до Екатерины II)

В Европе наука, как одна из самых взрывных инноваций, начала развиваться в эпоху Возрождения. В это время в Европе работали выдающиеся ученые – Д. Бруно, Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон, Декарт, Бекон, Лейбниц.

Лейбниц неоднократно встречался с Петром I и оказал в последствии значительное влияние на развитие науки и образования в России. Россия сильно отставала в технологиях и инновациях. Доступ к западным инновациям перекрывала Швеция и Речь Посполита. Это грозило существованию российской государственной системы. Вектор развития, направленный на движение государства к Черному морю, вел в геополитический тупик. Население России было 12 миллионов человек.

Петр I разворачивает вектор развития государства на Голландию и Англию.

В географическом плане центр инноваций и их ретрансляции на всю Россию стал осуществляться через новую столицу России – Санкт-Петербург. Эту функцию инновационных ворот город будет осуществлять в течение двух столетий. Москва сохранит свою роль как национальный инновационный центр.

Геополитический прорыв обеспечил резкое ускорение диффузии западных инноваций в России. За первые 25 лет XVIII века на базе инноваций были созданы циклы развития черных металлов, что обеспечило на 100 лет лидерство России на европейских рынках.

Государство стимулировало развитие инноваций. Полученные инновации позволили камень (руда) и древесину (древесный уголь) перевести в разряд ресурса и выйти на передовые позиции в Европе по металлу. Появились центры по промышленному производству оружия (Тула), текстиля (Ярославль), кож (Липецк) и т.д. Возникло 180 мануфактур – носителей новейших технологических инноваций.

Важнейшей особенностью развития промышленности являлась главенствующая роль государства в создании новых отраслей. Практически все без исключения мануфактуры создавались или инициировались государством, и лишь позже часть их передавалась в частные руки.

Именно это наиболее существенно отличало Россию от Западной Европы, формировало уникальную отечественную систему организационно-управленческих инноваций, что позволило ей, единственной, на протяжении тысячи лет соперничать со всем Евразийским миром.

Голландия и Англия дали России инновационный вектор развития. Западные инновации устремились в Россию с огромным количеством специалистов. Создается система подготовки кадров по западному образцу. Обучение специалистов происходит и за границей. Проводится реформа письменности, вводится новый календарь. Появились библиотеки, музеи, театры, что резко интенсифицировало накопление информации и диффузию нововведений.

В технологической области страна в этом цикле была полностью ориентирована на западные инновации. Немногие русские новации (Ползунова, Кулибина) в рамках отсутствия механизмов их эффективного преобразования в инновации так и не стали крупными технологическими изобретениями.

4.3. Первый Кондратьевский цикл (от Екатерины II

до реформы 1861 года)

Известны два противоречивых процесса в первой половине XIX в.: с одной стороны – страна впитывала в себя все новые инновации, а с другой – внутрисистемные противоречия вели к ее нарастающему отставанию.

Тем не менее, к 1861 г. посевные площади выросли в 1,5 раза (до 53 млн. га), а ежегодный сбор зерновых – в 1,4 раза (до 54 млн. т.), правда, при почти неизменно низкой урожайности – около 10 ц./га. Одновременно появились новые отрасли, по сути агропромышленного типа – сахарной и шерстяной. Если первый сахарный завод появился только в 1802 г., то уже к 1844 г. в лесостепной зоне европейской России их было более 200, а площадь свекловичных плантаций превышала 23 тыс. га.

Диффузия нововведений, в условиях классового расслоения российского общества, усиливает дифференциацию хозяйственных подсистем в аграрном секторе российской экономики. В помещичьих усадьбах появляются многопольные системы земледелия, машинная техника и наемная рабочая сила. В 1801 г. появляется еще одна знаковая инновация – вводится свободная купля-продажа земли без права иметь крепостных. Все интенсивнее идет процесс замены трудовой повинности и натуральных платежей на денежные.

На этом фоне в Центральной России все заметнее роль крестьянской промышленности – классический пример использования западных технологий и национальных систем организации производства. Именно кустарные промыслы явились той питательной средой, из которой вырастали крестьянские мануфактуры, а позже и фабрики.

Темпы индустриальной волны были внушительными. Число предприятий выросло более чем в 6 раз, превысив к 1860 г. 15 тыс., а численность занятых на них выросла в 6 раз (до 565 тыс. чел.). Некоторое уменьшение среднего размера предприятий (с 40 до 37 чел.) как раз и свидетельствует о массовом возникновении индустриальных полюсов роста.

В первой половине XIX в. происходит и быстрый рост суконной промышленности. С 1804 по 1825 гг. число занятых возросло с 28 до 63 тыс. чел. и достигло к 1860 г. 95 тыс. чел. В течение всей первой половины XIX века нарастал поток ввозимого из-за рубежа инструмента и оборудования. В 1850 г. его было ввезено на сумму 8,4 млн. руб. ассигнациями против 0,08 млн. руб. в 1815 г. Одновременно начинает развиваться новая отрасль – машиностроение. В 1824 г. возникает первый отечественный завод по производству паровых машин. К 1860 г. завершилось вытеснение вотчинных и посессионных мануфактур, основанных на крепостном труде, капиталистическими мануфактурами, основанными на вольнонаемном труде.

Началась революция и на транспорте. Первый пароход был спущен на Неве в 1815 г., а к 1861 г. только по Волге их курсировало более 200. Поучительная история с развитием железнодорожного транспорта. Впервые серийное производство паровозов для железных дорог было организовано в Ньюкасле английским изобретателем Д. Стефенсоном в 1823 г. для новой железной дороги Ливерпуль – Манчестер. Всего 10 лет спустя, в 1834 г., известные русские изобретатели Черепановы, работающие на Нижнетагильском заводе, построили первый русский паровоз, с использованием которого была пущена железная дорога между медным рудником и Выйским заводом. Однако первая пассажирская дорога между Петербургом и Павловском была построена иностранными предпринимателями в 1837 г. Значение железнодорожного строительства для России невозможно переоценить. Эта в определенном смысле судьбоносная инновация, которая позволила империи воссоединить расползающиеся региональные рынки, удержать геополитическую периферию, резко изменить саму ритмику российских пространств. В 1851 г. была открыта железная дорога Петербург – Москва (644 км). Уже к 1861 г. длина железных дорог почти утроилась: были построены дороги Петербург – Варшава, Москва – Ярославль, Москва – Н. Новгород, Москва – Козлов, Москва – Курск, Орел – Рига.

Началось активное вовлечение России в систему международной торговли. За 60 лет внешнеторговый оборот вырос более чем в 3 раза, но Крымская война показала нарастающее отставание России как в области технологических, так и социальных изобретений.

Интенсивный рост культуры и науки, с одной стороны, нарастание революционных настроений в широких слоях общества, с другой, совершенно очевидно, увеличивали энтропию и вели российскую территориальную систему к хаосу. Внешние геополитические силы также способствовали этому. В итоге к середине XIX в. Россия оказалась в очередной точке бифуркации. Реформы 1861 г. обозначили этот выбор: Россия пошла по пути создания индустриального общества западного образца.

Итогом ста пятидесяти послепетровских лет явилось зарождение и формирование нескольких ареалов индустриальной инновационной волны. Петербургско-Прибалтийский и отчасти Вислинский районы развивались преимущественно в рамках сильного воздействия западных инновационных волн, и не только технологических. В промышленности преобладал вольнонаемный труд, и он была почти исключительно городской, с высокой долей иностранных специалистов на производстве.

Напротив, Волжско-Окский район развивался преимущественно в рамках отечественных инновационных волн, но со значительным использованием западных технологий. Здесь выстроилась многоуровневая, слоистая структура начальной фазы индустриальной волны.

Урало-Камский район развивался преимущественно на базе отечественных технологий и отечественного менеджмента. Здесь в наибольшей степени проявлялась природная обусловленность территориальной структуры, почти исключительно использовался труд крепостных, что и сочетании с не возвратом природной ренты обеспечивало высокие прибыли, но одновременно консервировало технологические процессы. Южный район (Украина) в этот период – еще типичный аграрный регион, в основном, из отечественных инновационных центров.

Прочие регионы России – инновационная периферия, не восприимчивая не только к индустриальным инновациям, но на значительных пространствах не завершившая аграрную инновационную волну.