Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Platonov U.P. Osnovi etnicheskoi s psihologii.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 10. Мотивация миграционного поведения

• Миграционные процессы, связанные с выездом за рубеж, представляют собой совокупность определенных действий и поступков населения, обусловленных переселением в дру-1ую страну на постоянное или длительное проживание. Это поведение находится под влиянием как факторов макроуровня (политическая система, уровень экономического разви­тия страны, занятость, доходы населения, потребление, эко­логическая обстановка, миграционная политика), так и фак­торов микроуровня (социальная среда, ценностные ориен­тации и приоритеты).

Факторы макроуровня — это наиболее общие и глубин­ные причины эмиграции, обусловленные, прежде всего, по­иском материального благополучия или личной безопасно­сти. В России они определяются процессами трансформации российского общества, перехода экономики из государствен­ной в рыночную.

Изменение внешней среды обитания обусловливает раз­витие и направленность миграционных намерений индиви­да, переориентацию его установок с внутренней миграции на эмиграцию.

Изучение эмиграционного поведения, выполненное Е. С. Красинец (1997), позволило уточнить конкретные при­чины переселения за рубеж, выявить мотивы эмиграции, по­требности, побуждающие людей уезжать из страны насов­сем или на длительный срок. Это исследование показало, что в последние годы заметно расширился спектр мотивов, определяющих эмиграцию из России. Если ранее мотивы эмиграционного поведения носили преимущественно этни­ческий или политический характер, то теперь они все бо­лее приобретают характер экономический и социальный. В большинстве своем люди, уезжая, руководствуются не од­ним каким-то мотивом эмиграции (хотя бывают ситуации, когда преобладает и какой-то один повод), а решают или пытаются решить для себя целый ряд проблем выживаемо­сти в условиях развивающегося в России капитализма. По­этому эмигранты чаще всего выделяют для себя сразу не­сколько причин переезда за рубеж.

В целом в структуре мотивов эмиграции, как показыва­ют результаты этносоциологических исследований, доми­нируют мотивы, связанные с разочарованием в перспекти-

проводимых в российском обществе реформ. Такой иотив эмиграции как «обеспокоенность за будущее своих детей», на первое место поставили около 48% эмигрантов. Возможно, на приоритет этого мотива повлиял семейный характер эмиграции из России. Однако за этим мотивом цожет скрываться и социальное настроение, общее неве­рие в развитие российской экономики. i. Второе место занимают мотивы, которые носят отчетли­во выраженный экономический характер. Эти мотивы на­звали свыше 40% эмигрантов, направляющихся из России за рубеж. Принятие решения об эмиграции обусловлено как «яюномической мотивацией, побуждающей к выезду из стра­ны (неудовлетворенность жизнью в стране, в первую оче­редь, материальным благополучием), так и мотивами, свя­занными с оценкой предстоящей жизни в новой для себя стране (возможность накопить заграницей капитал, решить проблемы личного достатка). Во всей совокупности опро­шенных наиболее часто встречаются мотивы «жизнь стала просто невозможной» (25%), «невозможность реализовать свои деловые и профессиональные качества» (12%).

Следующим по рангу мотивом выезда являются семей­ные причины («переезд к ранее выехавшим членам семьи или родственникам») — 28% респондентов. По существу, этот мотив отражает этнический характер российской эмиг­рации — преимущественный выезд этнических немцев в Германию и евреев в Израиль. Другими словами, мотивы репатриации на историческую родину также доминируют. Этнические мотивы как выталкивающие обстоятельства (недоброжелательное отношение к национальности) указа-го менее 20% опрошенных. Если учесть, что современная миграция из России имеет ярко выраженную национальную структуру выезжающих, то смещение этнических мотивов на средний план свидетельствует о смене приоритетов, из­менении характера миграционного поведения этнических эмигрантов.

Обследование показало, что для части опрошенных не теряют остроты и политические аспекты мотивационной основы их выезда. Нынешняя политическая нестабильность и свежие воспоминания о прошлых режимах привели к тому, что 13% респондентов беспокоит высокая вероятность воз­врата к прежним порядкам, и именно это стало одним из основных мотивов их эмиграции.

Весьма большое значение для изучения закономерностей формирования эмиграционного поведения имеет выяснение деятельности по принятию решения о выезде за рубеж. Опрос показал, что действия, связанные с эмиграцией из страны, не носят случайного характера, а являются результатом проду­манных поступков, основанных на критическом отношении россиян к ходу социальных трансформаций в обществе. По результатам опроса, временной лаг между принятием реше­ния об эмиграции и самим выездом у основной массы эмиг­рантов (2/3 от общего числа) составляет от 1 до 3 лет. В общей массе эмигрантов примерно у 15% этот период охватывает от 3 до 5 лет. Относительно небольшой является доля выезжаю­щих (13,2%), у которых с момента принятия решения об эмиг­рации до самого процесса переселения прошло менее года.

Говоря о формировании миграционных установок на выезд за рубеж, необходимо отметить, что в современной российской семье вопросы эмиграции решаются, как пра­вило, коллегиально и на основе демократизма. Только 3-4% опрошенных показали, что в их семьях проблема выез­да практически не обсуждалась или была воспринята ими пассивно. После принятия решения об эмиграции необхо­димость переселения становится безусловным приоритетом у большинства членов семьи. Установлено, что у преобла­дающей части эмигрантов (72%) выехать за границу выска­зали желание все члены семьи, у 14% из числа опрошен­ных отношение к переселению было неоднозначным и толь­ко у 11% респондентов желание уехать среди членов семьи имели только сами опрошенные.

Анализ факторов эмиграции на микроуровне позволяет увидеть и причины, удерживающие россиян от выезда из страны насовсем. Главная из них на сегодня — сложность организационных процедур эмиграции (получения въезд­ной визы, оформления выездных документов в российских госучреждениях). Но есть и факторы, внушающие опти­мизм, — сохраняющаяся у части населения надежда на пе­ремены к лучшему в России.

Обследование Е. С. Красинец (1997) выявило и жизнен­ные планы российских эмигрантов. Большинство (почти 2/3 от числа ответивших) хотели бы резко не менять соци­альное положение и сохранить свою экономическую актив­ность. Примерно 13% респондентов, в основном женщи­ны, предполагают заняться воспитанием детей, домашним хозяйством. Каждый десятый эмиграет намерен продолжить образование, пройти переподготовку, получить нужную профессию.

Приоритетность миграционных установок на труд в об­щей структуре эмиграционных намерений в значительной степени объясняется высокой долей в эмиграционном по­токе лиц активных трудоспособных возрастов (30-45 лет). Именно в этой демографической группе в структуре моти­вов миграции преобладают трудовые мотивы. Необходимо также учесть, что профессиональные планы выезжающих из страны представляются ими по-разному. Большинство (58%) связывают свою будущую трудовую деятельность за границей с работой по найму. В силу неразвитости рыноч­ных отношений и структур в России наши соотечественни­ки, за немногим исключением, пока не имеют опыта само­стоятельного предпринимательства и бизнеса. В результа­те, в западной рыночной экономике уверенно видят себя в качестве предпринимателей, бизнесменов, руководителей фирм только 6% из числа опрошенных, среди них половина хотела бы работать самостоятельно, иметь свое дело, обхо­дясь при этом без наемных работников.

В рамках выявленных общих особенностей формирования эмиграционного поведения эти процессы специфичны и на уровне отдельных социально-демографических групп. Преж­де всего, выделяются отклонения от средних характеристик поведения в зависимости от пола и возраста эмигрантов.

Если рассматривать миграционные намерения выезжа­ющих с учетом их демографических характеристик, можно отметить, что внутри семьи женщины по сравнению с муж-

чинами реже инициируют саму идею эмиграции из страны. В силу своей большей экономической

зависимости ОНИ ТруД-

нее определяются в выборе своей дальнейшей судьбы за рубежом, менее охотно идут на отказ от российского граж­данства. Если в миграционных установках мужчин явно преобладают намерения работать за границей по найму или стать предпринимателем, то у женщин больший удельный вес занимают ориентации на домашнее хозяйство, созда­ние условий для лучшего будущего детей. В мотивацион-ном блоке эмиграционного поведения трудовые мотивы у женщин в сравнении с мужчинами выражены слабее. Про­фессиональный статус за рубежом для женщин имеет мень­шее значение, чем для мужчин.

Процесс формирования эмиграционного поведения по-разному протекает у эмигрантов разного возраста. Так, мо­лодежь (особенно до 20 лет) легче решает для себя вопрос о смене гражданства: треть молодых людей из числа опро­шенных хотела бы поменять свое гражданство. В старших возрастах (предпенсионном и пенсионном) такое желание высказывается значительно реже. Для эмигрантов в зрелом возрасте экономические мотивы эмиграции больше связа­ны с ориентацией на улучшение условий для самореализа­ции, усталостью от неустроенности своего быта в России. Эмиграционные намерения зависят также от образова­тельного уровня и экономического статуса выезжающих. Образование, занятие, профессия, квалификация являются признаками, определяющими положение людей в обществе,их принадлежность к той или иной социальной группе. Социальный статус эмигрантов отражается на индивидуаль­но-личностном мире ценностных ориентации людей, во многом определяет поведенческие установки выезжающих.

Важной составляющей выезда за рубеж выступает дея­тельность эмигрантов в процессе адаптации в новой для себя стране. Предстоящие проблемы в сфере занятости и трудо­устройства за границей вызывают у российских эмигран­тов наибольшую озабоченность.

Реализация жизненных планов, связанных с получени­ем за рубежом интересной высокооплачиваемой работы по специальности, для большинства российских эмигрантов оказывается самой сложной задачей их интеграции в но­вую для себя социальную среду. И это вполне естественно. Практически во всех странах иммигранты встречаются с различными формами дискриминации при поиске работы, признании квалификации, оплате труда, продвижении по службе. У иностранцев больше шансов потерять работу, выше риск оказаться безработным.

Необходимо подчеркнуть, что в мире уже сложилось международное разделение труда. Рынок труца экономичес­ки развитых стран перенасыщен работниками с традици­онной технической или гуманитарной подготовкой, сред­ним (по западным меркам) уровнем квалификации.

В сфере занятости спрос на иностранцев сохраняется только по двум профессиональным группам — высококва­лифицированные специалисты (прежде всего в области но­вейших технологий, маркетинга, проектирования производ­ства, финансов, брокерских операций) и низкоквалифици­рованная рабочая сила, готовая выполнять многие виды непрестижных работ, которых избегают местные работни­ки (в низкооплачиваемых отраслях промышленности, сель­ском хозяйстве, городских коммунальных службах, гости­ничном комплексе, ресторанном сервисе, на многих малых предприятиях, работающих на грани прибыльности, и др.).

При решении вопросов получения работы за рубежом надо учитывать приоритетность трудоустройства на национальных рынках труда Запада собственных граждан, острую конкурен­цию за свободные рабочие места не только среди местных ра­ботников, но и со стороны мигрантов из других стран, а также жесткие требования работодателей к возрасту и знанию языка. До выезда из России только каждый пятый эмигрант име­ет конкретные предложения по трудоустройству за рубежом (в основном через знакомых, родственников, ранее выехав­ших членов семьи). Преобладающему большинству (80%) эмигрантов еще предстоит поиск работы за границей. И для многих из них он начнется с посещения курсов иностран­ного языка, переобучения в профессиональных центрах пе­реподготовки кадров.

Второе место среди всех предстоящих проблем адапта­ции занимает преодоление языкового барьера. От этого за­висят шансы эмигрантов получить доступ ко всему, что но­вая страна могла бы им предложить, прежде всего в облас­ти занятости, образования, здравоохранения, обустройства и обеспечения жильем, социальной защиты. Из десяти вы­езжающих только двое свободно владеют иностранным язы­ком, четверо могут объясниться и еще четверо местного языка практически не знают. В совокупности 25% эмигран­тов с хорошим знанием языка после выезда за рубеж наме­рены сменить российское гражданство, а среди неспособ­ных разговаривать на местном языке таких только 20%.

Интересно, что проблемы предстоящей адаптации в при­нимающих странах видятся для мужчин и женщин по-раз­ному. Из всех ожидаемых трудностей жизни за рубежом для мужчин на первом плане стоят проблемы, связанные с тру­доустройством по специальности, приобретением жилья, а женщин больше всего волнует эмоциональная сторона их интеграции в новую для себя социальную среду -^ отсут­ствие близких друзей и знакомых, незнание языка, быта, обычаев, нравов местных жителей.

Деятельность в процессе адаптации в принимающей стране — заключительная стадия эмиграционного поведе-дея. Однако ее рассмотрение не может дать полного пред­ставления обо всей сложности проблемы эмиграции, ибо конкретные поведенческие поступки, связанные с пересе­лением в другую страну, носят всеобщий или групповой уарактер, с одной стороны, и в то же время, различаются у выезжающих в отдельные страны. Поскольку важнейшее место в эмиграции из России занимает переселение этни­ческих немцев и евреев, то оно оказывает определяющее влияние на среднероссийские тенденции миграционного опока из страны и особенности формирования эмиграци­онного поведения населения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]