Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
арабские страны.новdoc.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
852.48 Кб
Скачать

Палестина (1917—1948)

Палестина в планах сионистов. Возникновение союза Англии и сионизма. В конце XIX в. с притязаниями на Палестину выступил сионизм. Являясь наиболее реакционной формой еврейского буржуазного национализма, сионизм развился и оформился в эпоху перерастания капитализма в высшую, империалистическую стадию. Из буржуазнонационалистического течения он превратился со временем в воинствующую шовинистическую, экспансионистскую идеологию и политику еврейской крупной и монополистической буржуазии, которая, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть системы империализма.

Шовинистическое содержание сионизма отчетливо проявлялось с самого начала и в его программе, и в практической деятельности.

Сионисты выдвинули идею о существовании «единого еврейского народа», который перед лицом «извечного антисемитизма» должен быть собран на «родине предков». (При этом они стремились представить его как внеисторическую и надклассовую общность людей с гармоничными и тождественными интересами всех составляющих ее слоев.) Только таким путем, по их мнению, мог быть решен еврейский вопрос. Они объявили Палестину «духовным и национальным центром» для евреев всего мира, переименовав ее в Землю Израилеву (Эрец Исраэль). В первых же программных документах сионизма выявилась расистская сущность этого течения: его идеологи рассматривали Палестину как «страну без народа» и полностью игнорировали факт существования там коренного арабского населения и соответственно его национальные права. Одна из целей сионизма состояла в том, чтобы предотвратить развитие классового самосознания среди еврейских трудящихся и оторвать их от участия в революционной борьбе.

На первых порах сионистские лидеры избегали афишировать свои планы создания на территории Палестины еврейского государства. Им необходима была поддержка могущественного европейского государства, без которой сионистская идея колонизации оставалась утопией. Вначале они сделали ставку на империалистическую Германию, готовившуюся на рубеже XX столетия к колониальному переделу мира и рассматривавшую Палестину как стратегически важный район, контроль над которым обеспечит возможность проникновения в глубь Ближнего Востока. Однако вскоре они изменили курс и стали добиваться поддержки Англии, проявлявшей особый интерес к Палестине, так как эта страна находилась на подступах к Суэцкому каналу, который после оккупации Египта (1882 г.) превратился в важнейшее звено в системе коммуникаций Британской империи.

На своем первом конгрессе (Базель, 1897 г.) сионисты приняли программу, провозгласив целью движения создание «еврейского очага», хотя уже и в тот период многие из них откровенно признавали, что «очаг» будет лишь этапом на пути к образованию еврейского государства. Намечаемые ими контуры будущего государства имели весьма широкие географические рамки и включали не только палестинские, но и соседние арабские территории.

Созданная на Базельском конгрессе Всемирная сионистская организация (ВСО) учредила в целях экспансии в Палестину ряд экономических предприятий, основными среди которых были Еврейский колонизационный банк (1899 г.), Еврейский национальный фонд (1901 г.) и его отделение — Англопалестинский банк (1902 г.). Однако длительное время ВСО не могла организовать массовую иммиграцию и развернуть активную колонизационную деятельность, поскольку еще не нашла для себя покровителя среди империалистических держав и ее идейнополитические установки не получили существенной поддержки еврейского населения стран Европы.

Еще в 80х годах XIX столетия в Палестине стали обосновываться еврейские иммигранты из Европы, направлявшиеся туда сугубо по религиозным мотивам. Появление первой иммиграционной волны было вызвано не сионистскими лозунгами, а массовым разорением мелких ремесленников и резким усилением национального гнета. К тому же подавляющее большинство выезжавших из Европы евреев предпочитали переселяться в США, иммиграционный поток в Палестину был весьма незначителен. Так, с 1882 по 1900 г. еврейская община в Палестине возросла с 24 тыс. до 50 тыс. человек (в середине XIX в. среди населения Палестины насчитывалось немногим более 10 тыс. евреев).

Финансовая поддержка еврейской буржуазии позволила сионистам расширить масштабы земельной собственности в Палестине: с 1899 по 1914 г. их владения возросли с 247 тыс. до 450 тыс. дунамов1. Однако по остальным параметрам создание «очага» продвигалось крайне медленными темпами. Иммиграция и в первые полтора десятилетия XX в. оставалась на низком уровне. Рост численности еврейского сельскохозяйственного населения был незначительным, несмотря на интенсивное строительство новых поселений. В 1914 г. из 85 тыс. евреев Палестины только 7,5 тыс. человек было занято в сельском хозяйстве, хотя число сельскохозяйственных поселений с 1900 по 1914 г. увеличилось вдвое (с 21 до 43). Однако в одном сионисты преуспели: насаждая среди еврейской общины антиарабские настроения, они создали напряженность в отношениях между еврейскими иммигрантами и арабским населением. Уже в первое десятилетие XX в. зародилось сопротивление арабов сионистскому проникновению в страну.